Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 10 класс) на тему
Нетрадиционные уроки, основанные на совместной деятельности учителя и учеников, апробировании новых форм работы развивают активную познавательную деятельность учащихся на уроках и повышают эффективность преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка.
В наш динамичный век развития цифровых технологий каждое новое поколение детей всё больше времени проводят у мониторов компьютеров, смартфонов, планшетов без движения, проживая день за днём жизнь вымышленных героев, отложив радости своих детских жизней. В этой непростой ситуации задачей учителя является активное вовлечение и увлечение детей учебным процессом с целью формирования активной жизненной позиции ребёнка.
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к предмету. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учеников, побуждая их мыслить, искать, действовать.
Нетрадиционный урок – это урок, включающий в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном творчестве, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Примерами нестандартных уроков могут быть различные виды игр, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки - КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники и т.д. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
- Использование коллективных форм работы;
- Привитие интереса к предмету;
- Развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- Активизацию деятельности учащихся;
- Становление новых отношений между учителем и учениками.
Я хочу остановиться на некоторых типах нетрадиционных уроков, которые я использую в своей практике.
- Урок - соревнование.
Примером данной формы урока является урок в 5 классе “INTELLECTUAL MARATHON”.
За несколько дней до игры учащиеся были ознакомлены с условиями ее проведения и получили домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды, изготовить именные значки. Это позволило снять «боязнь» и способствовало созданию благоприятной психологической атмосферы.
Каждый конкурс был посвящен той или иной теме («Животные», «Правила дорожного движения», «Знаменитые люди», и др.), что способствовало более прочному усвоению программного материала, формированию и закреплению у учащихся навыков иноязычной речи.
Работа в командах способствовала формированию у учащихся таких положительных личностных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи. Выполнение заданий занимало немного времени и позволяло проверить одновременно всех учащихся, которые были поставлены в равные условия, т.е. работали в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дали возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер.
Благодаря игре учащиеся расширили границы своих знаний в области географии, культуры, истории стран изучаемого языка.
- Урок - игра.
1) Используется мною как в младших, так и в старших классах. Игра является одним из эффективных способов приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка. В игре всегда предполагается решение: как поступить, что сказать, как выиграть.
Примером такого урока служит урок – игра для младших классов “ТНЕ ABC ”.
Цель урока: провести в игровой форме обобщающее повторение и контроль овладения учащимися алфавитом, исходным словарным запасом, чтением, письмом, умением вести диалог, используя оценочные суждения.
Урок включает в себя следующие конкурсы и игры –
- «Кто быстрее найдёт буквы?»
- « Кто быстрее расположит буквы в алфавитном порядке?»
- «Знаешь ли ты правила чтения?»
- « Собери разбежавшиеся буквы».
- «Угадай на слух загаданную букву».
- «Составь слово».
- «Верни число на место».
- «Зашифрованные вопросы».
- « Опиши букву».
2) Очень часто использую на уроках дидактические игры, например:
"Opposites"
Учитель называет слово, а дети отвечают противоположным по значению.
(Можно играть по командам: одна команда называет слово, а другая подбирает противоположное по значению).
Например:
Big –small | Thick/ fat – thin |
Brave – cowardly | Clean – dirty |
Strong – weak | Wet – dry |
Fast – slow | Hard – soft |
Beautiful - ugly | High – low |
Long – short | Low – loud |
Young – old | Furry – bald |
New – old | Happy – sad |
Smooth – rough | Hungry – full |
Good – bad |
|
"Is it true or not?"
Игру можно проводить с мячом. Водящий кидает мяч любому из игроков и называет словосочетание, задавая вопрос: "Is it true or not?" Игрок ловит мяч и отвечает: "Yes, it’s true", либо "No, it’s not true". Затем он становится водящим и кидает мяч следующему игроку.
Например:
Yellow lemon | Pink pig |
Orange bear | Brown monkey |
White snow | Red crocodile |
Purple mouse | Green grapes |
Gray elephant | Purple cucumber |
Blue apple | Black sun |
3) Игровые моменты использую и при изучении грамматики. Например, при изучении неправильных глаголов, использую стихи. В младших классах на русском языке:
To go - went - gone:
Все пошли мы на прием.
To have - had - had:
Съели вкусный там обед.
To get - got - got:
Удовольствия на год.
To come - came - come:
Приходите в гости к нам.
To do - did - done:
Очень рады будем вам.
А в старших классах и на английском:
I've found a kitten:
To - write - wrote - written.
I've seen a bird:
To hear - heard - heard.
I've made my bed:
To read - read - read.
I've eaten a bun:
To run - ran - run.
4) Отличным игровым моментом на уроке может выступить и кроссворд, их я использую для закрепления изученной лексики. Кроссворд является средством формирования, уточнения, систематизации полученных лексических единиц по ранее прошедшей теме, где слова были рассредоточены в текстах, диалогах и различных заданиях. А так же кроссворд, выданный учащимся без возможности использования учебника и конспекта, является наиболее достоверно определяющим средством усвоения материала учащимися. На уроках-играх используется групповое разгадывание «кроссворда-гиганта», представленного учащимся на бумаге крупного формата. Данный вид работы повышает сплоченность группы учащихся, формирует умение общаться в процессе творческой работы.
При разгадывании кроссвордов дети также запоминают написание слов. Использую как лексические, грамматические, так и страноведческие кроссворды.
- Урок – путешествие.
Данный вид урока использую как в младших, так и старших классах. Приведу пример урока во втором классе. Урок состоит из нескольких этапов.
- Подготовка к путешествию, где дети знакомятся с предстоящими задачами. В путешествие на нашем корабле может отправиться не каждый, а только тот, кто хорошо знает английский алфавит. Рассказываем алфавит и знакомимся с первым членом нашей команды- английским пёсиком Клиффордом, мы нарисуем его с помощью английских букв.
- Начало путешествия. Дети знакомятся с маршрутной картой и видят, что на ней все моря имеют названия цветов и для того, чтобы не заблудиться необходимо их повторить. Что мы и делаем с помощью разноцветной ромашки.
- «Полуостров Знакомства». На наш корабль мы попадём с полуострова Знакомства, но через него мы можем пройти, только если познакомим друг друга со своей семьёй. Дети рассказывают о своих семьях
- «Залив Загадок». На нашем корабле мы приближаемся к заливу Загадок. Чтобы не потерпеть кораблекрушения, нужно отгадать несколько загадок по теме « Профессия». Один из учеников становится ведущим и получает картинки с изображением каких- либо профессий. Дети на местах с помощью наводящих вопросов должны угадать, кто изображён на картинке.
- «Пролив Бодрости».
- «Остров Зверей». Злой врлшебник заколдовал зверей. Нам нужно помочь им. Дети называют животных и описывают их.
- «Бухта Находок». Кажется, наш корабль сбился с курса. Мы приближаемся к Бухте Находок. Посмотрите, тут конверты! Давайте посмотрим, что в них. Письма! Идёт работа с текстами: чтение, верно или неверно, закончи предложения, ответьте на вопросы.
Урок получается очень красочным и увлекательным.
- Урок – экскурсия.
В 11 классе, при изучении темы «Культура», я использую уроки – экскурсии. Например урок по теме «Знаменитые картинные галереи Великобритании и России». На первом этапе дети узнают о том, какие музеи являются самыми известными в мире, далее речь идёт об истории создания галерей, о картинах, находящихся здесь и их авторах.
На уроке английского языка, при изучении темы, посвящённой столице Великобритании – Лондону, я также применяю эту форму проведения урока, но при этом использую компьютерные технологии. При просмотре презентации дети знакомятся с основными достопримечательностями Лондона, в конце же предоставляется небольшое задание, где детям необходимо совместить изображения достопримечательностей и их названия.
- Обобщающие уроки c использованием нестандартных заданий.
Уроки с использованием большого количества наглядности и нестандартных заданий тоже можно отнести к разряду нетрадиционных. Примером такого урока можно назвать урок в 5 классе «В гостях у приведений». В ходе урока дети вовлечены в нестандартную ситуацию, они в гостях у маленького приведения в его замке. С его помощью дети знакомятся с элементами жилого дома, с названиями комнат, мебели. Выполняют задания, связанные с новой лексикой: угадай название, выбери лишнее слово, разгадай кроссворд и т.д., а также поют песню приведений, слушают диалог между ведьмой и маленьким приведением.
- Урок – презентация.
В последнее время компьютер играет все большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации и индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышению эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя, облегчает труд педагога, способствует его рационализации за счет высвобождения учебного времени для творческих видов работ.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок. Урок становится интересным и более интенсивным.
Работа с компьютером способствует повышению интереса к учебе, помогает устранить отрицательное отношение к ней. Благодаря этому появилась такая форма урока, как презентация, где урок наряду с учителем готовят и сами ребята, создавая необходимые презентации по конкретной теме. Так выглядит урок, который я проводила в 7 «А» классе по теме «Защита окружающей среды». Весь урок был построен на презентациях: основной – учителя, где детям были представлены задания и при помощи которой осуществлялся переход от одного этапа урока к другому; и тех, которые были подготовлены детьми самостоятельно, причём, каждая имела свою тему и соответствовала определённому этапу урока. Урок прошёл очень живо и, конечно же, детям понравилось наравне с учителем принимать участие в подготовке урока.
Также презентации могут быть и частью урока. Например, урок в 10 классе, посвящённый праздникам Великобритании, состоит из двух презентации: первая, очень красочная, носит обучающий характер - знакомит детей непосредственно с праздниками; вторая - презентация - тест, при помощи которой можно проверить насколько дети усвоили материал.
- Проектные уроки английского языка.
Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, уровень интеллектуального и нравственного развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им урок, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Проект запускается в начале изучения темы. Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Наводящими вопросами ученики подводятся к тем пунктам плана, которые намечены учителем. Далее в зависимости от формы проекта, учащиеся делятся на группы и разрабатывают собственный проект.
Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив, растет взаимодействие учащихся. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда.
В своей практике чаще всего использую групповые проекты, т. к при этом не может быть бездействующих учеников «отсиживающихся» на уроке, ведь зачет проекта осуществляется при выполнении элементов работы всеми участниками группы.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от действий каждого зависит успех всей работы, поэтому каждый ребенок, активно включается в поиск новой информации, в получение знаний. Во время такой работы школьник учится креативно мыслить, искать индивидуальные, нестандартные решения, планировать свои действия с учетом взгляда своих одноклассников, работающих с ним в одной команде. Эта форма работы очень нравится учащимся.
Примерами выполненных проектов являются газеты о странах изучаемого языка, открытки – поздравления, пригласительные билеты на день рождения, презентации, инсценирование сказок, кроссворды, рассказы – загадки и т. д.
- Урок с применением компьютерных обучающих программ.
На уроках во 2-3 классах я успешно применяю интерактивный курс, предназначенный для начальной школы.
Данный тип урока способствует лучшему запоминанию грамматического материала, развитию навыков говорения и аудирования.
Итак, в заключение я хочу отметить, что использование нетрадиционных уроков или их элементов доступно каждому учителю. Стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что ваш предмет нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету. Нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.
Список использованной литературы:
1.Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М.Кулиш
2. В.Г. Занимательный английский для детей. – Донецк, 2001
3.АгаповаГ.Г. Агапова Н.Ю. English For Fun – Дрофа, Москва , 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....
Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка
Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»
Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"
Мой стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка в средней общеобразовательной школе
Нестандартный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебн...

Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
Сценарий на педагогический совет...