Образовательное путешествие на английском языке
статья по английскому языку на тему
На уроках иностранного языка процесс формирования коммуникативной компетенции включает в себя как языковую, так и социокультурную составляющую, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать эффективную личность даже в ограниченных пределах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_lashko_v.g.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лашко Вероника Георгиевна,
учитель английского языка
ГБОУ школа № 567
Петродворцового района
Санкт - Петербурга
Образовательное путешествие на английском языке
Работая в школе с углубленным изучением английского языка, мне постоянно приходится участвовать в поиске новых форм и приемов, позволяющих слить в единый процесс работу по формированию социально адаптированной личности учащихся.
Актуальность проблемы преподавания иностранного языка в школе в настоящее время определяется ростом кросскультурных коммуникаций.
В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации является отличительной особенностью урока иностранного языка.
На уроках иностранного языка процесс формирования коммуникативной компетенции включает в себя как языковую, так и социокультурную составляющую, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать эффективную личность даже в ограниченных пределах. Феномен социокультурной грамотности предполагает развитие способности понимать и ценить культуру своего и других народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре общения.
Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Но такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка, не оставляя без внимания историю своей собственной страны. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся необходимо использование нетрадиционных форм проведения занятий. К таким занятиям следует отнести: урок – экскурсию.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения, способствуют повышению познавательной активности.
Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивного личностного взаимодействия в процессе социализации учащихся. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности обучающегося.
Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.
Необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся на занятиях для формирования эффективной и успешной личности каждого. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующему учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.
Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется.
Современный урок иностранного языка – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемого языка. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка и своей собственной.
Во-вторых, на уроке используются различные oрганизационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Это возможно только при условии, если учитель регулярно использует их.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника и проявления искренней заинтересованности в личностном росте своих подопечных. Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий. К ним относятся: речевые задания, проблемные задания.
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранному языку. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления своей Родины, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.
Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
Образовательное путешествие может служить ярким примером нетрадиционной формы урока английского языка. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие учителя на уроке.
Образовательное путешествие – это приятный способ не только отвлечься от учебников, но и приобрести новый опыт и яркие впечатления. А это способствует более глубокому и качественному усвоению материала по истории, русской литературе, географии и другим школьным дисциплинам. Такие путешествия хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое Санкт-Петерурга, знакомят с выдающимися личностями истории. Статус образовательного путешествия определяется целями его проведения. В одном случае это будет метод, в другом средство, в третьем организационная форма.
Образовательное путешествие как метод, может быть направлено на совместную деятельность педагога и учащихся для достижения ими образовательных целей. Разработка экскурсии на иностранном языке имеет творческий, поисковый характер. Например, тема экскурсии на английском языке «Летний сад» (“The Summer Garden”) побуждает учеников найти и подготовить материал, связанный с историей создания Летнего сада, что из себя представлял первоначально Летний сад, и каким он сейчас является.
Образовательное путешествие как средство обучения, является предметной поддержкой для закрепления материала как по английскому языку, так и знаний по истории и культуре Санкт-Петербурга.
Целесообразно проводить данную экскурсию в Летнем саду с просмотром и рассказом о конкретных объектах.
Образовательное путешествие как организационная форма, выражается в четком, продуманном плане его организации. Учитель заранее посещает место экскурсии, продумав наиболее целесообразный путь следования. Данный вид работы является важной органической составной частью работы учителя, он должен быть тесно связан со всем ходом обучения. Образовательное путешествие - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность педагога и школьников.
Особенность образовательного путешествия: маршрут движения должен быть компактен. Нельзя включать в него объекты, далеко отстоящие друг от друга. В случае, когда объекты показа отстоят друг от друга слишком далеко, неоправданно увеличивается продолжительность экскурсии, быстро устают школьники, распадается внутреннее единство сюжетов, из которых складывается урок-экскурсия. В таком случае можно организовать виртуальное путешествие.
Маршрут должен быть построен таким образом, чтобы экскурсионный материал имел свое начало, развитие и завершение. По мере следования по маршруту приобретенные знания и полученные впечатления должны объединяться в одно целое: осмотренное вначале должно подготовить учащихся к восприятию последующего материала; весь материал должен подводить к выводам, которые будут завершать образовательное путешествие.
Структура экскурсии традиционно является следующей:
Структурный компонент | Содержание |
Подготовительный этап | Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.). Подготовка учащихся к предстоящей экскурсии заключается в пополнении знаний (актуализация) |
Ход экскурсии | Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания. Наблюдение является ведущим методом работы с учащимися на экскурсии, но при этом большое значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение. В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность учащихся. В конце экскурсии подводятся итоги, что узнали нового, интересного. |
Рефлексия | Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, обобщающие беседы и т.д.) |
Содержание путешествия может быть связано с культурными объектами. На экскурсии обеспечивается первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, пробуждается любознательность и познавательный интерес. При этом программный материал постепенно усложняется за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний.
Образовательное путешествие является одним из наиболее действенных методов обучения иностранному языку, формируя межкультурную компетенцию учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет им принимать активное участие в диалоге культур.
Образовательное путешествие дает возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Литература
- Вакс Э.П. Дух Санкт-Петербурга.-3-е изд. СПб.: Интерлайн, 1998, С.-182
- Гревс И.М. Дальние гуманитарные экскурсии и их образовательно-воспитательный смысл // Экскурсионное дело. – 1921. – № 1-С.- 24
- Ковалева Т.М., Рыбалкина Н.В. Образовательное путешествие как новый (хорошо забытый старый) вид туризма // Внешкольник.2003. -№9. С.- 12-14
- Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336с.
- Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.40-43
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980.-96с.
- Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // Иностранный язык в школе - 1986 - №4.
- Рыбалкина Н.В. Открытое пространство образования: способы представления и построения // Материалы VIII Всероссийской научно-практической тьюторской конференции. - Томск, 2004.С.-19-21
- Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – СПб.: КАРО, 2008. – 448с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Совершенствуй свой английский"
Программа разработана для обучающихся 13-15 лет и рассчитана на два года обучения. Программа направлена на расширение и углубление знаний, предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурно...
Образовательное путешествие на английском языке
В статье говорится о повышении мотивации в изучении английского языка...
Обязательный образовательный минимум по английскому языку (I полугодие). Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. Английский язык. V класс.
Лексико-грамматический материал для обязательного образовательного минимума по английскому языку для учащихся 5 класс, учебник И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой "Английский язык.V класс". (1 часть уч...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 2 класса
Дополнительная образовательная программа...
Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку «Английский с увлечением» для 5 класса
Дополнительная образовательная программа...
Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"
Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....