психологическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовке егэ
материал по биологии на тему
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_starsheklassnikov_v_protsesse_podgotovke_ege.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день!
Тема моего выступления « психологическое сопровождение старшеклассников при подготовке к ЕГЭ».
Вы все здесь присутствующие – учителя, педагоги с большим опытом. Вы не первый год готовите учащихся к сдаче экзамена по биологии. Каждый из вас нашел свой метод подготовки и использует его в своей практике. Что касается меня, то в сфере образования работаю третий год. Опыт небольшой, но уже есть.
Готовясь к сегодняшнему дню, читая различные статьи, я в них нашла подтверждение своим предположениям, много почерпнула нового для себя.
Современный мир характеризуется высокой динамичностью. Система целостных ориентаций в обществе перешла в разряд быстро изменяющихся категорий.
Введение ЕГЭ в форме тестирования призвано снять ряд проблем, одна из которых процедура оценивания. Она не позволяет выделить учеников, достигших развития компетенции высшего уровня.
В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ в целом достаточно освещена, тогда как психологический компонент данной подготовки все еще остается мало разработанной областью психолого-педагогической теории и практики.
Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого-педагогической практике.
Важна в таких случаях позиция, которая декларируется и предъявляется школой : « мы вместе помогаем нашим детям подготовится к экзамену». Для достижения этой цели возможно проведение тематических родительских собраний, на которых родители знакомятся с информацией о содержании и структуре подготовке к экзамену, реализуемое в школе, которое позволяет осмыслить свою ответственность в этом сложном процессе. Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.
Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:
- УРОВЕНЬ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
- УРОВЕНЬ ТЕСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСНИКА
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СФОРМИРОВАННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В НЕПРИВЫЧНОЙ ОБСТАНОВКЕ.
В психологии существует понятие «тестовая искушенность» - любой испытуемый, который подвергается тестированию, имеет определенные преимущества по сравнению с теми, кто проходит тестирование первый раз, Эти преимущества складываются из ранее определенного чувства неизвестности, сформировавшейся уверенности в себе, сложившегося отношения к тестовой ситуации, навыками работы с тестовыми заданиями, осознания сходности принципов решения задач в определенной группе тестов.
ЗАДАЧАМИ УЧИТЕЛЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Адекватная оценка в течение учебного периода в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
- Не натаскивание старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету.
- Составление плана собственной работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- Проведение обсуждение этих планов со всеми участниками образовательного процесса.
- Проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся.
- Анализ результатов тестирования на разных уровнях.
Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы учащиеся со специфической процедурой экзамена. Для ознакомления учащихся с процедурой ЕГЭ есть следующие формы работы:
- Просмотр видеозаписи процедуры экзамена ( постановочный вариант)
- Игра-драматизация – проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале.
- Игры с заданиями о процедуре и правилах ЕГЭ
В заключении не много статистики и исследований.
Стресс и страх, который испытывает учащийся перед экзаменом затрагивает все системы организма человека: нервную, сердечно-сосудистую, иммунную и др.
Сильную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на экзаменах испытывают так же по следующим причинам: итоги экзамена влияют на возможность поступления в выбранный ВУЗ, на социальный статус молодого человека, его самооценку.
Методика работы со страхом перед экзаменами подбирается индивидуально, это связано с тем, что разные люди, реагируют на страх по-разному. Например, для людей, активно реагирующих на страх перед экзаменом, проблемой является снизить уровень экзаменационного стресса. Для людей пассивно реагирующих на страх перед экзаменом – нужно настроится и мобилизовать все силы , как говорится, надо как следует разозлить, чтобы успешно сдать экзамен.
У учащихся существуют предэкзаменационные мифы, которые мешают подготовке к экзаменам:
- надо себя заставить
- чем больше за учебником, тем лучше знаешь
- не отвлекайся
- полезно проговаривать вслух то, что читаешь, чтобы лучше запомнить
- в ночь перед экзаменом запоминается лучше всего
- вредно много есть в период подготовки к экзамену
по данным интернет – опроса 68% учителей относятся к ЕГЭ отрицательно. Из 1400 опрошенных на сайте интернет сообщества учителей pеdsovet.su только 17% проголосовали, что уверены что ЕГЭ – это благо для России, 14% - затруднились с ответом и 68% - высказались против.
Проблема всех.
По правилам выпускник средней школы может рассылать заявку с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений. В результате абитуриенты не понимают, куда именно они в итоге поступят. А ВУЗ, в свою очередь, не знает, сколько на самом деле студентов зачислено.
Эксперты признают, что необходимо отладить систему ЕГЭ, чтобы объективно оценивать знания учащихся и прервать коррупцию в школе и ВУЗе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий
Следует подчеркнуть, что проектирование индивидуальных образовательных траекторий и программ учащихся особенно значимо для старшеклассников, которые приобретают опыт ответственного построения своего ж...
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса профильного и предпрофильного обучения
Роль педагога-лихолога в сопровождении учебно-воспитательного процесса...
Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Психологическое сопровождение педагогов в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ...
Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»
Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»
Данный материал содержит выступление на тему "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»", а так же презентацию по данной проблеме. Кр...
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...
Семинар - практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ГИА"
Психологическая подготовка обучающихся к прохождению ГИА является одним из приоритетных направлений работы психолога, от которой, порой, зависит больше половины результата...