Организация обучения чтению с англо-русским словарем на среднем этапе обучения
статья по английскому языку на тему
изучение любого иностранного языка подразумевает обязательное использование англо-русского словаря, но не всегда в школе учащимся рассказывают, как им правильно пользоваться, в данной статье описаны этапы работы с англо-русским словарем при чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_chteniyu.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация обучения чтению с англо-русским словарем на среднем этапе обучения
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, которая направлена на извлечение информации из письменного фиксированного текста. Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, так как опирается на восприятие языков знаков [30:24].
Чтение с использованием словаря как вид речевой деятельности является важным процессом при обучении иностранному языку в средней школе, но чаще всего обучение этому виду (чтения) носит бессистемный, эпизодический характер, из-за отсутствия двуязычных словарей и недостатка эффективных упражнений, направленных на развитие умения читать с использованием словаря.
В процессе обучения чтению с рациональным использованием словаря можно выделить 3 этапа, каждый из которых имеет свои задачи и соответствующее содержание [10:33].
Первый этап – подготовительный – V – VI классы. Его цель – прочное усвоение алфавита английского языка.
На этом этапе эффективными считаются упражнения на развитие техники пользования словарем типа:
- расположите слова в алфавитном порядке;
- ответьте, какая буква в алфавите следует за буквой …;
- ответьте, какая буква в алфавите предшествует букве …;
Большой интерес у учащихся вызывает проведение соревнований с установкой на ограничение времени при поиске слов в словаре.
Примерные упражнения:
- кто быстрее найдет в словаре слова: time, watch, large, angry;
- расположите следующие слова в алфавитном порядке: around, painter, below, school, table, window, home, dress;
- расположите следующие слова, соблюдая внутренний алфавитный порядок: place, peas, page, photo, paper;
Основная цель второго этапа состоит в формировании у учащихся экономных и быстрых действий, направленных на поиск в словаре слов, то есть совершенствование технических навыков и формирование ряда языковых навыков для поиска лексической единицы в словаре (то есть языковой, грамматический, ретрансформационный), и развитие умения выбирать значение.
I. Обучение техническому навыку пользования словарем
Целесообразно сначала выполнить ряд упражнений, активизирующих знание английского алфавита (Приложение 1):
- откройте словарь на странице с буквами L, K, J;
- найдите в словаре слово fresh, на какой оно странице?;
- постарайтесь открыть словарь посередине;
- скажите, после какой буквы идут буквы G, L, K, перед какой они буквой;
- прочитайте английский алфавит от буквы К до конца;
- какое из ниже приведенных слов расположено в словаре первым: 1) role, read, 2) fantasy, future, 3) note, never;
- найдите в словаре следующие слова: great, comfort, time, dark, soule и зафиксируйте общее время поиска.
II. Обучение языковому грамматическому навыку, которое заключается в выполнении упражнений по определению лексической единицы как части речи. Учителю необходимо дать справку об отличительных признаках частей речи. Так, например, глаголы имеют следующие показатели: инфинитив, форму прошедшего времени.
Ведущее место в серии упражнений на формирование языкового грамматического навыка должны занимать упражнения типа:
- прочитайте и переведите следующие предложения:
There was some milk in the bottle.
He was a good pupil at school.
- прочитайте следующие предложения, определите часть речи подчеркнутых слов:
The holidays will be long.
She likes dances very much.
- прочитайте следующие предложения, определите грамматическую категорию слов; укажите признаки подчеркнутых ниже существительных:
The pupils are interested in this problem.
The rules are hard to understand.
- по обозначениям после слов определите их грамматическую категорию:
Bad, adj sleep, v early, adv cars, pl.
III. Обучение языковому ретрансформационному навыку
Очень часто нужное слово, важное для понимания предложения или абзаца, находится не в словарной, а в личной форме. Важно научиться ретрансформировать такие слова в их словарную форму:
- образуйте словарную форму глаголов: drank, written, understood, thought;
- образуйте словарную форму существительных: desks, tomatoes, wives, flies.
IV. Обучение умению выбирать значение
Конечным результатом поиска должен стать правильный выбор его значения. Необходимо привести примеры полисемии в английском языке:
Branch – ветвь, ветка, отрасль, филиал, рукав (реки), ручеек.
Go – идти, ходить, уходить, уезжать, ехать, передвигаться.
Наиболее эффективны упражнения, смысл которых заключается в подборе пар предложений с одним и тем же многозначным словом, употребленном в разных значениях:
- выберите в словаре подходящее значение подчеркнутых слов в следующих предложениях:
It is important to develop all the branches in the educational system.
The branches of this tree were too large.
Целесообразно организовать работу, обратную данной, например:
- найдите слово dream и составьте с ним предложения.
Задачей третьего этапа обучения является формирование основ умения читать с рациональным использованием словаря. Особое внимание необходимо уделить основным компонентам: целостному восприятию текста, догадке, умению сокращать текст, рецептивным грамматическим навыкам.
- Обучение умению целостного восприятия текста и техническим навыкам чтения
Работа по совершенствованию технических навыков чтения на среднем этапе проводится в рамках развития умения читать с рациональным использованием словаря, целостное восприятие текста влияет на сокращение числа обращений к словарю.
Умение целостного восприятия текста формируется на основе технических навыков чтения и его скорости. Примерные задания на данном этапе:
- кто быстрее прочитает указанный отрывок?
- читаем текст до тех пор, пока кто-либо допустит ошибку, побеждает тот, кто дольше всех прочитает без ошибок;
- читаем текст по цепочке, каждый читает по две фразы;
- читаем текст по типу «снежный ком»;
- прочитай текст быстро и без ошибок, зафиксируй время (оно должно быть не более 1 минуты);
- прочитай микротекст, попытайся понять основное содержание;
- прочитай микротекст, убедись в том, что нет необходимости обращаться к словарю.
- Обучение догадке
Чем больше слов ученик сможет понять без словаря, тем эффективней будет его чтение. Задача учителя – сформировать у учащихся механизм догадки на базе специальных упражнений. Начинать целесообразно с развития языковой догадки. Для этого следует выполнить упражнения следующего типа:
- прочитайте предложение, догадайтесь о значении выделенного слова:
The Pacific Ocean is rather large than the Atlantic one.
Ознакомление с интернациональными словами также способствует сокращению обращений к словарю. Необходимо только познакомить с определенными закономерностями (например, английскому суффиксу –tion соответствует русское окончание – ция):
- переведите без помощи словаря следующие слова: nationalisation, nation, manifestation, organization, revolution, etc.;
- догадайтесь о смысле слов по их грамматическому и фонетическому сходству: cosmos, planet, hotel;
- из контекста догадайтесь о значении выделенных слов:
There are a lot of fountains in the town.
He prepared his examination for tomorrow.
- Обучение умению сокращать текст
Учащиеся должны усвоить, что общий смысл предложения можно понять, не отыскивая в словаре значения всех слов; сокращение текста за счет слов, которые несут второстепенную информацию, позволяют быстрее понять читаемое. Эффективными являются упражнения на поиск слов за определенное количество обращений к словарю (например, прочитайте абзац, обратившись к словарю только 2 раза):
- прочитайте микротекст, сократите его за счет слов, содержащих второстепенную информацию;
- прочитайте текст и найдите в словаре только подчеркнутые слова.
- Обучение рецептивным грамматическим навыкам
Сущность данного этапа заключается в быстром распознавании структуры предложения, выделяя в нем главные его члены. Для этого необходимо сообщить учащимся основные признаки главных членов предложения на основе правил - инструкций и упражнений к ним.
Таким образом, работа со словарями на уроке английского языка играет важную роль в организации обучения чтению, при этом учащиеся обучаются многим навыкам рационального его использования. Учителю необходимо знать различные виды упражнений для развития данных навыков.
Список литературы:
1. Александр Пахотин. Большой англо-русский, русско-английский словарь мнимых друзей переводчика. Справочное пособие. М.: Издатель Карева.2006. – 304 с.
2. Алексеева И.С. Введение в переводоведение: учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебн. заведений.-2-е изд., стер. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 352 с.
3. Английские пословицы и поговорки и их русские соответствия (более 3000 статей) / Сост. Модестов В. – М.: Худож. лит., 2000. – 415 с.
4. Англо-русский и русско-английский словарь. – Смоленск: Русич, 1999. – 550 с.
5. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966. – 256 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова: Гл.ред. М Антошина. – М.: АРКТИ, 2000. – 165 с.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов вузов по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»/Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 333 с.
8. Гальцова Н.П. Базисные категории методики преподавания иностранных языков с позиции Я.А. Коменского / Н.П. Гальцова; Н.П. Гальцова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. – 2004. – Вып. 5 – С. 73. – 80.
9. Гераскевич Н.В. Выпускная квалификационная рбота по методике обучения иностранным языкам: Учебно-методическое пособие. – Сургут: РИО СурГПУ, 2006. – 77 с.
10. Гордиевских О.В. Организация обучения чтению со словарем// Иностр. языки в школе. – 1996. - № 1. – С.33.
11. Гуськова Т.И., Зиборова Г.М. Трудности перевода общественно-политического текста с английского языка на русский: Учебное пособие для ин-тов и фак. иностр.яз. – М.: «Российская политическая академия», 2000. – 228 с.
12. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя: Ред. Т.Э. Волкова. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
13. Златогорская Р.Л. Как учить школьников работать с общим словарем // Иностр. языки в школе. – 1978. - № 3. – С. 79 – 85.
14. Кабинет иностранного языка / Под ред. Е.С. Полат.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.
15. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка: В2-х т. Т2, К.: Методика, 1995 г. – 304 с.
16. Клименко А.В. Ремесло перевода. Практический курс / А.В. Клименко. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 636 с.
17. Колесникова Н. Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностр. языка = A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching: Терминологич. Справочник / Ред. Г.В. Уварова. – СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. – 224 с.
18. Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
19. Конышева А.В. Англ. язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: ТетрСистема, 2007. - 352 с.
20. Латышев Л.К. Технология перевода: Учеб. пособие для студ. лингв. вузов и фак. / Лев Константинович Латышев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
21. Литвинов П.П. Англо-русский словарь глаголов с частицами. Продвинутый английский через глаголы: Учеб. пособие для самообразования – М.: «Яхонт-А», 2002. - 288 с.
22. Маева Т.С. Некоторые приемы обучения чтению // Иностр. языки в школе. – 1999. - № 5. – С.15.
23. Маслыко Е.А., Бабинская Л.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - М.: Издательство «Высшая школа», 2003. - 522 с.
24. Методики обучения иностранным языкам в средней школе: модернизация общего образования: пособие для учителей, аспирантов и студентов / под ред. М.К. Колкова. – М.: КАРО, 2006. – 221 с.
25. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1967. – 320 с.
26. Мюллер В.К. Англо-русский и русско-английский словарь: 70 000 слов и выражений / В.К.Мюллер. – М.: Эксмо, 2006. – 956 с
27. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие / Е.А. Маслыко - 5-е изд., стереотип. – Минск: Высш. шк.., 1999 – 522 с.
28. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. В. И. Бородулин и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 912 с.
29. Обухова А.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
30. Обучение чтению: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
31. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1967. – 503 с.
32. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения. Избранное / Е.И. Пассов; Е.И. Пассов. – Липецк: Изд-во Липец.ГПУ, 2002. – 228 с.
33. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе: Пособие для учителя. – Мм.: НАР.асвета, 1982. – 142 с.
34. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Ранацевич – М.: «Современное слово», 2005. – 720 с.
35. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студентов вузов / П.К. Бабинская; П.К. Бабинская. – 4-е изд. – Минск: ТетраСистема, 2006. – 288 с.
36. Российская Федерация. М-во образования и науки. Примерные программы по иностранным языкам // Иностр. яз. в шк. – 2005. - № 5. – С. 2-4.
37. Путятина Е.И. The English Lexicography, Onomasiology & Etymology in exercises: Учебное пособие по лексикологии языка для студентов факультетов лингвистики и иностр. яз. – Сургут: РИО СурГПУ, 2005. – 96с.
38. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
39. Рогова Г.В. и др. Методика обучения английскому языку = Methods of teaching English: Учеб. пособие для пед. вузов. Кн. по англ. яз. / Ред. А.Ф. Акимова. – Л.: Просвещение, 1975. – 312 с.
40. Тюленев С.В. Теория перевода: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 336 с.
41. Федорова И.В. Учебная лексикография. Теория и практика = Dictionary use: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Федорова – М.: Академия 2006. – 128 с.
42. Харлов Г. А. Об осмыслении иноязычных слов посредством перевода, предметной наглядности, догадки по контексту и толкования понятий / Психология в обучении иностранному языку. Сборник статей. Издат – тво «Просвещение». – М.1967. – с. 145 – 162.
43. Шипилова Е.В. Особенности обучения младших подростков с пониженной обучаемостью иностранному языку / Е.В. Шипилова // Коррекц. педагогика. – 2006. - № 4 – С.46-56.
44. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для студентов филол. фак. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 160 с.
45. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
46. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин; А.Н. Щукин. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: Филоматис, 2006. – 475 с.
- www.russpub.ru / dictionaries
- www. interced.ru / dictionaries2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место чтения на среднем этапе обучения иностранным языкам
При обучении чтению в 5-7 классах следует учитывать ряд положений, обусловленных спецификой этого вида речевой деятельности ...
Методика обучения просмотровому чтению на основе публицистических текстов на среднем этапе обучения в специализированной школе.
В статье представлена методика работы с публицистическими текстами в режиме просмотрового чтения; проводится анализ действующего УМК по французскому языку на предмет наличия публицистических текстов....
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ КАК СПОСОБУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Анализ работы в 6 классе "Развитие диалоговой и монологической речи на уроках иностранного языка"...
Формы и методы организации работы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения
В статье рассматриваются формы и методы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения английскому языку. Следует отметить, как информационно-коммуникационные технологии помогают в о...
Методическая разработка "Формирование навыка чтения на среднем этапе обучения"
В данной работе представлены упражнения, направленные на развитие навыка чтения на уроках английского языка....
ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Роль домашнего чтения при изучении иностранного языка....
Методическая рекомендация « Работа с чтением на среднем этапе обучения иностранному языку
Существует две формы чтения - про себя ( внутреннее чтение) и вслух ( внешнее чтение ).Чтение про себя – имеет целью извлечение информации, оно монологично, совершается наедине с собой. Чт...