Методика проведения контрольных работ по чтению и письменной речи 15.10.2015 г.
статья по английскому языку по теме
Данная работа содержит теоретический материал по теме "Методика проведения контрольных работ по чтению и письменной речи", а также критерии оценивания этих видов речевой деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_kontrolnyh.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения контрольных работ по чтению и письменной речи.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Содержание работ для оценивания достигаемых образовательных результатов, формы и виды оценки представлены в таблице.
№/п | Вид | Время | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Стартовая работа | Начало | Определение актуального уровня знаний, необходимых для продолжения обучения, организация коррекционной работы в зоне актуальных знаний | Фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку. |
2. | Диагностическая работа | На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете. Кол-во работ зависит от кол-ва учебных задач. | Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку. |
3. | Самостоятельная работа | В течение года | Возможная коррекция результатов предыдущей темы обучения, параллельная отработка и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания по основным предметным содержательным линиям двух уровней: расширенный | Обучающийся сам оценивает все выполненные задания, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. |
4. | Проверочная работа по итогам выполнения самостоятель ной работы | После выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год) | Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа на двух уровнях: | Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. |
5. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля-май | Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения Задания разного уровня: как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) | Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. |
6 | Предъявление достижений ученика за год | Май | Демонстрация уч-ся всего, на что он способен. |
Методика проведения контроля навыков чтения.
Учащиеся заранее должны знать критерии оценивания.
Критерии оценивания навыков чтения
ВИДЫ ЧТЕНИЯ
1. Просмотровое чтение – предполагает получения общего представления о читаемом материале.
2. Ознакомительное чтение – познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации
3. Изучающее чтение – максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление
4. Поисковое чтение –быстрое нахождение в тексте определенных данных.
При контроле чтения определяется уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении текстов с общим охватом содержания (ознакомительное чтение) и детальным охватом содержания (изучающее чтение). В процессе тестирования проверяются: 1) умение понять основную информацию в тексте, идею автора (чтение с общим охватом содержания); 2) умение полно и точно понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, а также адекватно интерпретировать ход авторских рассуждений, выводы и оценки автора (изучающее чтение); 3) владение языковыми и речевым материалом, необходимым для понимания текста.
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Как в отечественной, так и в зарубежной методике, традиционно при работе с любым текстом (печатным/ звуковым) можно выделить три основных этапа работы:
I дотекстовый;
II текстовый;
III послетекстовый.
В чтении от первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а, следовательно, и процент усвоения содержания.
Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.
- В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения.
Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного, то есть задания последнего этапа работы над текстом и в чтении, и в аудировании нацелены на контроль навыков этих видов речевой деятельности.
При составлении контрольного задания необходимо определить, в первую очередь, для себя, какой вид чтения будет являться объектом контроля: будет ли это задание на общее понимание текстовой информации, запрашиваемой/нужной информации, полное понимание услышанного/прочитанного. Необходимо помнить, что нельзя проверять одновременно несколько видов чтения на материале одного текста.
Сегодня мы рассмотрим контроль навыков понимания …. чтения.
Контроль понимания при чтении
Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
- прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям;
- ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;
- выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;
- делить текст на смысловые части и озаглавливать их;
- делать выписки основной информации.
Изучающее чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
- составить развернутый план (резюме, выводы, комментарии);
- назвать утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть;
- поставить вопросы ко всему тексту;
- выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста.
Поисковое чтение контролируется с помощью следующих упражнений:
- перечислить основные данные/факты;
- поставить вопросы к наиболее существенной информации;
- составить оценку/рецензию на весь текст/фрагмент;
- сравнить два текста на аналогичную тему;
- интерпретировать коммуникативную задачу автора;
- составить аннотацию/реферат;
- сделать выборочный перевод.
Методика проведения контроля навыков письма. Учащиеся заранее должны знать критерии оценивания.
- За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | От 50% до 69% | От 70% до 90% | От 91% до 100% |
тестовые работы, словарные диктанты | От 60% до 74% | От 75% до 94% | От 95% до 100% |
1. 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
2.1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
2.3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
2.4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
2.5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Критерии оценки творческих письменных работ
(письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)
Баллы | Критерии оценки |
«5» | 1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью. 2. организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. 3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. 4. грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. 5. Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«4» | 1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью. 2. организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. 3. лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки. 4. грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи. 5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«3» | 1. Содержание: Коммуникативная задача решена, 2. организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден. 3. лексика: местами неадекватное употребление лексики. 4. грамматика: имеются грубые грамматические ошибки. 5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«2» | 1. Содержание: Коммуникативная задача не решена. 2. организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы. 3. лексика: большое количество лексических ошибок. 4. грамматика: большое количество грамматических ошибок. 5. Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
При тестировании навыков письма проверяется уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксаций в письменной форме полученной информации, для передачи собственной информации. В процессе тестирования проверяются: - в области репродукции - умения передавать содержание прочитанного (прослушанного текста); - в области продукции - умение построить письменный монологический текст на предложенную тему. К окончанию школы учащиеся должны владеть навыками написания различных видов текста, н-р: - написание резюме/эссе; - написание личного письма/ответа на письмо; - заполнение бланков/анкет; - написание писем, статей в газеты, журналы; - написание рецензии на книгу, фильм; - написание различных рассказов о каких-либо событиях; - написание репортажа о каких-либо событиях… |
Контроль обученности учащихся в письменной речи осуществляется с использованием следующих заданий:
1) завершение предложений;
2) пользуясь таблицей или картинкой написание нескольких предложений;
3) написание нескольких предложений, расширяя их за счет слов, данных в скобках;
4) вставление слов, пропущенных в тексте (слова даны перед текстом, их количество превышает количество пропусков);
5) согласие или несогласие с предлагаемыми утверждениями и собственные пояснения;
6) выписывание из текста фактов, содержащих основную информацию и собственная оценка данным фактам;
7) описание картинки (при проверке данного задания следует обращать внимание не только на описание изображенных предметов, но и на описание их качеств, их месторасположение на картинке и т. д.);
8) изложение текста, прочитанного учителем;
9) сочинение;
10) написание письма;
11) написания заметки в стенгазету;
12) написание сообщения по теме;
13) написание рассказа по предлагаемой ситуации;
14) написание характеристики, аргументируя высказываемые положения;
15) составление аннотации к прочитанному тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».
Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Технологическая карта по теме Контроль чтения. Обучение письменной речи на уроке английского языка
Цель: развить умения работать с текстом, научить учащихся написанию личного письмаРезультаты:Личностные: формировать интерес к культуре страны изучаемого языка.Предметные: закрепить навыки...
Типовые задания по иностранному языку в рамках проведения контрольных работ по письменной речи в формате ОГЭ.
Презентация знакомит с типовыми заданиями для подготовки учащихся г экзамену в формате ОГЭ. Письменная речь проверяется в форме написания личного письма....
Административная контрольная работа по чтению и развитию речи для 8 класса
Итоговая контрольная работа по чтению и развитию речи для обучающихся 8 класса адаптивной школы...
Административная контрольная работа по чтению и развитию речи для 6 класса
Итоговая контрольная работа по чтению и развитию речи для обучающихся 6 класса адаптивной школы...
Дифференцированный подход при определении содержания логопедической работы по устранению нарушений письменной речи у детей школьного возраста
Представляю презентацию, отражающую специфику коррекционной работы учителя-логопеда по устранению нарушений письменной речи....