Формирование ключевых компетенций в преподавании иностранных языков
статья по английскому языку на тему

В статье раскрываются основные направления развития компетентностного подхода в обучении иностранным языкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций в преподавании иностранных языков

В настоящий момент в рамках российского среднего образования реализуется концепция модернизации, которая подчеркивает необходимость ориентации образования в первую очередь на развитие личности конкретного учащегося, а также его созидательных и познавательных способностей, то есть современная общеобразовательная школа в первую очередь должна формировать ключевые компетенции, которые направлены на развитие конкретной личности.

В современном компетентностном подходе, который широко внедряется во всей образовательной практике, перечень всех необходимых компетенций должен определяется в первую очередь исходя из требований потенциальных работодателей, а также общественного выбора. Освоение  всех необходимых компетенций признается главной целью современного образовательного процесса как в школах, так и в высших учебных заведениях, в результате чего формируется эффективная модель общеобразовательного процесса, способствующая повышению качества всей системы общего образования.

Рассматривая возможности развития компетентностной модели в рамках преподавания английского языка, следует отметить ряд существенных особенностей. В частности, еще в конце XX века в нашей стране произошло значительное реформирование методов преподавания иностранного (а в частности и английского) языка. Если в рамках «старой школы» основное количество приоритетов отдавалось грамматике, а также литературному переводу, чтению вслух и по сути механическому овладению вокабуляром, то затем требования коренным образом поменялись.

Ранее изучение иностранного языка предполагало применение достаточно однообразных заданий, таких как: чтение текста вслух, его перевод, упражнения как  непосредственно по содержанию текста, так и по лексико-грамматическому содержанию.

При таком подходе фактически реализовывалась только лишь информативная функция иностранного языка.

На современном этапе образовательные стандарты направлены на ориентацию системы школьного образования как возможности развития конкретной личности учащегося.

Применение компетентностного подхода в образовании предполагает освоение всеми учащимися таких умений, которые позволят им в дальнейшем действовать наиболее эффективно как в профессиональной сфере, так и в общественной и в личной жизни. Здесь определяющее  значение придается таким умениям и компетенциям, которые позволят действовать в ситуациях, для которых нельзя заранее построить модель «типового» поведения. Напротив,  необходимо находить верную модель действия в процессе возникновения данных ситуаций, для того чтобы достигнуть необходимых результатов.

Следует сделать вывод, что современный компетентностный подход должен являться усилением практического (прикладного) характера преподавания в школе.

Новый образовательный стандарт в области современного и качественного обучения учащихся иностранному языку главным образом ставит задачи, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. При этом в действующих требованиях к качественному уровню подготовки современных выпускников в области иностранного языка указано, что выпускник должен «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов».

Рассматривая данное требование в части обучения иностранному языку, следует понимать, что под компетентностью здесь следует понимать в первую очередь умение общаться на конкретном иностранном языке.

Исходя из вышеуказанного следует отметить, что определяющей целью обучения иностранному языку в современной российской школе является развитие именно коммуникативной компетенции.

В современной образовательной практике следует выделить такие элементы коммуникативной компетенции как:

- Лингвистическая компетенция – это знание грамматических правил, фонологии и словарных единиц, которые в результате преобразуют конкретные лексические единицы непосредственно в окончательное осмысленное высказывание.

- Социолингвистическая компетенция – это способность выбирать, а также эффективно использовать различные адекватные языковые средства и формы для эффективного общения с различными категориями коммуникативных партнеров.

- Дискурсивная компетенция – это способность построения грамотных высказываний для различных функциональных стилей в письменной и устной речи; реализация данного элемента предполагает выбор эффективных лингвистических средств.

- Социокультурная компетенция – она предполагает знание основных культурных особенностей фактических носителей языка, их традиций, этикета, норм поведения, а также умение понимать их и в дальнейшем адекватно использовать непосредственно в процессе общения; по своей сути формирование данной компетенции направлено на интеграцию личности в действующей системе национальной и мировой культуры.

По нашему мнению, использование компетентностной модели в преподавании иностранного (в частности английского) языка предполагает также принципиальные изменения в позиции современного учителя. То есть он практически перестает быть носителем «объективного знания» вместе с учебником. Главной его задачей сейчас становится мотивация учащихся на проявление самостоятельности и инициативы в процессе обучения иностранному языку. То есть учитель должен организовать такую самостоятельную деятельность всех учащихся, в рамках которой каждый из них способен реализовать весь свой потенциал и возможности. В результате учитель создает такие условия, в которых становится возможным освоение каждым конкретным учащимся определенных компетенций исходя из уровня развития его способностей в рамках реализации этим учащимся своих интересов, а также в процессе приложения обучающих усилий и осуществления всех действий в части достижения поставленных целей обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Выступление на педагогической конференции на тему: "Компетентностный подход к образованию"...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

Описание системы работы учителя-филолога, основанной на технологии встречных усилий...

Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка

В докладе сообщается о главной цели изучения немецкого языка - о коммуникативной компетенции....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование ключевых компетенций на уроках иностранного языка».

Концепция модернизации российского образования  так определяет социальные требования к системе школьного образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предпри...

Интерактивные методы обучения,как средство формирования ключевых компетенций на уроках иностранного языка

Об основных методических инновациях, связанных с применением интерактивных методов обучения....