Главные вкладки
Рыбакова Елена Викторовна
Сайт Рыбаковой Е.В.
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: семинары
Увлечения: туризм
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ школа 48
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rybako-elenayaruНикогда не говори никогда
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними
О себе
Оптимист
1.Рыбакова Елена Викторовна
Год рождения:1977
Образование: РГПУ им. А.И.Герцена, филологический факультет,1999 г.
Место работы: ГБОУ школа 48 Приморского района Санкт-Петербурга
Должность: учитель английского языка
Педагогический стаж: 14 лет, в занимаемой должности 7 лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Классика
Мой взгляд на мир
Роль классного руководителя в системе воспитательной работы.
«Школа — не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих — ребенка, учителя, родителя — и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают — кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А. А. Захаренко
Воспитание — это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Главная задача воспитания и воспитателя — «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т. е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой.
Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Ребенок — горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя — поддерживать «огонь» в каждом ребенке.
Классный руководитель исполняет несколько основных ролей в процессе воспитания учеников:
1) наставник;
2) друг;
3) лидер;
4) учитель.
Наставник
Роль наставника в том, чтобы раскрыть ученикам нравственные истины и помочь их усвоить.
Как наставник классный руководитель должен проявлять к ученикам любовь, одобрение, признание, а также способствовать их самовыражению, воспитывать уверенность в себе. Все это очень важно для эмоционального развития.
Любовь. По Ожегову, любовь — «чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Любовь можно выражать через зрительный контакт. Теплый взгляд иногда значит намного больше, чем сказанное слово. Подростки отлично чувствуют расположенность и искреннюю доброту и охотно откликаются на их проявление в учителе.
Для выражения хорошего отношения можно использовать также физический контакт, например пожать руку, похлопать по плечу и т. п. Главное, чтобы ученики видели, что к ним проявляют внимание, они и их проблемы учителю небезразличны.
Любить надо без всяких условий. Независимо от совершенных поступков, каждый ученик достоин того, чтобы быть любимым. Такое отношение откроет сердце подростка для близости и доверия. Он начнет с большим пониманием и вниманием относиться к преподавателю, поддерживать его во всем.
Подростки, к которым окружающие проявляют неприятие и нелюбовь, обычно становятся замкнутыми и неприветливыми.
Чтобы проявить любовь к ученикам, необходимо внимательно слушать их, пытаться понять, не спешить судить. Если школьник ошибается, это не значит, что его надо перестать уважать. Важно уметь прощать проступки, тем более, если ученик осознал свою вину. Кроме того, преподаватель должен сам уметь признавать свои ошибки и просить за них прощение.
Чтобы стать ближе к своим подопечным, надо чаще рассказывать о своей собственной жизни, удачах и падениях. Это побудит и самих детей рассказывать о себе, своей жизни. Такое общение сделает всех более открытыми друг для друга, а отношения — более близкими.
Желательно как можно меньше отчитывать ребят и больше их хвалить.
Одобрение. Его можно проявлять с помощью поощрения, например дарить какие-нибудь сувениры, недорогие подарки. Так, самым активным в дискуссии можно презентовать шоколадки. Когда нет никакого одобрения, ученики разочаровываются и перестают участвовать в чем-либо, потому что теряют интерес к предлагаемому занятию.
Однако надо правильно уметь одобрять и поощрять. Несправедливость и предвзятое отношение к ученикам могут вызвать негативную реакцию со стороны обделенных вниманием учеников.
Прежде всего важно, чтобы учитель замечал, в каком ученике что-то изменилось к лучшему или, возможно, он кому-то помог, выручил группу, честно одержал победу в каком-то конкурсе, усердно трудился над заданием и т. п. Если ребенок заслужил одобрение, то что препятствует его высказать? При этом очень желательно сообщить, за что конкретно данный ученик получает поощрение. Учитель проявит свое хорошее отношение, если скажет подростку, что его поступок нравится лично ему (преподавателю).
Чтобы ученики ожидали поощрения и желали его заслужить, можно предупредить о приготовленной награде, подарке.
Помимо подарков, одобрение, как и любовь, можно выражать с помощью зрительного и физического контакта.
Поощрение необходимо использовать для того, чтобы добиваться от учеников успехов. Если школьник старается, но у него плохо получается, преподаватель должен помочь ему советом, морально поддержать и т. п. Не стоит допускать, чтобы трудности приводили ученика в уныние. Можно подбадривать его, увлекать новыми идеями, вдохновлять и т. д.
Признание. Согласно словарю Ожегова признание — это «оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь».
Для любого человека очень важно признание, но особенно оно необходимо для развивающейся личности. Признание способствует утверждению личности. И в первую очередь ученик должен получать признание от своего преподавателя.
Если школьники не чувствуют признания, им кажется, что они бесполезны. Такие ученики испытывают неуверенность в себе, над ними начинают насмехаться одноклассники. Школьники испытывают потребность в признании, и в силах учителя дать им это.
Каждый школьник может участвовать во многих действиях и мероприятиях — дискуссиях, обсуждении в группах, спортивных играх, пении, планировании, украшении класса, рисовании плакатов и т. д. При этом преподаватель должен внимательно наблюдать за дым учеником и обращать внимание на некоторые моменты:
1) какое участие в деятельности принимает тот или иной ученик;
2) как он относится к другим одноклассникам;
3) каковы его успехи в том, чем он занимается.
Очень важно говорить ученику о том, что хорошего преподаватель заметил в его отношениях с одноклассниками, при этом можно похвалить и даже поблагодарить за проявленные положительные качества.
Необходимо благодарить учеников за уборку классной комнаты, мытье полов, украшение, подготовку к празднику. Нужно уметь замечать все хорошее, что делают школьники, и показывать, что ими довольны. Ученики достойны похвалы за хорошие поступки и дела. Тогда ребята будут совершать их еще больше и чаще.
Самовыражение. Преподаватель должен помогать ученикам развивать заложенные в них способности и таланты. Но для этого он должен сначала увидеть эти способности. Для этого можно чаще устраивать конкурсы типа «Юное дарование», «Мы ищем таланты» и т. п.
В юном возрасте школьники стремятся хоть как-то выразить свою личность. Такое «самовыражение» не всегда бывает позитивным. Часто это какие-нибудь хулиганские выходки. Чтобы подобных актов происходило в классе как можно меньше, учитель должен постараться завоевать авторитет школьников, что обычно не очень легко.
При подготовке классных часов, а также во время их проведения есть много дел, которые школьники могли бы сделать сами. Необходимо поддерживать их творческую активность, поощрять инициативу, чаще предоставлять свободу действий. Задачей классного руководителя является научить ребят что-то делать, и делать это хорошо.
Преподаватель не должен подавлять школьников своей властью. Жесткий контроль над их действиями и упорное настаивание на своем руководстве приведут к тому, что ученики будут ощущать себя неудачниками, что, в свою очередь, вызовет их разочарование. Надо дать школьникам почувствовать и испытать свои собственные силы.
Ученикам можно поручить подготовить самим и провести встречу по поводу дня рождения одного из одноклассников. Кроме того, нескольким из них можно дать задание провести общение в группах во время классного часа или отрепетировать сценку.
Воспитание уверенности. Уверенность — это твердость, непоколебимость, стойкость, отсутствие сомнений. Если у школьника есть уверенность в себе, собственных силах, он будет более спокойным и уравновешенным. Напротив, неуверенный подросток боязлив, проявляет беспокойство, часто бывает разочарован.
На чувство уверенности школьника в себе влияет отношение к нему преподавателя и обращение с ним. Постоянное хорошее расположение к ученику преподавателя придаст ему уверенности, появится доверие к учителю, что немаловажно в воспитательном процессе.
Если в классе есть сложные подростки, возможно, помогут следующие рекомендации.
1. Постараться приблизить такого ученика к себе. Например, поручить присмотреть за классом, пока сам преподаватель будет отсутствовать.
2. Не надо бояться трудных учеников. Они должны чувствовать это. В отношениях учитель может выражать позицию: «Ты, конечно, крутой, но я все равно старше тебя ».
3. К каждому трудному ученику следует найти индивидуальный подход. Очень эффективной может стать личная беседа учителя с учеником.
4. Не рекомендуется отчитывать и наказывать учеников сгоряча. Надо разобраться, возможно, виноват кто-то еще. Физические наказания недопустимы.
Друг
В подростковом возрасте, в том числе и в 10-11-х классах, дети особенно остро переживают одиночество и нуждаются в друзьях. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель был не просто наставником, но и другом.
Быть другом ученика означает принимать в нем участие, оказывать помощь, дать понять, что он может во всем положиться на своего учителя. Дружба — один из ключей к сердцу подростка. Кроме того, это возможность на личном примере научить его дружить по-настоящему.
Задачей классного руководителя как друга является помощь школьникам в общении и дружеском сближении друг с другом. Он должен помочь им стать более открытыми друг для друга.
Подростки зачастую подвержены депрессии. Как им помочь? В общении с таким учеником классный руководитель должен постараться переключить его внимание с негативного на позитивное. Можно также красочно расписать, что ожидает учеников на очередном классном часе.
Если школьники скучают, можно вообще изменить тему и форму классного часа, например устроить праздник. Повод для торжества всегда можно найти.
Причиной депрессии у старшеклассника часто является чувство одиночества, когда он ощущает себя отверженным, не принятым в компанию сверстников. В этом случае задача преподавателя — помочь ученику влиться в классный коллектив.
Лидер
Основной задачей преподавателя как лидера является сделать время, проведенное ребятами в школе, интересным. Для этого надо постараться их заинтересовать.
Лучше всего поможет в этом личная заинтересованность классного руководителя. Тогда и ученики будут проявлять активность.
Не стоит забывать, что усталость преподавателя, его вялость, пассивность на классных часах могут стать причиной депрессии у школьников. Здесь можно порекомендовать учителю вовремя ложиться спать, высыпаться, устраивать себе полноценный отдых. Сам преподаватель должен быть настроен оптимистически и ожидать необыкновенного, удивительного от каждой внеклассной встречи с учениками.
Учитель
Классный час — это не просто хорошо организованный досуг школьников. Как любой школьный урок, он должен быть познавательным и назидательным. Ученики должны чему-то научиться благодаря освещаемой теме.
Как учитель классный руководитель должен уметь доносить до учеников основной смысл предлагаемого материала и достигать поставленных целей. Для этого надо:
1) изучить весь имеющийся по теме материал;
2) тщательно просчитать, сколько информации преподнести, как ее подавать, каковы основные пункты темы и т. п.;
3) для донесения информации необходимо использовать наглядные примеры. Внимание школьников должно быть полностью захвачено;
4) постараться не просто рассказать какую-то тему, а сделать это понятно. Школьники должны осознавать смысл, заложенный в теме, понимать, о чем идет речь, и подтверждать правильность сделанных преподавателем выводов. Каждая тема должна быть так хорошо и умело раскрыта, чтобы ребята захотели измениться к лучшему или поступать в тех или иных жизненных ситуациях правильно.
Внимание учеников нужно постараться захватить уже в самом начале классного часа. Для этого можно рассказать интересную историю, заинтриговать, удивить, обескуражить и т. п.
Хорошо, если ученики сами придут к определенным выводам. Для этого можно задавать им хорошо подготовленные общие вопросы, побуждающие мыслить и в то же время направляющие их размышления в определенное русло.
Для закрепления полученных знаний необходимо их повторение. Здесь можно проявить все свое творчество. Для того чтобы напомнить школьникам о приобретенных истинах, рекомендуется использовать сценки, ребусы, устраивать тесты, дискуссии и т. д.
«Школа — не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих — ребенка, учителя, родителя — и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают — кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А. А. Захаренко
Моё портфолио
Надеюсь на сотрудничествоС древнейших времен воспитание является средством трансляции опыта от поколения к поколению. В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как никогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией.
5. Милосердие и любовь к людям.!
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты