Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку
статья по английскому языку

Данный материал содержит описание опыта учителя английского языка по внедрению системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyatelstnyy_podhod.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новожилова Ольга Алексеевна, учитель английского языка, МАОУ СОШ 153

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку

В настоящее время всё большую значимость приобретает принцип в работе учителя «помоги мне это сделать самому». Сейчас учитель является не транслятором знаний, не формирует навыки и умения ученика, не ставит его в позицию пассивного слушателя. Наш сегодняшний образ жизни призывает учителя обеспечить обучающихся инструментами, чтобы они самостоятельно мыслили, делали выводы, чтобы они стали самостоятельными гармонично развитыми компетентными личностями. Однако сразу же возникает вопрос, как добиться такой амбициозной цели? Ответ кроется в применении системно-деятельностного подхода в обучении, который предполагает обучение в деятельности. Я делаю, я учусь. А учитель помогает мне, направляет.

Эффективность такого подхода в обучении заключается в том, что человек с рождения абсолютно всё познает в деятельности. Первые шаги, первые слова, первые рисунки…ребенок всё пробует. Именно так он учится. Мама сколько угодно могла бы объяснять своей дочке, как правильно сшить платье кукле, но пока дочка не попробует, она не научиться. Точно такие же принципы работают в школьном обучении.

Путем проб и ошибок я прочно усвоила для себя ценность системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. Я расскажу вам, как строится мой урок в рамках системно-деятельностного подхода с учетом специфика предмета «иностранный язык».

Во-первых, практически любой урок начинается с т.н. «разогрева», чтобы ребята переключились с предыдущего урока на урок английского языка. Разогрев может быть даже не связан с темой урока, будучи нацеленным на включение ребят в урок. Разогрев можно связать с темой урока, чтобы потом помочь ученикам понять, чему они будут учиться.

На современном этапе образования важно, чтобы ученики осознавали каждое действие на уроке, понимали, зачем они что-то делают. Именно поэтому свои уроки я выстраиваю так, чтобы ученики сами догадывались и формулировали цель и задачи урока. Например, я могу начать урок с ситуации по теме урока. Моё высказывание является продуктом, то, чему мои ученики научаться к концу урока. На слайде представлено ситуативное начало урока во втором классе по УМК И.Н.Верещагиной, К.А.Бондаренко, Т.А.Притыкиной, 2013 год. Тема урока: «Свободное время», цель – научить говорить о том, что ученики умеют делать. Высказывание учителя, сопровождающееся картинками для наглядности – Look here, please! I can ride a bike. I can read English books. I can watch TV. I can play computer games. Далее следует вопрос «Как вы думаете, о чем я вам рассказала?» Ребята высказывают свои предположения, и обязательно находятся те, кто догадываются. После этого я помогаю детям сформулировать то, чему они на уроке научатся. Далее мы вместе определяем задачи урока. Я спрашиваю у учеников «Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы научиться рассказывать о том, что мы умеем делать». На реальном уроке ребята предложи мне следующее (слайд):

  1. Нам нужно повторить выражения о свободном времени;
  2. Нам нужно узнать, как по-английски будет «могу, умею»
  3. Нам нужно потренироваться строить предложения с этим словом;
  4. Нам нужно потренироваться рассказывать о том, что мы можем делать в свободное время.

Данный этап урока занимает 3-5 минут, но является очень ценным для мотивирования учеников.

Этапы ознакомления и тренировки я организую таким образом, чтобы свести к минимуму свою речь и довести до максимума речь учеников, исходя их того, что мы учимся в деятельности. На уроке иностранного языка это речевая деятельность. Однако с учётом возрастных особенностей учащихся второго класса задания на уроке предлагаются не только в русле системно-деятельностного подхода, но и там, чтобы предотвратить или снять физическое утомление, а также разнообразить урок яркими игровыми моментами.

Если взять пример с того же урока во втором классе по теме «Свободное время», то на этапе тренировки в использовании модального глагола «могу, умею» я предложила простую, но увлекательную игру «Пантомима». Подобный прием я использую на многих своих уроках вплоть до 7 класса. Пантомима всегда воспринимается учениками с радостью. На уроке во втором классе ученик выходил, вытягивал картинку с тем, что он делает в свободное время, он изображал. Остальные ученики догадывались и по-английски говорили «Он/она/ты умеешь …». Ученик также может сам выбрать то, что он будет показывать. Самостоятельный выбор делает это задание личностно-ориентированным.

Очень важно хвалить учащихся на каждом этапе урока, а также подводить итог в конце каждого этапа, отмечая, что мы уже сделали, чтобы ученики осознавали, на каком этапе урока они сейчас находятся.

На этапе применения я предложила учениками нарисовать свой обычный вечер, изобразив, что они могут делать вечером. После того, как они нарисовали, каждый рассказывает о своем вечере и что он может делать.

На слайде представлен финал подобного урока (нарисованные учениками картинки о Великобритании), но в 6 классе по теме «Моя Британия», который является последним, завершающим в серии уроков о Великобритании. На нем ученики рисовали свою Британию и рассказывали о том, что Британия для них.

Подводя итог, я хочу сказать, что каждый мой урок выстраивается в рамках системно-деятельностного подхода с личностной ориентацией с разработкой задания, учитывая возрастные особенности и интересы учеников. И это, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование, развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции у моих учеников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в общеобразовательных школах»

Цель исследования является анализ современных подходов  при  изучении  ИЯ в школеОбъектом исследовании являются современные подходыпреподавания английского языка.Предмет исследования — ...

Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку.

Статья освещает основные принципы и методики работы в рамках системно-деятельностного подхода....

«Коммуникативный системно - деятельностный подход в обучении английскому языку в системе ФГОС»

За последнее время жизнь в России сильно изменилась. Но как бы сильно не менялась политика, экономика-человек остаётся тем же и бьётся над своими проблемами. Перед этими вечными проблемами стоят...