Активизация речевой деятельности на уроках английского зяыка.
статья по английскому языку

Карпова Ирина Евгеньевна

Цель разработки: помочь учителям избежать распространенной ошибки в преподавании – большой процент говорения учителя по сравнению с процентом говорения учащихся, а также подсказать возможные пути повышения речевой активности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация речевой деятельности на уроках английского языка.

Цель разработки: помочь учителям избежать распространенной ошибки в преподавании – большой процент говорения учителя по сравнению с процентом говорения учащихся, а также подсказать возможные пути повышения речевой активности учащихся.

     Работа над всеми видами речевых навыков должна проводиться больше на речевых (ситуации, диалоги, рассказы), чем на языковых (подстановочные, переводы) упражнениях. Интенсивность обучения подразумевает прежде всего грамотное использование сочетания различных видов речевых. А не чисто языковых упражнений.

Предлагаются следующие виды речевой деятельности для использования на различных этапах урока:

Организационное начало (речевая разминка).

     Это необходимый этап работы, который включает учащихся в работу над языком и может быть средством отработки определенных речевых навыков и лексики.

     Начиная с первых занятий можно начинать заучивание приветствий. Когда усвоены первые фразы (Hello! Nice to see you! How are you?), добавляем беседу о погоде, выходных, здоровье. Многократные повторения дадут эффект заучивания наизусть без усилий.

     Начало урока удобно для отработки речевых структур (to be going to, to be in, to be out, to be ill, to be present (absent), ситуации с Present Perfect м т.д.

     Целесообразно использовать в этой части урока реальные ситуации – наступающий праздник, чье-то отсутствие на уроке или предыдущем уроке. Таким образом, эта часть урока будет восприниматься как реальное общение на языке.

Работа с аудиоматериалами.

     Аудирование – эффективное и привлекательное средство работы над языком и может использоваться для работы над фонетикой, грамматикой, лексикой, разговорными темами.

      Здесь нельзя забывать об аудиокурсах к учебнику.

     Для работы над фонетикой и чтением – слушаем запись и повторяем по словам, предложениям за диктором. Можно прослушать запись вместо повторного чтения перед обсуждением.

Здесь возможны следующие виды работы:

  1. Закрыв текст и глядя на картинку, обучающиеся слушают запись или часть записи (на усмотрение учителя);
  2. Учитель проверяет понимание прослушанного с помощью вопросов (даже если обучающиеся утверждают, что ничего не поняли);
  3. Запись слушается повторно с целью уточнения деталей (имена, даты и т.п.);
  4. Текст слушается повторно по предложениям с повтором хором.
  5. Финальное прослушивание текста – все должно быть слышно и понятно.

  1.  При необходимости текст может быть прочитан по учебнику.
  2. Последний этап – обсуждение.

     В зависимости от содержания записи обучающиеся могут провести параллель с собой, употребляя выражения: I also, I never, As to me and so on),  могут высказывать свое мнение, отношение. Для этого в зависимости от уровня подготовки обучающихся им следует напомнить необходимую лексику: agreement – disagreement, certainly – uncertainly, sympathy – consolidation).

     Если это был диалог-интервью, можно попросить обучающихся вспомнить вопросы, которые там задавались (как профилактика ошибок), и попросить задать их одноклассникам без предварительной опоры на текст. Затем будет логично проверить результат общения с помощью вопроса What have you learned from your friend? При необходимости беседа может быть продолжена с помощью задания: Sum up all our students have said.

Работа над устными темами.

 В этом виде работы должен быть максимум речевых упражнений. Речь учителя должна быть краткой и только для стимулирования говорения. Здесь следует продумать формулировки заданий. Иногда целесообразно повторять одни и те же задания – это увеличит интенсивность работы, создаст впечатление у обучающихся, что они много говорят.

Возможные задания:

  1. Ask your friends the questions  and sum up the answers;
  2. Give a summary of the text;
  3. Give the summary of the text and discuss it;
  4. Make up 5 questions to the text or on the topic and ask them;
  5. Make up situations;
  6. Make up a story on the topic;
  7. Quote the sentence from the text which proves/describes/speaks about…
  8. Respond to the statements.

     Новая лексика легко воспринимается и запоминается, если она вводится в ситуациях. Например, «Shopping» - список продуктов. Сначала его следует прочитать с обучающимися, попросить рассказать о продуктах, которые они чаще всего покупают в магазине, ближайшем к дому. Затем идет работа в парах, затем комментарии: I also… As to me…

Возможные задания:

  1. Describe the picture.
  2. Act out the dialogue of the cashier and the customer.
  3. Interview the woman with the child.
  4. Buy some things in this shop in pairs.

Закончив работу над темой, проверив домашние сочинения или эссе, можно провести урок повторения иди урок-зачет. Здесь необходимо найти такие формы проверки, которые покажут степень владения лексикой и разговорные возможности обучающихся.

Возможные формы контроля:

Тема «Eating out»

Say 3 – 10 sentences on 1 – 2 of these topics (pupils speak to their partners).

  1. To have a snack or a meal in our city isn’t a problem.
  2. I often/don’t often eat out.
  3. I want to celebrate my birthday in a café.
  4. Persuade your friend that it’s a good idea to have a meal out.
  5. Give the summary of the stories you’ve heard.
  6. Let’s interview one of our pupils.
  7. Make up a conversation.
  8. Listen to the recording and comment.
  9. Agree ore disagree with my statements and explain your point of view.

Если все же учитель хочет услышать пересказы, то следует попросить учащихся быть не просто слушателями, а заинтересованными слушателями, задающими вопросы.

Работа над текстом учебника.

     Чтобы учащиеся больше говорили на уроке, не дожидаясь ваших вопросов. Следует настаивать на развернутых ответах на задания и на вопросы. Например, такие речевые упражнения из учебника, которые даются практически после каждого текста: «Agree оr Disagree», «Answer the Questions», могут стимулировать небольшие рассказы или высказывания. Задача учителя – организовать работу таким образом, чтобы не задавать вопросы после каждого предложения. А жестом или одним словом-стимулом (Why? Because… And… Go on) побуждать обучающихся к разговору.

     Пересказ не является естественным в реальной речевой деятельности, не дает ощущения говорения. Содержание текста и его понимание можно проверить иначе.

     После прочтения текста из учебника, когда его содержание и лексика уже усвоены, можно попросить обучающихся пересказать его от лица одного из героев. Другие обучающиеся могут выступать в роли других персонажей. Тот же пересказ от лица одного из героев можно сделать в парах с другими персонажами или как беседу с автором. В этом виде работы обучающиеся переосмысливают содержание текста, выбирают языковой материал, который им необходим, то есть их речь осмыслена.

     Изучая тексты-рассказы, следует стремиться к созданию стимулов и обстановки для общения, близкого к реальному. Здесь нам помогут выражения, которые изучаются в разделе «Speech etiquette»: What new information have you learned? What’s your impression? (Express surprise, interest, disagreement, uncertainty, wish etc.)

     Можно организовать беседу «Compare with your country»,  провести диалог в парах «A Russian student – An English studentили провести беседу одного англичанина и группы русских и наоборот. Содержание беседы будет то же,  что и в учебнике, но обучающиеся будут творчески перерабатывать материал, практиковаться в языке, использовать грамматику и лексику урока, но не в виде декламации наизусть, а в виде собственной речи.

     Также интересны такие виды работы, как «социологический опрос», интервью, отчет о поездке (с выражение своего отношения).

     Если часто использовать работу парами, группами, ролевые игры, то у обучающихся не будет ощущения, что они совсем не говорят на уроке. Если учитель кратко и понятно объяснит задание, то его речь на уроке сократится, а эффективность занятия повысится.

Работа над грамматикой.

     Грамматический материал лучше всего усваивается на конкретных ситуациях. Подбирая ситуации, лучше всего использовать тему, которая изучается в данный момент. При работе над грамматикой необходимо использование диалогов, маленьких рассказов, рисунков, которые представлены в различных грамматиках.

Возможные виды работы:

1. Read the situation and point out the questions.

2. Ask your partner these questions.

3. Comment your friend’s answers.

4. Think of 5 questions with the new grammar.

5. Let’s answer the most interesting questions.

6. Make up the situation (conversation) to illustrate this grammar.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Активизация речевой деятельности на уроках английского языка

Творчество в работе учителя- это неизбежность. В нашем технологичном  мире трудно удержать интерес ребёнка.Но есть способы и приёмы  разнообразить работу учителя....

Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы.

На современнном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. я предгагаю некоторые из них....

Активизация речевой деятельности на уроках иностранного языка

Привить учащимся навыки свободного владения иноязычной речью – нелёгкая, но очень важная задача. Чтобы ребёнок заговорил, ему нужно переступить языковой и психологический барьер. Чтобы не возник...

Активизация речевой деятельности на уроках иностранного языка

Статья о введении  лексического материала на уроках иностранного языка ( из опыта работы)...