Формирование лингвострановедческой компетенции на уроках домашнего чтения
статья по английскому языку (10 класс) на тему
Статья рассмтривает домашнее чтение как форму организации учебного процесса по иностранному языку и его роль при формировании лингвострановедческой компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
public-r.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкина Е.С.,
учитель английского языка
Формирование лингвострановедческой компетенции
Новый качественный уровень преподавания иностранных языков в средней школе характеризуется тем, что обучаемые овладевают не только иными языковыми средствами выражения мысли, но и приобщаются к иной культуре в самом широком ее контексте, что помогает им в будущем свободно интегрироваться в мировую систему общечеловеческих и профессиональных взаимоотношений, глубже осознать себя как представителя иной социокультурной общности, развить свое общечеловеческое сознание.
Современное понимание образования как процесса воспитания и обучения (Закон об образовании 1996 г.)[1] обусловили усиление культуроведческой составляющей языкового образования и, как следствие этого, обновление его содержания.
В контексте новых подходов и изменений в стратегиях обучения иностранному языку и языкового образования в целом, домашнее чтение произведений художественной литературы, аутентичных текстов, просмотр видеофильмов и других видов текстов культуры страны изучаемого языка становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам.
Домашнее чтение как самостоятельный аспект учебного предмета «иностранный язык» способно, с одной стороны, обеспечить более прочное формирование всех видов коммуникативной компетенции, с другой стороны, как форма образовательного процесса позволяет учителю решить задачи, которые требуют специального учебного и содержательного контекста.
Домашнее чтение носит комплексный характер: это и вид чтения, который предполагает владение определенными навыками и умениями извлечения информации из письменного текста, и особый подход к формированию навыков и умений в чтении, и особая форма обучения, а также определенное содержание обучения и технология обучения, которая включает как комплекс обучающих упражнений и заданий, так и обучающие приемы и приемы контроля.
В современной методике обучения иностранным языкам существуют различные подходы к определению видов чтения. Все виды взаимосвязаны, переплетаются и дополняют друг друга.
Более подробно классификация видов чтения рассмотрена в исследовании Стрекаловой М.Д., мы остановимся на некоторых положениях автора.
Виды чтения можно классифицировать[2]:
- по форме реализации – учебное чтение (по заданию учителя) и собственно чтение (по собственной инициативе учащегося);
- по функции чтения – познавательное, ценностно-ориентационное и регулятивное;
- по доминирующему компоненту в психологической структуре чтения (синтезу-анализу), характеру процесса понимания и использованию логических операций – аналитическое (переводное) и синтетическое (беспереводное, с непосредственным пониманием) чтение;
- по глубине проникновения в содержание текста и характеру работы с языковым материалом- интенсивное и экстенсивное чтение;
- по целевым установкам – изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение;
- по уровням понимания – чтение с полным детальным пониманием и с общим/глобальным пониманием текста;
- по характеру и степени помощи, оказываемой учащимся в процессе чтения – чтение с использованием словаря и чтение без использования словаря; чтение с предварительно снятыми трудностями и с неснятыми трудностями; подготовленное и неподготовленное чтение;
- по форме прочтения – чтение про себя и чтение вслух;
- по месту работы – классное и домашнее чтение;
- в зависимости от участия родного языка в процессе чтения и проверке понимания прочитанного – беспереводное и переводное чтение;
- фронтальное (все читают один и тот же текст) и индивидуальное чтение.
С точки зрения формы реализации различают учебное чтение и собственно чтение (Кузьменко О.Д.) (личностностное чтение (Рогова Г.В.), подлинное чтение (Ляховицкий М.Д.). Личностное чтение как «чтение для удовлетворения познавательных потребностей и для удовольствия» определяет Рогова Г.В. Опираясь на исследование Стрекаловой М.Д., укажем, что учебное чтение выступает в качестве средства обучения и реализуется в процессе формирования механизмов чтения, операций и действий, составляющих процессы восприятия и понимания, таких как:
- зрительное восприятие и узнавание;
- соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми;
- антиципация, предвосхищение или вероятностное прогнозирование;
- сегментирование речевого потока, группировка слов внутри предложений и использование полученных групп в качестве смысловых вех;
- смысловая догадка.
Домашнее чтение в общеобразовательной школе выступает как учебное чтение. При этом оно призвано сформировать у учащихся стимул к личностному чтению и обеспечить возможность читать иностранный текст на языке оригинала в неучебных целях: для получения интересующей информации или для развлечения.
В зависимости от функции чтения Филатов В.М. выделяет следующие его виды:
- познавательное: чтение для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или невербально;
-ценностно-ориентационное: чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах речевой деятельности;
-регулятивное: чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте.
В данной статье домашнее чтение выступает одновременно как познавательное, и как ценностно-ориентационное, и как регулятивное чтение.
По характеру понимания на уроках домашнего чтения осуществляется синтетическое чтение, при котором понимание достигается преимущественно без анализа, перевода и словаря. В процессе синтетического чтения, по мнению Жирковой О.П., внимание читателя «направлено на содержание текста, а объектом проверки синтетического чтения является понимание прочитанного материала». Для синтетического чтения используются тексты, построенные, в основном, на знакомом языковом материале, несложные по содержанию и манере изложения.
Задача обучения синтетическому чтению, по мнению Стрекаловой М.Д., состоит в том, чтобы «научить учеников находить и использовать максимальное количество опор для понимания текста и во всем своем жизненном опыте»[3]. Это положение особенно актуально, потому что текст понимается в широком смысле как текст культуры. А в качестве опор для понимания выступают как лингвистические, так и экстралингвистические факторы. К лингвистическим факторам относятся: известный графический образ слова и предложения, известная семантика слов и строевых элементов предложения, структура предложения, пунктуация, некоторые стилистические приемы (сравнения, эпитеты и т.п.). Экстралингвистические факторы включают в себя общий контекст, заглавие, предисловие, иллюстрации, наличие в тексте ссылок на известные читателю факты общественной и научной жизни, упоминание географических названий и исторических дат, имен исторических личностей, а также концепты родной культуры.
По характеру работы с языковым материалом различают интенсивное и экстенсивное чтение. В данной статье предлагается на уроках домашнего чтения использовать экстенсивное чтение. Этот вид учебного чтения предполагает умение читать большие по объему тексты, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно, с интересом, вне аудиторных занятий.
По цели чтения Фоломкина С.К. выделяет просмотровое, поисковое, ознакомительное и изучающее. Каждый вид чтения связан с решением определенных коммуникативных задач. Поисковое чтение, по мнению исследователя, - это чтение с установкой на поиск конкретной информации[4]. Просмотровое чтение – это чтение с целью получить самое общее представление о содержании текста и выбрать нужный источник из нескольких[5]. Изучающее чтение – это чтение с полным пониманием текста. При этом читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить, с установкой на ее длительное запоминание и использование в дальнейшем[6]. Ознакомительное чтение предполагает чтение текстов с полным охватом содержания, выделением основных мыслей и наиболее существенных деталей прочитанного текста и его общую оценку. Этот вид чтения также называется чтением с общим охватом содержания[7]. По характеру и степени помощи предполагается чтение с предварительно снятыми трудностями, по форме прочтения – чтение про себя, по форме работы - фронтальное.
Итак, мы рассматриваем понятие «домашнее чтение» не только как вид чтения по месту работы с текстом, но и как отдельный аспект обучения иностранному языку, которому отводится важное место в системе занятий иноязычного образования. Следовательно, домашнее чтение обладает определенным набором функций и признаков, которые способствуют тому, чтобы «чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие», «возможность приобщиться к опосредованному общению, к культуре народа, языком которого школьники овладевают»[8] в рамках социокультурного подхода, частью которого является формирование лингвострановедческой компетенции учащихся.
[1] Закон об Образовании РФ (от 1996 г.) // [Электронный ресурс] URL: минобрнауки.рф/документы/2974
[2] Селиванова Н.А. Организация и методика проведения домашнего чтения на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе в контексте новых требований к языковому образованию : На материале французского языка : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 2005. С. 53.
[3]Стрекалова М.Д. Методика преподавания аспекта "домашнее чтение" на младших курсах языкового вуза : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. Ярославль, 2007.
[4] Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб.-метод. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С. 29.
[5] Там же. С. 28
[6] Там же. С. 27
[7] Там же. С. 27.
[8] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование регулятивных УУД на уроках домашнего чтения по книге П.Трэвис Мэри Поппинс
Фрагменты уроков домашнего чтения. Задания по формированию универсальных учебных действий контроля, планирования, прогнозирования, а также начинать и заканчивать действия в определённый момент....
Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение)
Технологическая карта урока немецкого языка в 4 классе по теме "На уроке" (Домашнее чтение). УМК "Немецкий язык. Первые шаги" (Бим И.Л., Рыжова Л.И.,Садомова Л.В., Фомичёва Л.М.). Самоанализ...
Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.
В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....
Технологическая карта урока "Я и мой мир" Урок домашнего чтения.
Эта технологическая карта поможет в создании урока по домашнему чтению. Книга для чтения. Афанасьева, Михеева. 7 год обучения. Урок 1....
Уроки домашнего чтения, как средство формирования языковых навыков и умений.
Уроки домашнего чтения, как средство формирования языковых навыков и умений....
Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"
Урок домашнего чтения "Touching the Void" 7 класс с использованием технологии критического мышления "Чтение с остановками"...