Использоваание проектных технологий в обучениииностранному языку в условиях вечерней сменной школы.
статья по английскому языку на тему
Интерес к учебной деятельности, расширение кругозора, развитие способностей учащихся осуществляется через использование активных форм обучения и современных технологий. Использование метода проектов дает возможность мне реализовать на практике личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование проектных технологий в обучении иностранному языку в условиях вечерней сменной школы.
( учитель английского языка I квалификационной категории МОУ ОСШ №1 г.Коломны ЧирковаЮ.А.)
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателем иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации.
Педагогический процесс в вечерней школе специфичен. Для учащихся, пришедших из разных школ и имеющих существенные пробелы в знаниях, характерны изначально плохо сформированные учебные навыки, снижение учебной мотивации.
Интерес к учебной деятельности, расширение их кругозора, развитие способностей осуществляется через использование активных форм обучения и использование современных технологий. Использование метода проектов дает возможность мне реализовывать на практике личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
На уроках иностранного языка необходимо учить школьников выражать свои мысли на иностранном языке, рассуждать над возможными путями решения поставленных перед ними речевых проблем таким образом, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в функции формирования и формулирования этих мыслей. Этому способствует грамотное использование метода проектов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» (Полат Е.С.). Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж.Дьюи(1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых американцев. Американцы назвали метод проектов – «наш метод школьной работы». В 1910-е г.г. профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: «проекты игр», «экскурсионные проекты», «повествовательные проекты», «конструктивные проекты».
Метод проектов нашел применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Что касается вопроса структурирования проекта, то при обучении иностранным языкам сохраняются общие подходы, разработанные в дидактике.
Учебный проект | ||
Проблема проекта | «Почему?» (это важно для меня лично) | Актуальность проблемы- мотивация |
Цель проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Что?» ( для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Что получится?» (как решена проблема) | Ожидаемый результат |
Методической разработкой проектной деятельности является паспорт, который состоит из следующих пунктов:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультанты проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
- Цель проекта (практическая и педагогическая)
- Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах).
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание).
- Предполагаемый продукт проекта.
- Этапы работы над проектом ( формы, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
. Точно подмечено в мудрой китайской пословице: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”.
Успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях, степени владения учащимися необходимыми для проектной деятельности навыками и умениями. Анализ практики использования метода проектов показал, что для продуктивной совместной или индивидуальной деятельности в проекте учащиеся должны владеть целым рядом общеучебных умений:
1) интеллектуальными: работать с информацией, анализировать, систематизировать, обобщать ее, устанавливать ассоциации с ранее изученным, делать выводы;
2) творческими: генерировать идеи, находить многовариантные решения проблемы, предвидеть возможные последствия принимаемых решений;
3) коммуникативными: вступать в общение, слушать партнера по общению, адекватно влиять на собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, прогнозировать результат своего высказывания и др.
4) социальными: сотрудничать с другими, принимать точку зрения других, нести ответственность за результаты своего труда, подчиняться решению группы, доверять членам команды.
Для успешной организации проектной деятельности учащихся подготовка учителем проектного задания до урока имеет также немаловажное значение.
. Учителю необходимо решить следующие задачи:
выбрать тему для предстоящего проекта, выявить проблему, сформулировать возможные гипотезы решения проблемы;
подобрать проблемные ситуации для выявления проблемы и формулирования гипотез учащимися;
провести отбор содержания обучения и подготовку вопросов для организации обсуждения по предполагаемым проблемам и гипотезам;
определить источники информации, продумать возможное техническое, организационное обеспечение.
Отбор методов, организационных форм, средств обучения должен быть адекватен логике познавательной деятельности учащихся вечерней школы.
Зная заранее, в рамках какой темы учащиеся будут выполнять проект, и каким он предположительно будет, я отбирают необходимую и достаточную лексику, группируя ее по ситуациям, связанным с проблемой проекта. Составление ассоциативных схем позволяет мне продумать гипотезы решения рассматриваемой проблемы, вопросы, которые, в случае необходимости, можно будет дополнительно задать, чтобы направить мысль учащихся в нужное русло, а также возможный вариант записи на доске предлагаемых учащимися причин возникновения выявленной проблемы. Обсуждение учащимися проблем и выдвижение гипотез осуществляется при помощи методов «Мозгового штурма» и дискуссии.
Я заранее продумываю вопросы проблемной направленности. Для того чтобы обеспечить эффективное обсуждение на уроке, необходимо, чтобы отобранные проблемы для проектной деятельности соответствовали программе обучения на соответствующем этапе обучения иностранным языкам, были доступными по сложности и отвечали интересам учащихся этого возраста и в большей мере отражали возможность обсуждения, чем их решения. Рассуждая над возможными путями решения обозначенных в проекте проблем, учащиеся акцентируют внимание не на форме, а на содержании своего высказывания, переместив, таким образом, акцент с лингвистического аспекта на содержательный. Проблемная постановка вопроса, отсутствие полной информации в поставленной задаче или тексте требует поиска дополнительной информации. Таким образом, учащиеся получают возможность осуществлять творческую, поисковую, исследовательскую деятельность в рамках заданной темы при работе с иноязычными текстами, печатными и звуковыми. Это способствует развитию интеллектуальных умений критического и творческого мышления, формированию специфических навыков работы с информацией. За счет тщательного отбора учителем содержания на основе проблемных ситуаций, текстов для чтения, аудирования, проблемных ситуаций для развития умений диалогической речи, происходит расширение потенциального словаря учащихся.
Деятельность учащихся при работе над проектом основывается на сочетании индивидуальной самостоятельной работы с работой в группе сотрудничества, где они учатся планировать совместную деятельность. Это способствует развитию социальных и организаторских умений учащихся, умению работать в «команде». Вполне очевидно, что при выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Учитель – не транслятор готовых знаний, а соучастник педагогического процесса. Он становится помощником, консультантом, координатором самостоятельной работы учащихся. Разумеется, эта работа нуждается в поэтапном контроле и оценке.
Проектная документация в значительной мере облегчает и дисциплинирует весь процесс работы над проектом, и включает следующие виды документации для учащихся: паспорт проекта, рабочий лист, оценочный лист.
Особое значение имеет стадия защиты проектов, на котором происходит анализ проектной деятельности, включающий само – и взаимооценку (рефлексия). Подводятся итоги совместной работы учащихся, дается качественная оценка проделанной работе.
Отрабатывается шкала индивидуальных ценностей, в которой результаты не только своего, но и труда других людей приобретают особую значимость, что способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта, развивается умение правильно оценивать себя и других.
Учащиеся должны быть готовы к обоснованному пояснению любого аспекта. На основе выделенных Е.С.Полат параметров внешней оценки проектов необходимо разработать критерии, с помощью которых может быть дан анализ групповой работе, творчеству учащихся, эстетике оформления, работе с информацией, самостоятельности, умению отвечать на вопросы. Разработанные критерии позволяют также оценить эффективность проектной деятельности для формирования коммуникативной компетенции, поскольку главным результатом работы над проектом является сформированность речевых умений, способность учащихся предъявить способ решения проблемы проекта, дать анализ своей проектной деятельности. .
Я считаю, что педагогически грамотно организованная самостоятельная познавательная и творческая деятельность учащихся может стать для них стимулом к дальнейшей исследовательской работе, потребности узнать о рассматриваемой теме больше и глубже. Метод проектов может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые другие методы в условиях вариативности обучения иностранному языку и позволяющий оптимизировать процесс обучения иностранным языкам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2001. №4.
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. // Иностранные языки в школе. 2002. №2.
3. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.1999. №4.
4. Полат Е.С. Проектная методика обучения иностранному языку. // ИЯШ, 2000 №1-6
5. А.В. Петрушина, И.М. Тюрина Метод проектов в начальной школе. Уроки английского языка для детей 7-11 лет// Образование в современной школе №10 2004г
6. Тамбовкина Т.Ю. Развитие профессиональной автономии у будущих учителей иностранного языка с использованием метода проектов // ИЯШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся вечерней (сменной) школы на уроках английского языка
Статья посвящена методам организации процесса обучения иностранному языку в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в соответствии с новыми образовательными стандартами, а именно путям развития к...
Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы
Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе и опирается на уч...
Рабочая программа по литературе, 12 класс вечерней (сменной) школы
Рабочая программа по литературе в 12 классе вечерней школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы по лит...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы
Презентация. Обобщение опыта работы учителя истории по методической теме "Испоьзование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы"...
Использование проектных технологий в обучении иностранному языку в условиях вечерней сменной школы.
Статья об использовании проектных технологий в обучении иностранному языку....
Статья "Особенности работы классного руководителя в условиях вечерне-сменного общеобразовательного учреждения"
Статья "Особенности работы классного руководителя в условиях вечерне-сменного общеобразовательного учреждения"...
Рабочая программа по русскому языку для вечерней (сменной) школы
Рабочая программа для учителей, работающих в вечерней школе (по учебнику Гольцовой Н.Г. и др) базовый уровень...