Эссе "За верность профессии"
статья по английскому языку на тему

Эссе о результативности работы учителя английского языка  за последние 15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «За верность профессии»

Я работаю в школе 38 лет. Это целая жизнь. Тем более, что начинала я работать в советской школе, методику которой взяли за образец некоторые западные государства. С самого детства, сколько себя помню, слышала разговоры о школе, учениках, уроках, потому что я родилась в учительской семье.

Мои бабушка и дедушка, окончив учительские курсы, в 1933 году приехали с Дона учительствовать в с. Солдато-Александровское. Жили в школе и только после войны получили отдельное жилье. Мама тоже стала учителем.

Общий педагогический стаж нашей семьи 155 лет. Когда я окончила школу, у меня не было альтернативы. Конечно – педагогический. И вот я – учитель английского языка и никогда не пожалела об этом.

Дети – особый мир, необычная планета, их доверие надо заслужить, его надо уметь добиться. Как увлечь детей, ведь не у каждого есть талант, а ребенок должен чувствовать себя уверенно, независимо от одаренности. Если есть в ребенке маленькая искра, то важно разжечь пламя, в этом я вижу смысл своей работы гореть и зажигать звезды на небе. Думаете, почему на небе так много звезд? Их зажигает учитель, он - простой волшебник.

Надо искать пути для совершенствования способов и методов обучения, чтобы поддерживать в ребенке постоянный интерес. Сколько информации мне придется еще открыть для себя, я хочу быть в постоянном поиске, творчество не терпит ленивых и равнодушных. Стремлюсь найти новое, спешу, ругаю себя и все чаще вспоминаю изречение Сократа: «Быть слишком недовольным собой – есть слабость, быть слишком довольным – глупость». Дорогу осилит идущий.

Я стремлюсь научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность, развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.

2. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний).

3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать с текстом.

4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Основная цель изучения иностранных языков в школе - формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка. Провожу викторины о странах изучаемого языка. Все тексты, содержащие сведения о стране изучаемого языка, являются аутентичными. Широко использую средства зрительной наглядности: слайды, фотографии, письма, вывески, рекламные объявления.

Согласно программе развития школы в основаниях разработки условий для формирования и развития ключевых компетенций лежат следующие принципы: принцип открытости образовательной среды, принцип свободы выбора, принцип гуманизации, принцип педагогической поддержки, принцип природосообразности, принцип непрерывности образования, принцип вариативности, принцип сочетания инновационности и стабильности, принцип демократичности уклада школы социального воспитания. Данные принципы перекликаются с принципами личностно ориентированного подхода, который, учитывая запросы общества и времени, считаю более приемлемым в своей педагогической деятельности.

На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, а также информационные технологии.

В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ученики 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники». Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями», «Путешествие по России», « Школа, в которой я бы хотел учиться», «Моя будущая профессия» и многие другие.

Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации. Даже учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность получить хорошую отметку, поверить в свои силы.

        Учитывая психологические возможности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, большое внимание на своих уроках уделяю игре.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр применяю в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.

В старших классах помимо дидактических игр использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение for detail, изучение дополнительных материалов, выверение грамматических структур, учет возможного развития событий.

Для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету применяю технологию сотрудничества, которая создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

На своих уроках применяю такой прием, как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно-ориентированного урока. Она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, театральных постановках на языке, научно-исследовательской работе по предмету, разработке сценариев мероприятий, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.

Мои ученики Нагорная А., Шенгелия А., Яковлева Ю., Сагайдаков Т., Голикова К., Булдаков Э. в разные годы были призерами районных предметных олимпиад. Мои учащиеся ежегодно принимают участие в олимпиаде по английскому языку «Британский бульдог». Некоторые из них выступают на школьных и районных презентациях проектов по предмету. Мои ученики не испытывают трудностей в изучении английского языка в вузах. Особая гордость - Парфенюк К., Малофеева А., Новак Е. пошли по моим стопам.

Со многими своими выпускниками поддерживаю отношения посредством социальных сетей www.odnoklassniki.ru.

Использование межпредметных связей в преподавании английского языка, позволяет мне формировать у учащихся целостное представление о роли языка в жизни человека, об общих человеческих ценностях, культуре языка и общения.

С удовольствием и готовностью помочь откликаюсь на возникающие образовательные потребности учащихся. Ежегодно веду факультативные занятия. Уделяю особое внимание оформлению кабинета английского языка. Наличие сменных стендов «Готовимся к экзаменам», «Сегодня на уроке» с базовыми грамматическими формами, аудио-визуальные средства обучения повышают продуктивность работы учителя и ученика, положительно влияют на мотивацию учащихся к изучению английского языка, на развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.), использую для оценивания содержательную сторону, качественно характеризуя ответ учащегося. Считаю, что содержательная оценка учителя позволяет заложить основу для возникновения доверия учеников, способствует созданию атмосферы доброжелательности, психологического микроклимата на уроке, являющегося необходимым условием для реализации коммуникативной направленности обучения иностранному языку, формированием коммуникативной компетенции.

Организую и провожу работу с одаренными учащимися. Выработана стратегия по выстраиванию системы работы с такими детьми.

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.

Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы обратилась к классным руководителям с просьбой пригласить родителей учащихся ко мне на беседу. Во время разговора с родителями постаралась объяснить нашу проблему, рассказала и показала структуру УМК (Happy English.ru для 5 класса, К.Кауфман, М.Кауфман), провела мини-урок английского языка, с целью показать родителям принципы моей работы, ход и структуру урока. Подробно объяснила, как готовить домашнее задание, пригласила посетить уроки. С теми родителями, кто не смог подойти в назначенное время встречалась в индивидуальном порядке. После этих встреч в пятых классах наметилась тенденция к улучшению.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении английского языка сообщаю родителям посредством записи в дневник слов «Молодец!», «Умница!», «Очень хорошо!», а также перед родительскими собраниями на отдельных листочках описываю успехи и трудности каждого ребенка, особенно на начальном этапе изучения данного предмета, передаю их родителям через классного руководителя, либо сама.

В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего.

В своей деятельности использую следующие виды контроля:

  1. Предварительный – необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Считаю целесообразным использовать данный вид контроля при знакомстве с новой группой учащихся, при поступлении нового учащегося в класс, а также при оценке остаточных знаний после летних каникул.

На основании данного контроля вношу коррективы в календарно-тематический план, определяю, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечаю пути устранения выявленных пробелов знаний учащихся.

  1. Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий ко мне поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.
  2. Периодический (рубежный, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть (контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты). Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
  3. Итоговый контроль – контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.

Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, т.е. видам речевой деятельности, которые они должны проверить.

Во всех классах, в которых я работаю, сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учет психо-эмоционального состояния ребят на момент урока.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения, весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

  • даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;
  • при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
  • воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;
  • откладываю коррекцию до конца задания;
  • записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;
  • стараюсь давать положительную оценку работе учащихся;
  • у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.

Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках английского языка.

Залогом успешной, творческой, интересной работы, по моему мнению, является дружный, сплоченный коллектив, стремящийся к единым целям, готовый к изменениям. Относительно своих коллег могу сказать, что мне повезло работать именно с такими людьми, которые всегда поддержат, помогут советом. По своему характеру я человек открытый, доброжелательный, искренний, априори относящийся хорошо к людям. С некоторыми из коллег поддерживаю дружеские отношения, со всеми остальными - ровные, хорошие. Всегда откликаюсь на просьбы о помощи в чем-либо, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе не было.

Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Данные слова очень четко отражают мое педагогическое кредо. Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. В межаттестационный период прошла модульные курсы повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО, приняла участие в региональных семинарах по ФГОС.

Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: www.school.edu.ru, www.ipkro.ru, www.eidos.ru, www.edu.ru, www.fipi.ru; зарегистрированным пользователем интернет-порталов www.englishteachers.ru, www.it-n.ru, www.metodisty.ru, www.1september.ru, www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru. Личный сайт учителя английского языка:  http://ldedigareva.ucoz.net/.

Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Иностранные языки в школе», «Мозаика», «Английский язык», газету «Первое сентября».

В течение 12 лет являюсь руководителем школьного МО учителей иностранного языка. В рамках МО провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, оказываю методическую помощь молодым учителям. С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, городские тематические семинары, конкурсы.

В МОУ «СОШ №10 с. Солдато-Александровского» я работаю в течение 18 лет. Администрация школы высоко оценила мой труд. В 2000 году я получила грамоту губернатора Ставропольского края, в 2005 году – Грамоту Главы Советского муниципального района. Самую главную награду «Почетный работник общего образования» Российской Федерации за заслуги в области образования я получила в 2007 году. Я – учитель высшей категории.

Ни мои дед с бабушкой, ни мои родители, ни я, являясь сельскими учителями, не нажили больших материальных благ. Наше богатство – уважение односельчан. Мы остались верны профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности»

Ежегодно, 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём семьи, любви и верности...

Эссе "Верность заветам отцов"

Эссе, посвященное Василию Хомутникову...

Конспект "Дружба верностью сильна"

Конспект открытого занятия "Дружба верностью сильна" Творческого объединения "Школа вежливости"...

«Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма».

урок в 10 классе по программе Смирнова о патриотизме. Дети предварительно проводят работу по истории воинской части, о выпускниках школы, которые закончили высшие учебные заведения и связали свою судь...

"И клятву верности сдержали..."

Работа на конкурс "Недаром помнит вся Россия"....

Верность моей профессии.

Размышление о профессии библиотекарь....

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...