Организация творческой деятельности учащихся
статья по английскому языку на тему
Как организовать творческую деятельность по методу проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_tvorcheskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация творческой деятельности учащихся
(из опыта работы учителя английского языка
МБОУ СОШ №1 города Тулуна Иркутской области
Богдановой Татьяны Николаевны).
ПРОЕКТ
Педагог сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учиться. Это задача личностно-ориентированной педагогики.
Экспозиция:
поиск оптимального соотношения между репродуктивным и творческим в деятельноости учащихся является сейчас актуальным. Именно творческие задания, а не воспроизведение ранее выученного, позволяет продуктивно организовать работу над устным высказыванием, над текстом для чтения, над аудированием Дидактическое направление в последующие годы заключается в творчески-ориентированном обучении – “resource- based teaching”.
Цели:
организовать творческую деятельность учащихся на уроке (с помощью адекватных приёмов, методов), приучить самих учащихся организовывать свою деятельность (а такой эффект достигается с помощью хорошо продуманных творческих заданий). Реализация данной темы позволит также повысить познавательный интерес учащихся к предмету.
Основа для развития индивидуальности – деятельностная система обучения, идущая от развития сущностных сил ребенка. В основе ее лежит сотрудничество на уроке между учителем и учеником, которое происходит при глубоком диалоге, охватывающим не только сиюминутное состояние участников, но их прошлое и будущее, их жизненный опыт.
Деятельностный подход прослеживается при выборе методического инструментария урока (методов, приёмов, средств обучения и т.п.).
Каковы процедуры или черты творческой деятельности, третьего компонента содержания образования?
Творческая деятельность, опыт который накапливается постепенно, - это такая деятельность, в результате которой создается объективно или субъективно новое посредством специфических процедур. Особенность этих процедур – это то, что они поддаются алгоритмизации, расчленению на операции, которые можно выстроить в необходимой последовательности, их можно косвенно описать, дать представления о них, но не показать. Они и усваиваются определенным образом.
- Первая процедура – самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, подчас неожиданную.
- Другая процедура – умение самостоятельно найти проблему в привычной ситуации.
- Третья процедура – ведение новой функции знакомого объекта.
- Умение самостоятельно увидеть элементы рассматриваемого объекта в их взаимосвязях.
- Видение альтернатив, вариантов решения – существенная черта творческой деятельности.
- Комбинирование ранее известных способов в новые.
Вот тот минимум, которому надо научить учащихся, если мы хотим воспитать их творческими людьми.
Эффективные приёмы обучения при организации творческой деятельности учащихся.
Современной тенденцией становится более активное применение
проектного обучения, где используются разные виды проектов:
- информационно-поисковые проекты – сбор и анализ информации, подготовка и защита выступления, доклада, реферата;
- исследовательские проекты, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
- продуктивные проекты, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.
- драматизационные проекты, создающие условия для игрового моделирования;
- практико-ориентированные проекты, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентированно, оно позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от результата своего труда.
«Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее» - считает В.В. Гузеев.
Алгоритм проектного обучения включает пять основных шагов:
Первый – выбор проблемы, определение актуальности темы проекта;
Второй – создание первой творческой группы (наработка идей и спо
собов решения проблемы);
Третий – создание второй творческой группы (одновременно с первой
группой нарабатываются идеи и способы решения проблемы);
Четвертый – обмен информацией между группами (круглый стол);
Пятый – защита результата поисковой деятельности, выработка со
вместного решения.
Проектная методика не взаимоисключает тренировочные и проективные задания в методическом арсенале учителя, тем более что задания в виде проектов тоже даются с целью тренировать те или иные навыки и умения. Главное различие заключается в том, что с помощью тренировочных приемов обучения школьники усваивают готовое содержание, а с помощью проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и усваивать его.
Проективные приемы могут быть индивидуальными и групповыми, их общей особенностью является наличие поставленной проблемы и задачи решить ее. Поиск самой проблемы также может входить в задачи школьников.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, т.к.:
- оно личностно ориентированно;
- использует множество дидактических подходов - обучение в деле, независимые занятия, совместное учение: мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения, анализ, синтез;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Метод проектов.
(как частный случай интегральной технологии обучения).
Проект – результат скоординированных действий группы учащихся. Проходит 6 стадий.
Стадии | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1. По 1. Подготовка | Определение темы и цели проекта | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует уч-ся. Помогает в постановке целей. |
2. Пл 2. Планирование | а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов (формы отчета); г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение обязанностей между членами команд. | Вырабатывает план действий. Формируют задачи. | Предполагает идеи, высказывает предположения |
3. Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. | Выполняет исследования, решая промежуточные задачи. | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
4. Результаты и выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. | Анализирует информацию | Наблюдает, советует. |
5. Представление или отчет | Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. | Отчитывается, обсуждает. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
6. Оценка результатов и процесса | Участвует в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки | Оценивает усилия уч-ся, креативность, каче-ство исполнения источников, неиспользованные возможности, потенциал, качество отчета. |
В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
- помогает ученикам в поисках источников для работы над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает постоянную обратную связь, чтобы помогать ученикам в работе над проектом.
Специалисты считают, что проектное обучение следует применять как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и личностном смысле и в академическом.
Организационная структура блока уроков «метода проектов»
близка к структуре лекционно-семинарной системы, но отличается от нее в лучшую сторону большим удельным весом семинаров, практикумов, самостоятельной работы.
ОМУ ВП ИНМ 3 ИНМ 3 ОП К Кр |
- организационный момент урока
- вводное повторение
- изучение нового материала
- закрепление
- изучение нового материала
- закрепление
- обобщающее повторение
- контроль
- коррекция
Организационные формы уроков.
Этап присвоения новой информации. | Стадия работы над проектом | Организационные формы уроков |
Мотивация, целеполагание | Постановка цели | Рассказ, беседа, лекция |
Планирование | Обсуждение вариантов | Беседа |
Построение ориентированной схемы действий | Самообразование | Самостоятоятельная работа. |
Продумывание хода дея-тельности | Семинар («мозговой штурм»), практикум | |
Деятельности | Исследование | |
Рефлексия | Обобщение и выводы | Семинар, консультация |
Оценка | Анализ успехов и ошибок | Беседа, консультация |
Коррекция | Коррекция | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация творческой деятельности учащихся на уроках немецкого языка
Применение проектной методики и ИКТ на уроках иностранного языка для творческого развития учащихся....
Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...
Организация творческой деятельности учащихся (На примере работы над творческим проектом "Все для детского сада"
В работе автор делится опытом организации работы над одним проектом, который назван «Все для детского сада». О творческом проекте «Все для детского сада». Это проект ...
Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....
«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».
Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...
Опыт работы по теме: "Организация творческой деятельности учащихся как средства самореализации личности"
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий пол...
Педагогические технологии в организации творческой деятельности учащихся
Статья посвящена педагогичсеким технологиям...