Научно-практические конференции для учителей
статья по английскому языку ( класс) по теме

Базарова Евгения Баторовна

Работа к конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базарова Е.Б., учитель английского языка Улюнской средней общеобразовательной школы имени Сахара Хамнаева

Баргузинского района Республики Бурятия

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ И НАВЫКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В связи с расширением билингвистического образования во всем мире, возникает проблема мотивации обучения иностранным языкам, а также проблема прочного и устойчивого формирования навыков иноязычной языковой компетенции.

Формирование ученической мотивации в школьном возрасте является одной из центральных проблем современного образования. Особенно актуальной она становится ввиду обновления целей и содержания образования во всем мире, постановки задач формирования у учащихся приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.

Управление мотивацией изучения любого иностранного языка носит специфический характер и отличается от других предметов школьной программы. Урок иностранного языка, в отличие от других предметов ,в качестве основной цели обучения выдвигает формирование коммуникативной компетенции учащихся, при этом  формирование коммуникативной компетенции возможно только через коммуникацию, то есть общение. Таким образом, цель обучения становится тождественной средствам обучения. К сожалению, на данный момент обучение иностранному языку зачастую носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у учащихся "естественной потребности" в общении на иностранном языке.

Поэтому, в процессе овладения иноязычной языковой компетенцией следует учитывать факторы, способствующие прочному и устойчивому формированию входящих в ее основу компонентов языковых и речевых умений.

Выявлением предпосылок прочного и устойчивого овладения навыками языковой компетенции занимался ряд отечественных и зарубежных психологов.

В зарубежной психологии американским ученым Д. Уолфом было установлено, что факторами успешного формирования навыков и эффективности процесса обучения следует считать:

1)знание результатов, временная отсрочка сообщения которых обратно пропорциональна эффективности тренировки;

2)предотвращение интерференции, основывающееся в значительной мере на неправомерности создания сходной стимулирующей  ситуации;

3)разнообразие условий тренировки

4)знание метода, применяемого при тренировке;

5)необходимость понимания принципов, общей системы действий.

То есть, по мнению  Д.Уолфа, "прямое " объяснение учащимся принципов усвоения навыков дает лучшие результаты по сравнению с самостоятельным обнаружением их учащимися путем проб и ошибок, хотя это знание менее гибкое.

В отечественной науке проблемой формирования прочных навыков занималась И.А.Зимняя, которая определила, что к факторам, влияющим на эффективность формирования языковых и речевых навыков, относятся:

1) правильное распределение упражнений во времени;

2) понимание, осмысление выполняемого действия;

3) знание результатов и характер исправления ошибок;

4) учет отрицательного влияния ранее выработанных навыков (интерференция);

5) рациональное соотношение репродуктивной   и продуктивной деятельности.

Согласно И.А.Зимней, процесс обучения определяется как прогрессивное, поступательное, количественное и качественное изменение усваиваемых знаний, формируемых навыков и вторичных умений их использования в разных ситуациях. В процессе выработки навыка иногда возникает период относительной стабилизации продвижения, когда ученик не прогрессирует и не регрессирует. Такая обстановка в процессе обучения свидетельствует о том, что содержание, приемы обучения, формы работы исчерпали свои возможности и необходима их смена. В связи с этим важно отметить, что формирование навыка, то есть автоматизация действий, и его свобода в описываемой ситуации не могут быть достигнуты, если не будет создана новая ориентировочная основа действий, не будет использована новая система упражнений.

Наряду с факторами прочного усвоения навыка, И.А.Зимняя также установила психологические предпосылки формирования речевых навыков в процессе обучения говорению на иностранном языке.

Согласно мнению психолога, одним из психологических условий эффективности выработки навыка является целенаправленность выполнения обучающимися речевого действия. Это условие предполагает четкое вычленение каждого конкретного действия, обучение которому должно быть доведено до навыка. Оно также предполагает отбор упражнений, направленных на выполнение этого действия.

Другой психологической предпосылкой формирования навыка является осознавание, понимание  программы входящих в него элементов.  

Механизмом преодоления затруднений, возникающих в процессе овладения обучающимися языковыми и речевыми навыками языковой компетенции, должна быть рефлексия, выступающая в качестве универсального учебного действия. Рефлексия обеспечивает опору на сознательность и продуманную последовательность этапов формирования языкового навыка. Опора на сознательность проявляется в овладении учащимися приемами самостоятельной работы над материалом, то есть языковой стороной, и предполагает целенаправленное восприятие, осознание и осмысление ими изучаемых явлений, творческую переработку в ходе выполнения речевых действий. Основу для определения последовательности формирования языкового навыка с осуществлением рефлексии составляет теория поэтапного формирования умственных действий И.Я.Гальперина. Согласно данной теории, становление иноязычного языкового навыка осуществляется в несколько этапов:

1) мотивационный этап;

2) этап формирования ориентировочной основы языкового действия;

3) этап выполнения действия с материальными объектами;

4) этап выполнения действия в громкой речи;

5) этап выполнения действия про себя;

6) этап перехода выполнения действия во внутреннюю форму, на уровень навыка.

Следующей важной предпосылкой формирования навыков говорения, по И.Я.Зимней, является правильное распределение упражнений во времени, что предполагает наибольшее количество упражнений должно быть дано в начале тренировки. Затем, с увеличением времени тренировки, интервал между упражнениями по формированию языкового навыка должен постепенно увеличиваться.

Другим важным принципом, влияющим на развитие речевых навыков, считается принцип наглядности, который можно применять в целях:

1)создания речевого образца

2)ограничения круга только тех предметов и явлений, словесное выражение которых известно говорящему;

3)создания смысловой опоры для построения всей цепи высказывания;

4) создания ситуации общения, стимулирующей высказывание.

При этом эффективно использовать не только средства внешней наглядности, но и внутренней наглядности (представления), которые создаются как путем ощущений и восприятия, так и с помощью живой художественной образной речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе формирования языковой компетенции на иностранном языке необходимо учитывать особенности формирования входящих в нее языковых и речевых навыков. Одновременно возникает проблема отработки каждого звена и доведения его до соответствующего уровня совершенства :действий до навыков, а входящих в состав действия операций -до автоматизма. В связи с этим для прочного и устойчивого формирования компонентов языковой компетенции должны быть соблюдены общедидактические принципы и психологические закономерности выработки навыков, а также учтены критерии сформированности данных навыков на иностранном языке.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема формирования ученической мотивации и навыков иноязычной языковой компетенции

Слайд 2

Д. Уолф : знание результатов, временная отсрочка сообщения которых обратно пропорциональна эффективности тренировки; предотвращение интерференции, основывающееся в значительной мере на неправомерности создания сходной стимулирующей ситуации; разнообразие условий тренировки; знание метода, применяемого при тренировке; необходимость понимания принципов, общей системы действий

Слайд 3

И.А.Зимняя: - правильное распределение упражнений во времени; -понимание, осмысление выполняемого действия; -знание результатов и характер исправления ошибок; -учет отрицательного влияния ранее выработанных навыков (интерференция); -рациональное соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности.

Слайд 4

И.Я.Гальперин: - мотивационный этап; -этап формирования ориентировочной основы языкового действия; -этап выполнения действия с материальными объектами; -этап выполнения действия в громкой речи; -этап выполнения действия про себя; -этап перехода выполнения действия во внутреннюю форму, на уровень навыка.

Слайд 5

Принцип наглядности, который можно применять в целях : 1. создания речевого образца; 2. ограничения круга только тех предметов и явлений, словесное выражение которых известно говорящему ; 3. создания смысловой опоры для построения всей цепи высказывания ; 4. создания ситуации общения, стимулирующей высказывание.

Слайд 6

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                  Essay «Effective methods of teaching»

       Objective requirement of a modern society is search of optimum ways of the organization of teaching and educational process at school. I am convinced that the modern graduate of school should be ready to high-grade creative activity in a modern information society, and it means that he should possess not only certain volume of knowledge, but also to own the skills, allowing to carry out educational and labor activity, and also to possess modern values, orientations and experience of creative activity, to be able to use new technologies, to be to ready to interpersonal, intercultural cooperation both in the country, and at the international level.

      This belief always conducted me forward in my small student teaching which I carry out in far Siberian rural remote places, in Republic Buryatiya, in settlement Barguzin. And I have been working here as the teacher of English language since 2003. The Barguzinsky secondary school trains over 1000 pupils and is multinational and various by a social status. The  middle age of teaching stuff of 45-50 years,  that is it the almost same teachers who taught to me. And basically teachers of English language at my school are interested, first of all, in performance of particularly put plan of a lesson which includes, more often, a standard set of grammatical exercises, seldom lexical.

    I  am excited most of all with that moment, the graduate has seized what communicative abilities after the termination of a school course and as he will apply them in a modern society to self-realization.  The positive moment that, even at the rural, remote schools the majority of the senior pupils do not see the future activity without a foreign language. Both pupils and their parents understand it. And as to teachers they are puzzled by choice and search of those methods of teaching  which, first of all possess the developing potential. From here also there is a number of the problems connected with search of the most demanded and priority methods for today and their realization in student teaching. Personally I, for the decision of the given problems, widely put into practice a project method which is, in my opinion, the most effective in the decision of communicative problems of training to English language.  It is much told about it in the various specialized literature by methods of teaching and many teachers put him into practice.

      And in more details, I suggest to consider the following problem of training to the English language, causing set of problems.

     I think one of the most difficult aspects of learning a foreign language is the retention of vocabulary. The role of context, which provides the lexical environment, has been identified as one of the crucial factors in vocabulary acquisition. Teachers are faced with the task of providing a means by which pupils can go beyond the limitation of short term memory and begin to make the lexis their own through the development of learning strategies and active use. As practice shows, it is much more interesting and useful for pupils to learn through games. There is a great variety of them for pupils in their attempts to build up vocabulary. The following is the list of activities based on the use of word card.

        Word cards are prepared by pupils for words they fail to remember or find difficult to memorize. On the front of the card there are 10 words in English ( their phonetic transcription if the teacher feels it is advisable). The back of the card contains the translation of the words.

  1. Pupils play in groups. Groups exchange the cards (5 players in a group=5 cards) and place them face up on the desk. All players study the cards for 3 minutes ,the cards are then turned face down. One player (or team) chooses a card and gives a synonym, antonym or sentence with the word missing to elicit the word. Cards are turned face up as they are identified. Play continues until the words have all been identified. The group with the most cards showing at the end of the game wins.
  2. Pupils play in pairs or groups. Each group gets the cards  of the opposing team  and places them with the English side facing up. All players study the cards for 3 minutes. Then the teacher collects the cards from both groups. The teacher calls out a word in the native language, and the team must give its English interpretation. Pupils should remember all words on the list. The team with the most cards wins.

The same can be done by asking one person from each group. Alternatively, the language order can be reversed. One more variant is to ask pupils from both teams at a time and put a tick on the blackboard for each correct answer.(Divide the blackboard into parts for 2 groups). The group wich gets more ticks wins.

  1. Pupils stand beside their desks-each row comprises a team. The first player receives a piece of chalk. When the teacher calls out a word ,the pupils must run to the board and write it. He/she then gives the chalk to the next pupil in their row and goes to the end of the line. The team with more words spelled correctly wins.

Alternatively, the teacher can give a synonym, antonym ,etc., to convey the meaning of the word ,and the pupils discuss the meaning before the representative runs to write it.

  1. Each group works out  a list of 5-7 words ( out of the words in the lesson or the top0ic of discussion) and these words on a card. The teacher collects the cards and chooses 1 person from each group. Then the teacher hands in the cards of the opposing team and ask a pupil ( or one by one) to explain the word which comes first on the list ( the second pupil explain the second word). It is allowed to give definition, descriptive situations, explain,use gestures and mime ,but not to name the word. The two pupils or those chosen by the teacher must write these words on the blackboard or on paper. The team from which the pupil writes down more words correctly wins.
  2. The dealer shuffles all cards and picks out two cards at random. Each group is given one card and the pupils memorize the words for 1 minute. Then the groups exchange the cards and again memorize the words for a minute. When the time is out the teacher collects the cards and begins to name the words one by one in English and the pupils must give their Russian interpretation. The representative who translates the word first earns a point for his or her group. The group which gets more points wins.
  3. Pupils play in groups. Each team is assigned  a group of words ( the number depends on their ability and time restraints ) that they must use in a story. A time limit should be imposed.(Note:the teacher should choose the cards carefully).
  4. Pupils play in groups or pairs. The teacher asks the representatives  from each group to choose one card  and give it to the opposing group. All players study the card for 3 minutes. Then the teacher collects the cards and gives a spare sheet of paper to each group. Pupils one by one begin to write  the words from memory. The team which first writes all words correctly wins.

Alternatively, the teacher writes 10 words on the blackboard. Pupils have a minute to look at them, then the teacher covers them,  and one pupil from each group is asked to write down as many as she/he can remember. The representative who writes all/more words correctly earns a point for his or her group.

While these activities are neither new nor the final solution  to the problem of vocabulary acquisition and retention, they are interesting and easy to use, and encourage pupils to take a more active, personal approach to vocabulary development. They have the added advantages of being self-paced and regulated ,and of encouraging pupils to learn cooperatively.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

Участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Учителю необходимо постоянно пополнять свои знания и обновлять свой опыт. Участие в разного рода конференциях, "круглых столах", семинарах даёт возможность почерпнуть новое, поделиться своим...

Статья в III Всероссийской (заочной) научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 01-30 апреля 2016 года

Организация методической работы как фактор развития профессионализма педагогических работников в условиях гимназии...