Статья "Проектная деятельность на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Чернышова Юлия Николаевна

Эта статья знакомит с опытом моей работы проектной деятельности на уроках английского языка.Особое значение уделяется значимости проектной работы во внеурочной деятельности. Здесь также представлены достижения учащихся в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничена рамками класса. А при проектной работе она выходит за пределы класса. Выполнение проекта включает несколько этапов.        На первом этапе ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Могут помочь наводящие вопросы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению.         Затем учащимися выдвигаются гипотезы решения данной проблемы, Они определяют творческое название проекта. Далее учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, каждой из которых предлагается разработать свой собственный проект по принятому плану. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Ребята будут использовать все четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование. Главная задача на этом этапе – сбор информации. Чтобы помочь детям в организации данного процесса , нужно посоветовать детям определиться, что они хотят узнать, решить, где лучше добыть нужную информацию, как записать полученные данные, проанализировать и объединить индивидуально собранные материалы в единое целое, откорректировать и оформить материал как проект группы. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.       Самостоятельная работа учащихся в группах проходит на протяжении нескольких уроков. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся.       Следующий этап – это защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта – схема, буклет, альбом, выпуск газеты, устная презентация.       Польза от такой работы для учащегося очевидна. Ученик работает над интересной темой, используя уже выученное и дополнительно изучая еще и то, что необходимо в связи с поставленной задачей. Учителю нужно доброжелательно принимать все, что ученики сделали. Это важное условие дальнейшей творческой работы, действенный источник мотивации, средство воспитания уверенности в себе.       Учащиеся могут представить проекты в письменном виде, оформленные по стандартам рефератов и курсовых работ. Учителем оценивается содержание и организация материала – правильность оформления титульной страницы, плана, наличие введения, заключения, распределение материала по главам, правильность составления библиографии. Особенно ценится оригинальность и мотивированность собственной исследовательской части.       Устная презентация всегда включает определенную долю риска для учащихся, поэтому нужны предварительные репетиции, чтобы помочь им исключить ошибки и добиться успеха. При подведении итогов учитывается содержательная сторона речи, организационное построение высказывания, разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала, грамотность речи.       Каждая группа решает сама, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Ребята могут использовать плакаты, раздать план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку. Ребята могут сопровождать свои выступления демонстрацией таблиц, схем, графиков, фотографиями, рисунками, предметной наглядностью. Остальные группы делают записи. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Оценка проектной работы – нелегкое дело. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.    

Несколько примеров: выполнение проектов присутствует в рабочей программе каждого класса, начиная с начальной школы. Конечно, проекты отличаются по степени сложности и по времени выполнения. Если во втором классе – это создание книги-азбуки, то в старшей школе – это долгосрочные проекты, требующие исследовательской работы.

В качестве примера возьмем проект “Globalisation and My Country”. Это долгосрочный проект. Учащимся пришлось много работать самостоятельно во внеурочное время, использовать различную информацию из учебников истории, обществознания, географии, экономики. Они использовали периодическую печать и Интернет. Учащимися была проведена огромная подготовительная работа, т.к. необходимо было раскрыть проблемы глобализации в экономике, политике, образовании и культуре.

Материалы проекты напечатаны в рабочей тетради. Представленных материалов и заданий достаточно для составления презентации, но в то же время структура проекта представляет возможность включить разнообразные дополнительные материалы (иллюстрации, Интернет-материалы, материалы печати). Таким образом, не ограничиваются творческие возможности наиболее сильных и заинтересованных учеников.

Проект должен  иметь практическую направленность. Для этого учащиеся рассказали о том, какое  влияние оказывает глобализация на нашу страну и конкретно на человека, каковы преимущества и недостатки данного процесса в экономике, политике и социальной сфере в каждой стране нашего огромного мира.  В итоге они приходят к выводу, что глобальные изменения неизбежны и Россия уже является частью глобального мирового пространства.

Выполняя данный проект учащиеся были очень заинтересованы. Они с удовольствием выполняли задания проекта. В ходе опроса учащихся было отмечено, что они узнали много новой и важной для себя информации, необходимой в их дальнейшей жизни. Такой отзыв детей является самым главным показателем актуальности проектного метода в условиях модернизации образования.

В самом начале работы с проектом было небольшое сомнение в том, что данный проект будет полностью выполнен. Но автор учебника построил задания таким образом, что постепенно, шаг за шагом все проблемы данного проекта полностью разрешаются.

Следующий большой проект был подготовлен по теме о проблемах экологии и окружающей среды “This Earth Was Made for You and Me”. Было предложено подумать над вопросом “One couldn’t pluck a flower without troubling a star” (Francis Thomson). В ходе рассуждений учащиеся подошли к определенной теме. Чтобы понять эту тему, они исследовали причинно- следственные связи экологических проблем, постарались выявить меры по предотвращению экологической катастрофы. Организовали обсуждение по теме “Environmental Protection”, опираясь на знания по экологии, географии, биологии и химии.

Учащиеся выдвинули гипотезу: Man’s survival depends upon the way he treats his environment. Исследуя источники информации, они находят факты, подтверждающие наличие экологических проблем (Аральское море, Чернобыль, исчезновение многих видов животных и растений, озоновые дыры, вырубка лесов и т.д.), выясняют причины экологических проблем, какие меры необходимо принять для решения проблемы.

Собрав нужную информацию по данной проблеме, учащиеся проводят «встречу представителей государств и международных организаций» и пытаются решить вопрос о том,  как помочь природе и всему человечеству избежать экологической катастрофы.

Учащиеся старались самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти.

Учащиеся всегда чувствуют огромную удовлетворенность и свою значимость при выполнении любого проекта.  

Необходимо помнить, что ребенок должен четко и ясно понимать, что он изучает, почему, зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки.

Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется  деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.

            Особо хочется отметить значимость проектной работы во внеурочной деятельности. Обучающиеся могут  выбрать интересующие их проблемы. Кроме того, у детей появляется больше времени для исследовательской работы, больше творчества для представления своего проекта. Так, например, мы принимали участие конкурсах проектов муниципального и областного уровня. В конкурсе «По страницам боевой славы» на английском языке в номинации «Война и школа» обучающиеся Корнаухова Светлана и Зенина Ольга заняли первое место. В областном конкурсе они получили диплом III степени. Обучающиеся Кашина Анастасия и ЖдановаТатьяна в муниципальном этапе конкурса «Неизвестные страницы истории Тамбовского края» в номинации «Из истории нашего села» заняли первое место. В областном конкурсе она стали лауреатами диплома III степени.

 Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во  время выполнения проектов.         Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий, лексический, грамматический материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Использование обучающих инновационных технологий, рифмы как основы проективно-образовательной деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

Статья посвящена описанию различных инновационных приемов и традиционных подходов к обучению английскому языку....

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке учебной деятельности на уроках английского языка

Целью работы является описание приемов развития навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение....

Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "

    Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...