Развитие ИКТ - компетенции учителя иностранного языка
статья по теме

 Чекмарёва Елена Ильинична

Великий мыслитель Али Апшерони как-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Чем больше учитель работает над собой, тем выше результат у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_0.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ИКТ - компетенции учителя иностранного языка

Великий мыслитель Али Апшерони как-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Чем больше учитель работает над собой, тем выше результат у детей.

В настоящее время образование строится на компетентностной основе, на помощь пришли новые технологии - информационно-коммуникационные.

Именно информационно-коммуникационные технологии при правильном и рациональном их применении на уроках будут способствовать воспитанию не только функциональной грамотности учащегося, но формировать учебные, познавательные, мобильные качества человека, умеющего и способного жить и адаптироваться в реальном времени и жизни. И именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса учащихся.

В век информационных технологий приоритетную роль играет информационная компетентность, то есть умение найти нужную информацию, передать её содержание и выбрать знаковую систему адекватно познавательной и коммуникативной цели. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ – технологии относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, научно-исследовательские работы и проекты. На уроках английского языка с помощью ресурсов сети Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети и адаптируя их к конкретному материалу урока; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас.       Я прекрасно понимаю, что для поддержания интереса к предмету в начальной школе и устойчивой мотивации в изучении английского языка в среднем и старшем звене совершенно  необходимо применение  ИКТ. Мне кажется, что интерес к предмету «Иностранный язык», желание овладеть им, пользоваться для решения коммуникативных задач зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники. К слову сказать, учителя иностранных языков пользовались разными технологиями и раньше: это и проигрыватели с пластинками, магнитофоны с кассетами, дисками. Теперь  на очереди – компьютер. В кабинете английского языка с 80-годов было лингафонное оборудование. Потихоньку оно выходило из строя. Но сохранились решетки и, когда поступили компьютеры в школы, самый дорогой предмет, за неимением сейфа, спрятали в кабинете с решетками. Так и появился компьютер в моем кабинете взамен проигрывателю с кассетами, а в дальнейшем и мультимедийная доска. Одна из первых прошла курсы, (правда на этих курсах я была с информатиками, а они более продвинуты, мало что поняла, и даже не знала, что спросить, а потом долго эту доску обходила – не могли установить – выяснилось, сто установочный диск пустой) и теперь без ИКТ ни один урок не проходит. Известно, что почти каждый учитель использует на своих уроках интерактивные презентации и видеосюжеты. Например, в моей педагогической практике имеются разные презентации, которые я использую на уроках и внеклассных мероприятиях. В последнее время я отдаю предпочтение интерактивным презентациям. Они служат для проверки лексики, грамматики, письма. Эти презентации содержат задания в виде вопросов, игр, кроссвордов. Основными достоинствами компьютерной презентации является то, что она может органично вписаться в любой урок по данной теме, она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Наглядность, подготовленная на электронных носителях (таблицы, схемы, видео-ролики), помогает сделать урок более насыщенным и интересным. Презентации – это иллюстративный ряд к уроку, поэтому, они повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и быстрее запоминает, когда видит на экране. 
        
Выполняя проектные задания и письменные работы, учащиеся 3-9 классов активно используют ИКТ. Такого рода задания способствуют формированию цифровой грамотности учащихся, а именно, расширяют их общие знания о компьютере, развивают умение работать с клавиатурой и с файлами, совершенствуют навыки поиска и интеграция информации. Кроме того, такие электронные «презентации» позволяют учителю создавать банк лучших работ учащихся с целью дальнейшего использования их в учебном процессе, публикаций (печатных и в Интернете). Эти разного рода документы, созданные детьми, могут быть использованы для обмена информацией в международных детских Интернет - проектах. Мы принимали участие в международных проектах от издательства «Просвещение»: «С днем Победы!» и «Каникулы с Express Publisher».                     Хочется остановиться также на использовании интерактивной доски, которая в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и, используя специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках английского языка. 
         
Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты – это необходимый компонент любого современного урока. Эту возможность я использую как при введении, так и закреплении материала, а дистанционные формы такой работы я применяю в работе с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. Иногда такой тест я распечатываю, и если нет возможности подключиться к сети Интернет, использую бумажный вариант.                                                Следующим направлением работы любого учителя может стать участие в сетевых конкурсах совместно с учащимися. Необходимо активизировать учащихся по привлечению к работе в учебных блогах, сетевых конкурсах и дистанционных проектах. Такая работа будет способствовать активизации познавательного интереса, развивать творческие способности, учить ориентироваться в огромном информационном пространстве. С 2011 года я являюсь организатором сетевых конкурсов на русском и английском языках на сайте Центра Развития Молодежи www.cerm.ru.  С 2015 года мы открыли для себя конкурсы на сайте www.infourok.ru,  www.moeobrazovanie/on-line_tests , www.englishteachers.ru,  www.openclass.ru,  www.prosholu.ru..  Также я являюсь постоянным слушателем и участником вебинаров на сайтах издательств «Просвещение» и «Титул». (От них, я думаю, больше пользы, чем от курсов при МРИО). Знания этой технологии может пригодиться в любой момент: и в кризисные, и в благополучные времена. Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы.     Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Как и в любой работе - работа с компьютером имеет свои «минусы», поэтому, необходимо взять за правило девизом в работе слова «Не навреди!» Нельзя использовать компьютер на уроке постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно, лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Просто необходимо знать нормы СанПина и проводить зарядку для глаз на уроках, а также научить учащихся делать её и дома.  

"Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурная компетенция учителя иностранного языка

Эта статья представляет собой реферативный обзор мнений по поводу социокультурной компетенции своременного учителя иностранного языка....

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка

Профессионализм педагога рассматривается сегодня  как условие достижения  современного качества образования }  В общеевропейских компетенциях владения иностранным языком, на основе...

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО

Эссе по теме "Профессионалная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО"...

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...

КПК "Развитие профессионаьных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития цифрового образования"

КПК "Развитие профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития цифрового образования"...