Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка
статья по английскому языку
В статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных компетенций, отражающих конкретные и относительно самостоятельные области деятельности учителя иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.881.111.1
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО
Макеева Татьяна Сергеевна
МБОУ СОШ № 2,
учитель английского языка
г.о. Серпухов,shmagina.tatyana@mail.ru
Аннотация: в статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных компетенций, отражающих конкретные и относительно самостоятельные области деятельности учителя иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя иностранного языка, методическая компетенция, профессионально-методическая подготовка будущих учителей иностранного языка.
Annotation: The article reveals the methodological basis and gives the definition of professional competence as an integral system of general professional and subject competencies. The essence of subject competencies reflecting specific and relatively independent fields of activity of a foreign language teacher is substantiated.
Keywords: professional competence of a foreign language teacher, methodological competence, vocational and methodical training of future teachers of a foreign language.
На рубеже 20 и 21 века особенно остро ощущаются тенденции к взаимопониманию, межкультурному обмену, которые и подготовили почву для выработки единого образовательного пространства с ориентиром по международным стандартам. Невозможно не отметить тот факт, что российское образование идет по пути приведения национальных образовательных программ в соответствии с принятыми международными требованиями.
Очевидно одно: образование – это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает за процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, ее возможность к самореализации. Динамизм общественной жизни, постоянный рост требований, предъявляемых к современному человеку, стимулирует переход к концепции непрерывного образования в течении всей жизни. В контексте этой концепции профессиональное саморазвитие личности учителя – залог его профессионального самосохранения, поэтому профессиональное развитие и самосовершенствование становится сегодня главным приоритетом для каждого педагога.
Модернизация российского образования связывается не столько с внедрением инновационных подходов к содержанию образования и образовательным технологиям, сколько с повышением уровня профессиональной компетенции учителя. Таким образом, смена приоритетов в системе педагогических ценностей актуализировала проблему повышения качества профессиональной подготовки учителей, повышения уровня их профессиональной компетенции.
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным педагогом можно назвать учителя, который на очень высоком уровне осуществляет свою педагогическую деятельность, еще педагогическое общение, а также достигает стабильно высоких результатов в обучении и, непосредственно в воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности подразумевает развитие творческой индивидуальности, способствует формированию восприимчивости к педагогическим инновациям, а также способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионализма педагога напрямую зависит социальное, экономическое и духовное развитие общества.
На современном этапе развития методики преподавания английского языка в связи с анализом профессиональной педагогической деятельности чаще всё большее значение приобретает компетентностный подход. Это связано с тем, что происходит изменение приоритетного подхода в процессе обучения — мы видим переход от рецептивно-репродуктивного метода обучения к личностно-ориентированному, развивающему, а также к познавательной и деятельностной направленности.
В наше время стал актуальным стало поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать формированию основыных компетенций педагогов:
- овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
- овладение базовыми способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
- овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
- овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
- овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
- компетенции информационных технологий и др.
В наше время многие методисты, во время осмысливания требований, предъявляемые к современному учителю иностранного языка, все чаще и чаще предлагают разнообразные трактовки понятия «профессиональная компетентность» учителя. В научной литературе встречаются такие термины, как «умения», «способности», «функциональные компоненты», «компетенции». В общем данные термины используются для описания структуры и содержания педагогической деятельности.
Следует отметить, что в современной методике нет точного подхода к определению профессиональной педагогической компетентности учителя английского языка, несмотря на то, что все авторы в своих трудах в той или иной степени затрагивают все аспекты обучения языку.
Создание профессионально-педагогической компетентности является последней целью обучения студентов педагогических университетов. Основу показателей эффективности образовательного процесса в вузе составляет уровень сформированности профессиональных компетенций будущего учителя . Многие исследователи полагают, что значение профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к совершению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Состовляюшие подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.
Квалификационная характеристика — это совокупность обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. В соответствии с традиционным подходом, профессиональные компетенции — это знания, умения, навыки. При этом методист определяет психолого-педагогические и специальные знания как предпосылку для интеллектуальных и практических умений и навыков. Модель профессиональной компетентности представляется им как единство теоретической и практической готовности учителя.
В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Одна из них разработана в рамках проекта «Оценка профессиональной деятельности учителя в целях обеспечения качества обучения» под эгидой Британского совета. В ней приняли участие специалисты в области обучения иностранным языкам.
Авторы стремились разработать систему оценки, позволяющей всесторонне, максимально объективно проанализировать работу учителя на разных этапах его деятельности. После исследований российской и зарубежной практики была предложена классификация ситуаций оценки. Авторы разработали систему оценки профессиональной деятельности учителя иностранного языка, которую можно применять в условиях средней школы, причем данная система включает как материалы и инструменты, позволяющие оценить компетентность учителя специально созданной комиссией или коллегами (административная оценка), так и инструментарий для самооценки. В основу разработанной системы оценки были положены принципы систематичности, комплексного подхода, всесторонности и относительной объективности, а также принцип прозрачности и партнерства участников.
Анализ исследований позволяет сделать вывод, что в современной педагогической науке компетентностый подход, по выражению Е.Ю.Гукемухова, представляет собой проблему .На современном этапе исследователи предлагают различные варианты осмысления компетентностного подхода: «компетентостный подход — проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д. Фрумин); «компетентостный подход реализуется как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А. Болотов)».
Предполагают, что наличие многих точек зрения в вопросе о компетентностном подходе связано с тем, что до сих пор в педагогической науке нет единой трактовки терминов «компетенция» и «компетентность».Одни авторы используют термин «компетенция», подразумевая под ним то, что другие обозначают как «компетентность».Такая ситуация затрудняет отбор критериев для качественной и количественной оценки профессионально-педагогической компетентности учителя.
Таким образом, компетентность учителя иностранного языка может быть определена как совокупность профессиональных и личностных качеств (компетенций) педагога, определяющая эффективность его педагогической деятельности.
Список литературы:
1.Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. — № 6. — 2009. — С. 87.
2.Белоножкина Е.Г. Профессиональная компетенция учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. — № 5. — 2009. — С. 74.
3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. — 304 с.
4.Гукемухов Е.Ю. Роль компетентностного подхода в повышении качества образования, Федеральное государственное научное учреждение Институт теории и истории педагогики Российской академии образования // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.itiprao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=154:confrolcompetpodhoda&catid=42:jaroslavlconfmater (дата обращения 05.01.2013).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка для развития орфографической зоркости у обучающихся».
Изучение русского языка, как и полтора века назад, не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество громоздких правил, большое количество исключений, немалая доля речеупотреблений, которые не по...
«Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »
Презентация «Использование приемов ТРИЗ на уроках английского языка »...
Использование приема "Кластер" на уроках английского языка
Кластер на уроках английского языка – это ассоциативные слова и выражения, которые возникают при прочтении ключевого слова или расшифровывают его....
Использование приема синквей на уроках английского языка
В этой статье вы найдете информацию о том, что такое синквейн и как можно с ним работать на уроке....
Использование методов мнемотехники на уроках английского языка
В статье представлены известные приемы мнемотехники и возможность их использования на уроках английского языка для запоминаия лексики....
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка
Презентация, знакомящая с приемами мнемотехники на уроках русского языка...
Использования приемов геймификации на уроках английского языка.
Реалии современной действительности таковы, что во всех странах мира наметились специфические политические и социальные тенденции. Вместе они привели к тому, что значительно выросла актуальность вопро...