Технологии модульного обучения на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку на тему

Антонова Галина Васильевна

Выступление на заседании районного методического объединения учителей иностранного языка Навашинского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnoe_obuchenie_doklad_rmo_oktyabr_2014.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технология модульного обучения на уроках английского языка.

Новые ориентиры в общем образовании рассматривают учение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике, и приводит к созданию динамически структурированных систем умственных действий (при условии использования индивидуальных программ обучения и развития внутренней нравственно-волевой регуляции). Как известно, обучение эффективно, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Именно модульное обучение позволяет практически решить эту задачу.

Модульная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. В России она стала известна с 1972 года. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.

Что же следует понимать под модульной технологией? Это реализация процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов", а именно, профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированные результаты обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

В чем же принципиальные отличия модульной технологии от других систем обучения?

Во-первых, модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока в 5 - 11 классах. Особенно в старших классах, где разнообразие деятельности не только не эффективно, но часто недопустимо.

Во-вторых, создатели модульной технологии предлагают считать временной единицей учебно-воспитательного процесса не урок, а учебную неделю или учебный цикл, включающий в себя определенное количество уроков, обязательно не менее двух (этот цикл и называют модулем). В законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью, представляется содержание обучения. Дидактическая цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме (как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.).

В-третьих, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

В-четвертых, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-пятых, наличие у каждого ученика модуля с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными детьми. Здесь нет проблемы недостаточного индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

  Определение модуля.

Модуль – это законченный блок информации, разработанная учителем программа действий и советов. Это своеобразная программа обучения, преимущество которой состоит в том, что она индивидуализирована по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения.

Модуль включает в себя:

  законченный блок информации («учебное содержание»);

  целевую программу действий ученика («функциональность»);

  рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации («технология»).

Самое важное в построении модуля - структурирование деятельности ученика по этапам усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь заложена большая возможность осуществлять проблемное обучение.

Главным признаком модуля является его самостоятельность, его смысловая законченность (своя цель, пути решения, результат, анализ результата). Но одновременно, модуль является частью определенной системы (анализ требует следующего шага).  Поэтому в модуль входят и связи его с другими модулями, элементами системы. Модуль внутренне самостоятелен, но внешне подчинен, он важное звено, без которого система не может действовать.

      Деятельность учителя и ученика.

В чем особенности деятельности ученика и учителя при модульной организации обучения?

Модульная технология является гуманистической технологией, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить “сверху” необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не “даватель” знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология - личностно - ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы.

При модульной технологии приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.

На модульных уроках дети могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава, а также всем классом. Форма посадки детей - свободная. Каждый из них имеет право выбора: будет он работать один или с кем-нибудь из товарищей.

В результате изменения деятельности учителя на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели.  Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения требует от учителя хорошего знания своих учеников.  

       Контроль.

Важным элементом модуля являются контрольные задания. Они тоже носят дифференцированный характер и призваны играть роль способа диагностики достижения цели и уровня усвоения. Самоконтроль осуществляется на заключительном этапе урока, его цель – анализ учащимся уровня усвоения материала урока. Нужно ли ему что-то доработать дома или за урок он уже подготовился к следующему уроку и контрольному заданию? На следующем уроке – контрольный тест по данному материалу.

Инструментом диагностирования могут быть тесты, а могут быть и другие формы. Для каждого планируемого уровня усвоения должны быть свои уровни контроля. Для I уровня – тесты на различение, опознание и классификацию. Для II уровня – на подстановку, конструирование и тест “типовая” задача. Для следующих уровней - задания более обобщенные.

      Оценка и анализ.

Выполнив задания теста, ребенок определяет свой уровень знаний, оценивает свою деятельность на уроке.

Для мотивации учения и определения степени достижения цели не менее важна рефлексия, т.е. самоанализ.

Возможен, например, такой вариант рефлексии:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Этот вариант простой и понятный для учеников 5-7 классов. В старших классах он, несомненно, будет усложняться. Рефлексия такого рода позволяет определить только внешнюю сторону результатов работы. Она не укажет на причины успеха изучения темы или, наоборот, неудачи. Она не поможет определить, какие способы работы были наиболее эффективными, понятными для ребят. Поэтому рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы.

При внедрении модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения:

1) принцип модульности, который предполагает:

•        конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели;

•        представление учебного материала законченным блоком;

•        интегрирование различных видов и форм обучения.

В практике преподавания английского языка этот принцип использован при составлении учебно-методических комплексов. Так, современное учебное пособие по английскому языку «Starlight»   состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности составляют содержание обучения для определенного языкового уровня;

2) принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает разработку разноуровневых дидактических целей — комплексных, интегрированных, частных — на курс, класс — на основе структурирования содержания образования;

3) принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

4) принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5) принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6) принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7) принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).

После освоения принципов данной технологии мы можем приступить к проектированию модульной программы. Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем:

а) учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;

б) учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

в) учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

г) учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

д) учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

  Плюсы и минусы модульной технологии.

Таким образом, к преимуществам данной технологии можно отнести:

•        направленность на формирование мобильности знаний;

•        гибкость метода и критичность мышления обучаемых;

•        вариативность структуры модуля;

•        дифференциацию содержания учебного материала;

•        обеспечение индивидуализации учебной деятельности;

•        разнообразие форм и методов обучения;

•        сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;

•        эффективную систему рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащихся;

•        обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке;

•        первоочередное формирование навыков самообразования;

•        снижение учебной нагрузки (дети могут работать без домашних заданий при условии полного усвоения материала в рамках учебного модуля);

•        значительное повышение интереса учащихся к предмету;

•        повышение качества обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

•        расширение возможностей для исследовательской и проектной деятельности.

Среди недостатков, на которые нужно обратить внимание при переходе на модульное обучение, можно выделить следующие:

•        “фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до “самообучения”, что можно расценивать как “предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения;

•        длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;

•        необходимость иметь современное оборудованное оборудование;

•        сужение подготовки учащихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным;

•        высокий уровень материальных затрат и трудоемкость изготовления модулей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование технологии проектного обучения на уроках иностранного языка в среднем звене".

Цель: показать необходимость использования технологии проектного обучения на уроках иностранного языка (на примере английского языка) на среднем этапе обучения....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка

Данная статья  и презентация об использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а значит,  о том,как на уроках создается атмос...

Технология модульного обучения на уроках английского языка

Технология модульного обучения на уроках английского языка...

Технология модульного обучения на уроках русского языка

В статье автор делится опытом использования технологии модульного обучения на уроках русского языка в старших классах....

Технология модульного обучения на уроках русского языка

В статье автор делится опытом использования технологии модульного обучения на уроках русского языка в старших классах....

Доклад на методсовете на тему "Технология модульного обучения на уроках русского языка"

Доклад включает в себя 4 раздела на тему "Технология модульного обучения". В докладе представлена структура модульного урока, разработка раздела "Морфология" при изучении темы &quo...