Приемы релаксации на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Рыбакова Елена Викторовна
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения. Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках английского языка в Школе Космонавтики. 1. Разрядка с использованием различного вида движения Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием. Команды: Stand up Sit down Hands up Hands down Draw your portrait Write your name Point to the (book) Colour the (book) Open your (book) Hop Stop Smile Можно повторить названия цветов, используя разноцветные карточки или предметы: Stand up and show me orange! Hands up and show me blue! Clap! Clap! Show me yellow! Sit down. Nice of you! Stand up and show me blue! Hop! Hop! Show me red! Sit down. Nice of you! Stand up and show me grey! Sit down and point to the green. Clap! Clap! Show me pink. Stop! Very nice of you. 2. Песня на уроке Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков. Предлагаю вашему вниманию фрагмент релаксации, проведенный в 10 классе. Необходим раздаточный материал с неполным текстом песни и заданиями к нему, а также магнитофон и кассета с записью песни. Хочется отметить, что ребята могут выполнить данное задание самостоятельно. MY HEART WILL GO ON 1 Put the verbs in the present simple tense: saw felt knew had went was opened believed did could would left held stayed tore sank slew swung shrank shone lit flung drawned dug heard 2 Listen to the song and fill in the gaps with the verbs from the table. ( There are more words than necessary) Every night in my dreams I 1)........... you, I 2) ...... you That is how I 3) ......you go Far across the distance And spaces between us You 4) ....... to show you go on Chorus Near, far wherever you 5)........ I 6) ........... that the heart 7) ....go on Once more you open the door And you 8) ............my heart And my heart will go on and on. Love 9)......... touch us one time And last for a lifetime And never let go till we 10) ....... Love 11) ........ when I 12) .....you One true time I 13) ..........to In my life we’ll always go on. Chorus You 14).........here There is nothing I feel And I know that my heart 15) ......... on We 16) ...... forever this way And my heart will go on and on. 3. Истории со звуковыми эффектами. Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking, running, snoring, laughing и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая снятию усталости и напряжения). 4. Игра в пословицы и поговорки. С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации. Предлагаю несколько игр по этой теме. 1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее: Curiousity killed......... Who chatters to you will chatter....... Live not to eat, but........ Strike while........... Practise what you........ Don’t trouble trouble until...... 2) Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице. Например: Vines are our business. Grapes are yours. You eat the grapes. We’ll take care of the vines. (The proverb is – Eat the grape, not the vine.) 3) Подобрать пословицу к ситуации. a) There’s many a true word spoken in jest. b) A burnt child dreads the fire. c) Forewarned is forearmed. d) A straw will show which way the wind blows. e) Take the rough with the smooth. It shouldn’t have cought you by surprise. I told you he was going to quit soon. Until now my road through life has been pretty easy, but there are bound to be some difficulties ahead. Of course she was joking when she told you, but still there could be something to it. I know the fact that he didn’t come was a small thing, but still it might be an indication of things to come. Her heart was so broken when he broke off the engagement suddenly.I don’t know if she will ever be able to love again. 5. Рифмовки и скороговорки. Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках. Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной разрядкой для детей. Ниже привожу примеры из материала, который мне удалось собрать. I scream, You scream, We all scream For ice-cream. Jack and Jill went up the hill To fetch a pail of water; Jack fell down and broke his crown, And Jill came tumbling after. The wise old owl Sat in the oak. The more he heard The less he spoke. The science of biography is different from geography. The old sow whistles, And little pigs dance; All the girls are marrying But I can’t get a chance. Geography is about maps, but biography is about chaps. She sells sea-shells on the sea-shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure. Robert Rowley rolled a round roll round. A round roll Robert Rowley rolled round. Peter Piper picked a peck of pickled peppers. A peck of pickled peppers Peter Piper picked. If Peter Piper picked a peck of pickled peppers, Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked. Round and round the ragged rascal ran. 6. Загадки - можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3-5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке. What can run but never walks? Has a mouth but never talks? Has a bed but never slееps? Has a head but never weeps? A River A mile from end to end, Yet as close to you as a friend. A precious commodity, freely given. Seen on the dead and on the living. Found on the rich, poor, short and tall, But shared among children most of all. A Smile It cannot be seen, cannot be felt, Cannot be heard, cannot be smelt. It lies behind stars and under hills, And empty holes it fills. It comes first and follows after, Ends life, kills laughter. Dark 7. Лимерики - абсурдные юмористические пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки – аа вв а, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Данный прием релаксации дает возможность заинтересовать ребят творческой деятельностью. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех. Для этого я предлагаю ребятам перевести на русский язык (сохранив общий смысл и рифму) лимерики. Учащиеся с удовольствием приступают к выполнению данного задания. Приведу примеры перевода учащимися Школы космонавтики на предложенные лимерики. There was a young lady whose eyes Were unique as to colour and size; When she opened them wide, People all turned aside, . And started away in surprise 1) Она была красива, молода, Огромные глаза ее сверкали, Под взглядом этим даже господа С восторгом свои головы склоняли. Домаева Алена11кл. 2)n Жила-была леди, Чьи глаза были красивы Как небеса. Люди смотрели и удивлялись Необычайности глаз у нее, И восхищались, и улыбались При виде взгляда одного. Саша Кейдюк и Саша Капитонов 11 кл. There was a young man of Bengal Who went to a fancy dress ball. He decided to risk it And went as a buiscuit, And a dog ate him up in the hall. 1) Один молодой человек, приехавший к нам из Бенгалии Однажды решился пойти на красочный бал-маскарад, Чему злобный пес из ближайшей конюшни Был неописуемо рад. Ведь Сэр обрядился печеньем, Хотел быть на вечере крут, Забыл, что собачкам с конюшни Три месяца есть не дают. Луценко Валя 10 кл. 2) Жил-был бенгалец милый, На карнавал ходить любил он. И как-то раз, пойдя на бал, Одежду из бисквита он достал. Почуяв запах, пес голодный Сожрал его костюмчик модный. Марабаева Лида 10 кл. В заключении хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес учащихся можно вызвать ознакомлением с новыми английскими иллюстрированными журналами и газетами, рассказом о каком-нибудь англоязычном городе с показом видеофильма, сообщением о какой-либо интересной встрече с представителями страны изучаемого языка, новой информацией о праздниках и обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл relaksatsiya.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы релаксации на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки 


Приемы релаксации на уроках английского языка

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках английского языка в Школе Космонавтики.

1. Разрядка с использованием различного вида движения

Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Команды:

Stand up

Sit down

Hands up

Hands down

Draw your portrait

Write your name

Point to the (book)

Colour the (book)

Open your (book)

Hop

Stop

Smile

Можно повторить названия цветов, используя разноцветные карточки или предметы:

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

2. Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент релаксации, проведенный в 10 классе.

Необходим раздаточный материал с неполным текстом песни и заданиями к нему, а также магнитофон и кассета с записью песни.

Хочется отметить, что ребята могут выполнить данное задание самостоятельно.

MY HEART WILL GO ON

1 Put the verbs in the present simple tense:

saw  felt  knew  had  went  was  opened   believed  did  could  would  left  held  stayed   tore  sank  slew  swung  shrank  shone  lit   flung  drawned  dug  heard

2 Listen to the song and fill in the gaps with the verbs from the table. ( There are more words than necessary)

Every night in my dreams

I 1)........... you, I 2) ...... you

That is how I 3) ......you go

Far across the distance

And spaces between us

You 4) ....... to show you go on

Chorus

Near, far wherever you 5)........

I 6) ........... that the heart 7) ....go on

Once more you open the door

And you 8) ............my heart

And my heart will go on and on.

Love 9)......... touch us one time

And last for a lifetime

And never let go till we 10) .......

Love 11) ........ when I 12) .....you

One true time I 13) ..........to

In my life we’ll always go on.

Chorus

You 14).........here

There is nothing I feel

And I know that my heart 15) ......... on

We 16) ...... forever this way

And my heart will go on and on.

3. Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking, running, snoring, laughing и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая снятию усталости и напряжения).

4. Игра в пословицы и поговорки.

С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации. Предлагаю несколько игр по этой теме.

1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее:

Curiousity killed.........

Who chatters to you will chatter.......

Live not to eat, but........

Strike while...........

Practise what you........

Don’t trouble trouble until......

2) Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице.

Например: Vines are our business. Grapes are yours.

You eat the grapes. We’ll take care of the vines.

(The proverb is – Eat the grape, not the vine.)

3) Подобрать пословицу к ситуации.

a) There’s many a true word spoken in jest.

b) A burnt child dreads the fire.

c) Forewarned is forearmed.

d) A straw will show which way the wind blows.

e) Take the rough with the smooth.

It shouldn’t have cought you by surprise. I told you he was going to quit soon.

Until now my road through life has been pretty easy, but there are bound to be some difficulties ahead.

Of course she was joking when she told you, but still there could be something to it.

I know the fact that he didn’t come was a small thing, but still it might be an indication of things to come.

Her heart was so broken when he broke off the engagement suddenly.I don’t know if she will ever be able to love again.

5. Рифмовки и скороговорки.

Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках. Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной разрядкой для детей.

Ниже привожу примеры из материала, который мне удалось собрать.

I scream,
You scream,
We all scream
For ice-cream.

Jack and Jill went up the hill
To fetch a pail of water;
Jack fell down and broke his crown,
And Jill came tumbling after.

The wise old owl
Sat in the oak.
The more he heard
The less he spoke.

 

The science of biography is different from geography.

The old sow whistles,
And little pigs dance;
All the girls are marrying
But I can’t get a chance.

Geography is about maps, but biography is about chaps.

She sells sea-shells on the sea-shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure.

Robert Rowley rolled a round roll round.

A round roll Robert Rowley rolled round.

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
A peck of pickled peppers Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked.

Round and round the ragged rascal ran.

6. Загадки - можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3-5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

What can run but never walks?
Has a mouth but never talks?
Has a bed but never slееps?
Has a head but never weeps?

A River

A mile from end to end,
Yet as close to you as a friend.
A precious commodity, freely given.
Seen on the dead and on the living.
Found on the rich, poor, short and tall,
But shared among children most of all.

A Smile

It cannot be seen, cannot be felt,
Cannot be heard, cannot be smelt.
It lies behind stars and under hills,
And empty holes it fills.
It comes first and follows after,
Ends life, kills laughter.

Dark

7. Лимерики - абсурдные юмористические пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки –

аа вв а, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Данный прием релаксации дает возможность заинтересовать ребят творческой деятельностью. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех. Для этого я предлагаю ребятам перевести на русский язык (сохранив общий смысл и рифму) лимерики. Учащиеся с удовольствием приступают к выполнению данного задания. Приведу примеры перевода учащимися Школы космонавтики на предложенные лимерики.

There was a young lady whose eyes 
Were unique as to colour and size; 
When she opened them wide, 
People all turned aside, .
And started away in surprise 

1) Она была красива, молода,
Огромные глаза ее сверкали,
Под взглядом этим даже господа
С восторгом свои головы склоняли.

Домаева Алена11кл.

2)n Жила-была леди,
Чьи глаза были красивы
Как небеса.
Люди смотрели и удивлялись
Необычайности глаз у нее,
И восхищались, и улыбались
При виде взгляда одного.

Саша Кейдюк и Саша Капитонов 11 кл.

 

There was a young man of Bengal 
Who went to a fancy dress ball. 
He decided to risk it 
And went as a buiscuit,
And a dog ate him up in the hall.
 

1) Один молодой человек, приехавший к нам из Бенгалии
Однажды решился пойти на красочный бал-маскарад,
Чему злобный пес из ближайшей конюшни
Был неописуемо рад.
Ведь Сэр обрядился печеньем,
Хотел быть на вечере крут,
Забыл, что собачкам с конюшни
Три месяца есть не дают.

Луценко Валя 10 кл.

2) Жил-был бенгалец милый,
На карнавал ходить любил он.
И как-то раз, пойдя на бал,
Одежду из бисквита он достал.
Почуяв запах, пес голодный
Сожрал его костюмчик модный.

Марабаева Лида 10 кл.

В заключении хочу сказать, что ожидание необычного, особая заинтересованность также служит релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес учащихся можно вызвать ознакомлением с новыми английскими иллюстрированными журналами и газетами, рассказом о каком-нибудь англоязычном городе с показом видеофильма, сообщением о какой-либо интересной встрече с представителями страны изучаемого языка, новой информацией о праздниках и обычаях.

ДОКЛАД «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

 

презентация к докладу

 Здоровье — самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье — это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

Слайд № 2. Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. В старших классах их численность уменьшается до 3%. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических  расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.  Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. На своих уроках английского языка я применяю элементы  здоровьесберегающих технологий.

Слайд № 3.

Позвольте поделиться своим скромным опытом работы. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

Слайд № 4.

 

ЗАРЯДКА

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Вот некоторые примеры такой зарядки.

            Teacher: Stand up!

          ( звучит песенка)

1)           Hands up, hands down,

        Hands on hips, sit down.

        Hands up. To the sides.

        Bend left, bend right.

        One, two, three, hop,

        One, two, three, stop!

        Stand still!

2)      Clap, clap, clap your hands.

        Clap your hands together. (2 times)

        Stamp, stamp, stamp your feet

        Stamp your feet together.

 Далее выполняются движения с использованием команд:

       Nod your head! Dance a dance!

 

 

Слайд № 5.

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные  — учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

 Ритмические — короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные — проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их  насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка  способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

        Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания, которые выполняются в специально созданных «рабочих» зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное  —  дать ученикам возможность встать и подвигаться.

Слайд № 6.

 

ИГРА

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра — дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра- пантомима:

             При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

             Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

 - При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

 - При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

 - Ролевая игра-пантомима ‘’In the shop’’. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

     Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Старшеклассникам  по душе игра-проект (Project),где они пишут проекты, защищают их, учатся  тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно-ориентированные.  

Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языке. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, вырабатывает спонтанную речь. Начинаю с простейшего «Знакомство».

 

 

ПЕСНЯ

Слайд № 7.

Песня на уроке  хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Слайд № 8.

Музыкальные паузы тоже способствуют релаксации во время учебного процесса

Творчество Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Музыка Брамса избавит от усталости.

Чайковский поможет бороться с раздражительностью и неврозами.

 

        Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

Исходя из опыта учителей не одного поколения предлагаю примерную структуру  рациональной организации урока английского языка (см. таблицу).

 

Слайд № 9.

Рекомендую использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (см. приложение №1)

 

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

 

 

Слайд № 10.

 

дыхательные упражнения

 

- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;

- Задержите дыхание до 3;  

- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;

- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

 

Слайд № 11.

 

Упражнение для глаз

1.Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2.горизонтальные - вправо-влево;

3.вращение глазами по часовой стрелке и против неё;

4.закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

5.на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать эту

фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

Слайд № 12.

Упражнение для глаз

 

Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.

Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу

и от носа.

На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.

Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.

Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.

На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

 

Слайд № 13.

Памятка для зрения. 

полезно 

1.Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду.

2.Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.

вредно 

1.Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту.

2.Пользоваться некачественными солнцезащитными очками.

3.Употреблять алкоголь.

4. Курить.

необходимо 

1.Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.

2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера – на расстоянии 60см.

3.Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м).

4.При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении – через каждые 20 минут.

 

Слайд № 14.

антистрессовая релаксация

 

        Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной. 

         Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания,  

   медленный выдох (5-6 раз). 

         Затем отдохнуть 20 секунд. 

 

Слайд № 15

Хромотерапия.

На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.

 Одна группа работает на жёлтых листах. На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».

Слайд № 16

 

 Другая группа работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом. Создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.

Слайд № 17

 

Третья группа работает на красных листах: красный- цвет жизни, помогает

бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает

жизненную силу.

Слайд № 18

 

Четвёртая группа работает на зелёных листах: зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

 

Слайд № 19. и 20

Цветотерапия или фитотерапия  

 

Слайд № 21

упражнения для коррекции осанки

1. Исходное положение - стоя.

2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.

3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.

4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки

5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.

6. Повторить упражнение начиная с левой руки.

7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК С ПОЗИЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ?

Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Но не забываю высказывание Константина Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячу слов». Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитываю  индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.

Я провела тестирование среди учащихся 5-9 классов:

Слайд № 22

 

«Самочувствие школьника и физкультурные паузы».

 

1. Я ощущаю заботу о моем здоровье со стороны коллектива школы ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

2. Я устаю в большей степени от( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):          А) монотонности урока

            Б) большого объема учебной работы в классе;

            В) некомфортной обстановки в классе.

       3. Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогают мне сбросить физическую и моральную усталость ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

        4. Я не устаю на уроках по следующим предметам (указать предметы):__________________

        5. Для меня существенную роль играет ( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

             А) внешний вид учителя;

             Б) внешний вид учащихся;

             В) спокойный тон;

             Г) доброжелательное отношение к ученикам;

             Д) другое _____________________________

         6. Меня беспокоит моя осанка ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

         7. Во время выполнения домашнего задания я ( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

              А) регулярно ( примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

               Б) слежу за своей осанкой ( стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90 градусов»);

               В) регулярно выполняю упражнения для глаз;

               Г) сижу за компьютером не больше 20-30 минут;

           8. Я мог(ла) бы проводить физкультурные паузы на уроках (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

           9. Чаще всего у меня болит (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа): А) голова;

                 Б) живот;

                 В) горло;

                 Г) спина;

            10. Я пользуюсь классной аптечкой (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

 

Слайд № 23

 

Результаты анкетирования «Самочувствие школьника и физкультурные паузы» (см. приложение №2)

Методическая система преподавания должна строиться с учётом требований медицины, педагогики и психологии. 

Требования медицины просты и естественны – не допускать:

-переутомления учащихся на уроках; 

-перегрузки учащихся домашними заданиями.

Не допускать переутомления на уроках надо так: добиваться, чтобы все  учащиеся на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой.

Оказывается, наибольшее утомление на уроках происходит от безделья. Но занятость на уроках должна быть определённой. Так, например, в 5-6 классах нельзя часто проводить самостоятельные работы более чем 25 минут.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий. Домашняя работа по одному предмету не должна продолжаться в среднем более 20 минут.

 

Слайд № 24

 

Памятка для учителей

Как помочь себе при стрессе?

 

Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская

(г. Жуковск Московская область)

-не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь

мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё

сердце», как говорили древние;

-проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы

быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной

ситуации;

-постараться улыбаться в трудную минуту;

-следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также

нужно успокоить;

-приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»;

-переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие;

-не бездействовать, заняться физическим трудом или

упражнениями.

 

 

УДАЧИ ВАМ  И ЗДОРОВЬЯ

 

 

 

Приложение №1

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

 

 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее  3

2

1

 6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 минут

Не чередуются

 7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими

нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 8

Место и длительность применение ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

 9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

 10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

 11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

 12

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем 30 мин.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка выз...

Виды релаксации на уроках английского языка

Данный материал содержит примеры зарядки, аутогенной тренировки, упражнений, помогающих снимать напряжение пальцев, которые можно использовать на уроках английского языка для реализации здоровьесберег...

Релаксация на уроках английского языка

Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое  здоровье? Это не только отсу...

Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка

Суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.Целью применения интерактивных методов и приемов в изучении ...

Приемы рефлексии на уроках английского языка в начальной школе

Статья содержит информацию о назначении рефлексии на уроках английского язфка, классификации рефлексии и примеры употребления....

Приемы оценивания на уроках английского языка в 5-6 классах (15.03.17)

Единый краевой день открытых дверей пилотных общеобразовательных учреждений по введению ФГОС ОООПрезентация+ статья...

Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка

В статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных к...