Из опыта работы: "Технология творческой самореализации личности"
статья по английскому языку по теме

Гуреева Светлана Анатольевна

Мир каждого ребенка уникален и неповторим. У каждого свои интересы, возможности, творческие способности. Как собрать воедино этот сложный многогранный мир? Как создать условия для самовыражения и самореализации?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_tvorcheskoy_samorealizatsii_lichnosti.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивные технологии обучения на уроках английского языка как средство творческой самореализации личности

 (из опыта работы).

     «Сегодня учитель – это не только творческая личность, но и учитель, использующий в своей работе продуктивные технологии обучения». (Л.Н.Антонова)

     С этих слов министра образования Московской области Л.Н. Антоновой мне и хочется начать свое представление опыта.

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для творческого развития каждого ребенка. Творческая личность не возникает сама по себе, а развивается в процессе обучения и воспитания.

Мир каждого ребенка уникален и неповторим. У каждого свои интересы, возможности, творческие способности. Как собрать воедино этот сложный многогранный мир? Как создать условия для самовыражения и самореализации?

     Это возможно только в результате педагогической деятельности, направленной на развитие творческих способностей  учащихся. И это не возможно  без  E-enthusiasm (энтузиазма),N-newness (новшества), G-gentleness (мягкости, нежности), L-love (любви), I-involvement (причастности), S-success (ситуации успеха), H-harmony (гармонии). Поэтому

     цель своей педагогической деятельности я обозначила так: воспитание школьника мыслящего, способного  к самостоятельным познаниям и стремящегося к реализации  творческого потенциала своей личности.

Исходя из выше сказанного, определила для себя следующие задачи:

  • научить детей самостоятельно добывать знания, в том числе  с использованием информационных средств обучения;
  • активизировать сотрудничество учителя и ученика  в совместной исследовательской работе;
  • сформировать   компенсаторную компетенцию и устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

     Считаю, что для эффективного проведения урока важно создание атмосферы психологического комфорта, создание ситуации успеха, тактичная коррекцией ошибок со стороны учителя, сотрудничество.  В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант.

     Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства, все это поможет создать творческую атмосферу.  

      Любой ребенок способен к творчеству…  Поэтому первостепенная задача педагога  - найти такие методы, приемы и технологии, которые будут направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка.  Поэтому  технологии продуктивного обучения, а именно

 - проектная

- игровая

-ИКТ (информационно-коммуникативная технология),

 занимают ведущее место в моей педагогической практике и предполагают достижение следующих учебных и воспитательных задач:

  • развитие творческих способностей учащихся и формирование у них исследовательски-поисковых  навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных задач;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

     Продуктивные  технологии являются основой для реализации творческих способностей учащихся,   помогают  обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей,  помогают развивать их интеллектуально-творческие способности.

Игровая технология.

Игра – это искра,

зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский.

     Невозможно представить преподавание английского языка без технологии игры.

      В своей  практике я  использую  на уроках ролевую игру как одно из условий  развития  творческой самореализации личности. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие ролевые игры:  пресс – конференции,  заседание круглого стола, интервью, разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «На уроке», «Поездка в транспорте», «Экскурсия по городу» и т.д. Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:

а) представитель фирмы рекламирует свою продукцию;

б) представитель турагентства рекламирует турпоездку в Лондон;

в)  представители школы представляют своё учебное заведение;

г) кинозвезда, режиссёр представляют свой фильм;

д) «авторы» рекламируют лучшую книгу сезона;

е) хозяин ресторана рекламирует свое заведение;

ж) гид проводит экскурсию по городу

     Ролевые игры провожу как на основе текста, так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Учащиеся сами делятся на группы, сами распределяют роли и сами решают, что говорить и как будет развиваться действие. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Америки» - организуйте встречу гостя и его досуг. Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех. Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана»,  постепенно готовя их к ролевому общению. Использование индивидуального подхода необходимо в этом контексте. Результаты  работы показывают, что ролевые игры, инсценирования разного вида вызывают наибольший интерес учащихся. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий игрового характера: составляют письменные ответы, пишут ответы на письма подростков, взятые из газет, журналов на английском языке; описывают родные места, обычаи, семейные традиции; пишут рассказы, мини – сочинения, сказки, рекламные объявления. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения.

Информационно-коммуникационная технология.

 Использование ИКТ на уроках  также способствует творческой самореализации личности учащихся.

     Сегодня невозможно представить нашу работу без компьютера. Он необходим для подготовки к урокам, печатания раздаточного материала - карточек, таблиц, схем, тестов; наглядного материала, при оформлении проектов, при подготовке презентаций. Презентация – это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Презентации нацелены на развитие интереса, мотивации, на активность субъектов учения, интерактивность, увеличение доли самостоятельной работы школьников на уроке, развитие креативности, на самореализацию и социализацию учащихся, на предотвращение их перегрузки.

Компьютерные презентации использую для:  

• иллюстрации и демонстрации учебного материала;

• для самостоятельной работы учащихся;

• для контроля знаний.  (примеры презентаций

Проектная технология.

     В своей работе я использую проектное обучение уже 6 лет. Проектная технология прочно занимает место в школьной практике. Проектное обучение включает  в себя огромные возможности для творческой самореализации личности.

     Проект можно определить как шесть «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО.

     Чтобы побудить в учащихся интерес к теме проекта, я вовлекаю их в дискуссию. Звучит постановка проблемного вопроса, определяется актуальность и важность проблемы.  Затем дети изучают готовый рекламный проспект из учебника, как образец. После этого составляется план работы над проектом. Проектирование на уроках английского языка требует  от учащихся не только специальных умений (т.е. знания языка), но и общеучебных умений. И при проведении урока-проекта я вижу реализацию творческих и интеллектуальных  способностей учащихся.

       Вместе решаем каким будет проект — групповым или индивидуальным. Объединения в группы поручаю детям —  им лучше известны все симпатии и антипатии в детском коллективе. Иногда требуется  и индивидуальный подход в создании групп. Всегда найдется ученик, который пожелает работать над проектом совершенно один.  Поэтому  на ряду с групповыми проектами присутствуют и индивидуальные.  Следующий этап – поиск информации. Учащиеся осуществляют подбор  необходимой информации.  На предыдущих этапах учащиеся определяют продукт проекта: постер, баннер, рекламный флайер, брошюра, статья в газету, учебная презентация…  Затем презентация – непосредственное предъявление проекта, обоснование возможности  использования его в практических целях.

     И еще одни из этапов – накопление материала мною, как учителем, и самими учащимися. (зеленый патруль)

     Работа над каждым из 6 пунктов требует от учащихся интеллектуально-творческих затрат. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность. Изучение каждого раздела учебника предполагает  выход на проект.

Класс

Тема модуля/раздела

Тема  предполагаемого проекта

2-4 классы

Я и моя семья

Моя семья

Мир моих фантазий

Мои любимые занятия

В городе и селе

Мой родной город

5-6 классы

Праздники, обычаи

Традиции в России

Традиции в Англии

Еда, продукты питания

Мой виртуальный ресторан

Здоровье, личная гигиена

Здоровый образ жизни

7-8 классы

Увлечения. Свободное время

Я и спорт

Окружающая среда. Проблемы экологии.

Зеленый патруль

Книги в моей жизни

Читательский клуб

9-11 классы

Жизнь замечательных людей

Мой кумир

Здравствуй, Америка!

Нью-Йорк

Проблемы экологии

Вторая жизнь вещей

Средства массовой информации

TV or not TV

Почему важно изучать английский язык

Мой родной язык

Английский язык

      Одним из направлений проектной деятельности стало включение краеведческого материала в уроки.  Это  способствует  расширению кругозора учащихся, а также осознанию ими  богатства наследия края, межкультурного сотрудничества. Подбирая материал, я исхожу из его содержательной  ценности, стараюсь отбирать краеведческий материал, отражающий историю, культуру, природные богатства родного края.

     Так в календарно — тематическое планирование я включаю темы:

5—6 классы: «Я люблю свой город», «Моя школа», «Моя семья»,  «Мой друг».

7—8 классы: «Мой родной край», «Профессии моих родителей», «Мои земляки»

9—11 классы:  «Поэты  родного края», «Защита природы», «Экологические проблемы района».

Многие из тем становятся основой проекта.

     Это способствует приобщению школьников к культуре  и истории  родного края и развитию  творческой самореализации. Учащимся интересна эта работа, они используют межпредметные знания (география, история, литература).  книжка

      Проектная технология используется мною не только в урочной деятельности, но и во внеурочной работе. Творческие проекты наиболее ожидаемы учащимися. Учащиеся с нетерпением ждут празднование Рождества, Хэллоуина, поэтических гостиниц.  

     Метод проектов приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует обще учебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути.

     Результаты моей работы по использованию ИКТ, проектной технологии были представлены на заседании ШМО, постоянно действующем школьном  семинаре, РМО, на семинаре для руководителей общеобразовательных учреждений района.  (фото)

Использование продуктивных технологий, проектных, ИКТ, игровой способствует творческой самореализации личности. Ежегодно я обучаю от 100 до 150 учащихся 2 – 11 классов, все они успевают, в том числе  60 % учатся на «4» и «5», участвуют в школьных и районных олимпиадах, конкурсах, предметных неделях, заседаниях НОУ «Эрудит» (например, за 2009-2010 год были проведены две исследовательские работы по темам: «Русские заимствования в английском языке», «Английские заимствования в русском языке»). Мои ученики выбирают английский язык для итоговой аттестации, успешно её выдерживают, ежегодно отдельные ученики поступают на факультеты иностранных языков в различные вузы, 3 мои ученицы, окончив педуниверситет, преподают  английский язык в школах.  

   Значит,  энтузиазм, новаторство, любовь, сотрудничество помогли раскрыть и развить  интеллектуально-творческий потенциал учащихся,  способствовали его продуктивной самореализации. А что может быть важнее для учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...

из опыта работы "Технология проблемного обучения на уроках химии"

Учебный предмет химия в силу своей практической направленности в полной мере способствует достижению главных целей проблемного обучения:    - развитию мышления и способностей учащихся, ...

Описание опыта работы "Технология проблемного диалога"

Описание опыта работы учителя иностранного языка по теме "Технология проблемного диалога на уроках иностранного языка как средство реализации ФГОС"...

Из опыта работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы. Основные приёмыТРКМЧП....

Профессиональная культура как способ творческой самореализации личности педагога

Профессиональная культура педагога дополнительного образования в силу специфики деятельности имеет некоторые отличия. Взаимоотношения педагога и детей в дополнительном образовании – это особый в...