Ролевые игры и иноязычная коммуникативная компетенция.
опыты и эксперименты по английскому языку по теме

Жукова Мария Сергеевна

В данной статье описан опыт применения ролевых игр в развитии иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasnitelnaya_zapiska.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная записка

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Одной самых актуальных проблем в наше время в России является необходимость повышения уровня образования. Знание иностранного языка как инструмента общения – одна из целей повышения качества образования. Знание иностранного языка способствует достижению профессиональных целей в процессе деятельности иностранных и российских компаний, как в стране изучаемого языка, так и в России. В Федеральном законе «Об образовании» и «Концепции модернизации отечественного образования на период до 2010 года» отражен переход к компетентностной модели образования, которая основывается на проектировании результатов образования, от квалификационной. Принимая во внимание эти документы на первую позицию выходит формирование и развитие высокого уровня коммуникативной компетенции так как каждый человек является участником обмена информацией и взаимодействия с другими.

Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах. Иностранный язык, как инструмент познания становится средством социокультурного образования..

Актуальность  темы обусловлена значимостью коммуникативной компетенции для эффективного иноязычного образования, основы которого закладываются в школе. В условиях реализации коммуникативного подхода в обучении одним из самых действенных средств является ролевая игра. Являясь одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов обучения, ролевая игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения.

Методическая работа.

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы (. Isaeva T.E. To  the   nature of Pedagogical Culture: Competence – Based approach to its Structure, Департамент по языковой политике. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. Страсбург, Алифанова   Е.М.   Формирование   коммуниктаивной   компетенции   детей  дошкольного и младшего  школьного  возраста  средствами  театрализованных игр и т. д.) показали, что необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал, находить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.                                                                    

На начальном этапе ролевого общения целесообразно дать учащимся  роли, наиболее полно соответствующие их темпераменту. Преодолевать застенчивость, робость можно начинать лишь тогда, когда учащийся уже привык к ролевому общению, обрел уверенность в себе. Важную роль при  распределении ролей играет учет социально- психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Особенно тщательно отбираются роли для учащихся , не пользующихся авторитетом в коллективе. Такие ребята должны получать роли положительных личностей (героев), имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.

Для доказательства вышеизложенных доводов мною была проведена апробация. Целью практической работы явилось проведение уроков обобщающего повторения по иностранному языку с использованием вышеупомянутого метода формирования коммуникативной компетенции и без его использования для доказательства их преимущества.

Для достижения поставленной цели было необходимо пройти несколько этапов:

  • наблюдение за учащимися, измерение их уровня знаний;
  • проведение уроков с использованием и без использования обозначенного формирования коммуникативной компетенции;
  • обработка и систематизация результатов;

Эксперимент проводился в сентябре - октябре 2015 года. Группы учащихся 6«А» (первая группа) и 6«Б» (вторая группа) изучают английский язык по УМК Кузовлева В. П. English-6 при нагрузке три часа в неделю.

Уровень базовых знаний учащихся примерно одинаков. Группы учащихся не большие, состоящие из 15 человек- 6 «а» (первая группа) и 13 человек – 6 «б» (вторая группа).

Класс 6 «а» (первая группа) был определен нами как экспериментальная группа, 6 «б» (вторая группа) – как контрольная группа.

Для проведения срезов знаний учащихся я определила в качестве формы контроля тестовые задания, направленные на контроль лексики по теме, так как именно знание лексики по теме является основным показателем освоенности темы, а также не малую роль при выборе формы контроля сыграло то, что контроль лексики осуществляется наиболее объективно и точно.

Таким образом, мною был разработан план эксперимента:

1.        Проведение первого среза – диагностирования состояния зависимой переменной на начальном этапе (тест по пройденной теме).

2.        Обработка и систематизация полученных данных.

3.        Проведение второго среза (использование ролевой игры как метода формирования коммуникативной компетенции).

4.        Обработка и систематизация полученных данных.

5.        Обобщение результатов всех срезов, оформление результатов

Для того чтобы результаты апробации оказались наиболее точными и правдивыми, необходимо было определить уровень знаний по последней теме в каждой из групп, сравнить. Для этого нами был проведен первый срез. Это был тест перекрестного выбора, целью которого была проверка лексики по данной теме.

Результаты теста (качество усвоения лексики):

Группа эксперимента – 67%

Группа контроля – 63%

Далее я продолжала работу по этой же теме и в рамках ее провела второй срез. Это был урок обобщающего повторения в экспериментальной и в контрольной группах, с использованием и без использования ролевой игры.

Результаты отражены в таблице 1

Таблица 1

Сентябрь 2015

Октябрь 2015

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

67%

63%

81%

64%

  По результатам второго среза можно сказать, что качество усвоения знаний в экспериментальной группе выросло на 14%, а в контрольной всего на 1%. Это говорит об эффективности использования ролевой игры в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Перспективы использования ролевой игры на уроках:

Для того, чтобы ролевая игра не теряла твой эффективности, можно постепенно усложнять уровень игры или менять формы ее проведения.

-  belief gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).

communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции)

  • диспуты (представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу)
  • круглые столы (представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме.)
  • скетчи (это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   Термин «коммуникативная компетенция» во...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через игру в классах 1,2 ступени

Вашему вниманию предоставлен материал о развитии иноязычной коммуникативной компетенции через игру в классах 1\2 ступени.Использование игр - это один из приёмов повышения интереса обучающихся к уроку ...

Европейский языковой портфель в российских учебных заведениях как средство оценки и самооценки, сформированности иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

При разработке современных образовательных стандартов по иностранным языкам обращается особое внимание на - понимание статуса учащегося в образовательном процессе, - создание им личнос...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции через индивидуализацию и дифференциацию обучения

Материал предназначен для учителей иностранных языков, применяющих технологии индивидуального обучения (дифференцированный подход)....

Комплексный контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 10 классов по теме "Healthy Lifestyle"

Презентация разработки урока по комплексному контролю сформированности ИКК учащихся 10 классов по теме "Здоровый образ жизни"...