Средства достижения метапредметных результатов на уроках английского
статья по английскому языку на тему

Natalia Seliantseva

Данная статья посвящена технологиям, которые делают  работу учащихся более эффективной, и отвечают требованиям ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства достижения метапредметных результатов на уроках английского.

Согласно докладу  ЮНЕСКО «В новое тысячелетие», школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Для  современной  школы в настоящее время наиболее актуальной  является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Под метапредметными результатами понимают:

- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции;

- умение определять области знаемого и незнаемого;

- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей;

- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;

- развитие смыслового чтения;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Иностранный язык – это особенная дисциплина. Специфическую особенность данного предмета составляют его направленность на приобщение учащихся к «некоторому социальному явлению совершенно независимо от знания законов этого явления», нацеленность на «практическое овладение языком, т.е. некоей деятельностью, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива» (Щерба Л.В., 1947,.11).

Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения:

  • метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
  • метакурсы (например, элективы)
  • метапредметный компонент в содержании учебного курса:

                           -  метапредметные уроки

                           - предметный урок + метапредметная тема

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.         В качестве метапредметов доктором  психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены:  «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». 

Основу  обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету.

Например:Занятие по теме «Ecology of the lake and Baikal Paper Plant», метатема   « Проблема», в 10 классе проходило в форме дебатов, где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем, связанных с функционированием завода, они не только пытались найти пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни.

Метатемы любой педагог может подобрать  таким образом, что им найдется применение  практически к  любой теме любого предмета.  

При выборе метапредметной темы учитываю возраст, ступень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом  уроков английского.

Метатема

Предметная тема

Движение

Игры. Спорт.

Изменение и развитие

Британия - страна, люди, события.

Модель и способ

Основы грамматики

Порядок и хаос

Распорядок дня. Место, где мы живем. Дом. Квартира

Пространство и время

Изменение глаголов по временам

Постановка проблемы

Защита окружающей среды.

Рисунок и схема

Секреты английской грамматики.

Позиция и роль

Профессии. Магазины и покупки.

Общество и среда

Профессии. В аэропорту. Литература. Семья.

Простое и сложное

Мир увлечений.

Так  метапредметная тема «Общество и среда» раскрывается на уроке в 5 классе при изучении темы  «В аэропорту»  (учебник «English» для 5 класса, авторы О.В.Афанасьева, Притыкина Т.А.)

Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человека, способного воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющем статус международного.

Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке,  учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы  общения в реальной языковой ситуации.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко).

Одним из направлений, реализующих  метапредметность достаточно эффективно, является исследовательская  и проектная деятельность.

Проектная деятельность оптимальна для детей любой возрастной группы. Так как проект выполняется несколькими этапами в течение всего года, предоставляется возможность развивать различные метапредметные умения на каждой из стадий. Подведение итогов исследовательской деятельности может быть вынесено в отдельное занятие, в котором могут поучаствовать ученики, не занимавшиеся проектом. Таким образом, мы выполняли проект в 6 классе. Он был посвящен сравнению двух технологий: сотовой связи  и интернета. Дети изучали их использование и делали вывод о предпочтениях в своей возрастной группе. Подсчет результатов анкетирования осуществлялся с привлечением учащихся, пришедших на секцию проекта в школьный день науки, также все участники секции сделали совместный вывод о результатах исследования.

Практика

На практике хорошо работают следующие приёмы: составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки.

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках  размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности.

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке.

           На уроке по теме «My hobby is martial arts» при проверке домашнего задания учащимся предлагается закончить частично заполненный граф.  В ходе выполнения задания пятиклассники на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно.

          Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов.

В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте.  На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод.

На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных.

В качестве вывода  предлагается подобрать известную английскую пословицу.

Составление ментальных карт,  денотатных графов, схем «фишбоун»  - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Доклад "Использование мультимедийных проектов как средства для достижения метапредметных результатов на уроке по курсу "Истоки""

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика ...

Выступление "Групповые технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов на уроках математики"

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».В качестве главного результата модернизац...

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе

Смысловое чтение как средство достижения метапредметных результатов на уроках английского языка в 5 классе...

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Использование проблемно-диалогического обучения в условиях реализации программных мероприятий ФГОС как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания...

Средства достижения метапредметных результатов на уроках иностранного языка

Средства достижения метапредметных результатов на уроках иностранного языка...

Презентация "Эвристические методы и приёмы как инструмент достижения метапредметных результатов на уроках английского языка"

Поскольку основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком, задачей учителя является ...