статья " Реализация принципов ноосферного образования"
статья по английскому языку на тему
Автор статьи раскрывает основные принципы ноосферного образования, указывая, что за ноосферикой -будущее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация принципов ноосферного образования при обучении иноязычной речевой деятельности.
Данилюк Л.Г.
МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением
отдельных предметов, г. Сургут
Ноосферное образование- образование нового тысячелетия, нового времени.
Остановимся на некоторых основных принципах ноосферной педагогики,
реализующихся в иноязычном образовании : принцип системности и принцип личностно-ориентированного образования.
Принцип системности –это принцип, где весьма важную роль играет педагогика сотрудничества. Педагогикой сотрудничества принято называть неманипулятивную педагогику,педагогику этическую и биоадекватную. Современная ориентация на педагогику сотрудничества и ценности человека в мире свидетельствует о культуросообразности ноосферного образования, единении образования с историческими ценностями и актуальным потенциалом культуры по линии возрастания духовности личности, самой системы образования. Воссоединение личностного, социального и «образовательного» пространства через сохранение и приумножение его истинно гуманистического потенциала является основным зерном ноосферного образования, образования нового тысячелетия.Важная роль при переходе к ноосферному образованию с учетом вышеобозначенных принципов отводиться ипедагогу, его личности. Какие же задачи должен решать педагог новатор, вступивший в 21 век ? Прежде всего – это учить новому мышлению , методам познания и самоорганизации. Иначе говоря , задача педагога состоит в том, чтобы подвести к двери, дать ключ и научить ученика пользоваться этим инструментом. Никто, кроме самого ученика не сможет войти в мир знаний .Теоретик ноосферного образования Н.В. Маслова определяет конкретные задачи педагога-новатора( Маслова:с.78-89)
1.Научить учащихся самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.
2.Научить учащегося самоорганизации
3.Способствовать развитию интеллекта и креативного мышления ученика
Какими знаниями необходимо овладеть преподавателям – новаторам ?
Во- первых , знанием основ научной теории , гносеологии, методологии биоадекватности восприятия
Во-вторых , хорошим знанием предмета специализации, то есть знать иностранный язык профессионально и мастерски им владеть.
В-третьих, энергией. Это особенно важно в работе с младшими школьниками . Энергия позволит показать личную убеждённость педагога и стимулировать творческий процесс познания. Это « три кита» , без которых деятельность педагога не может быть плодотворной.
Какими умениями должен владеть педагог-новатор ?
Главное- уметь целостно мыслить, т.е. одинаково хорошо владеть методами работы левого и правого полушарий и их совокупной работой. Педагог нового ноосферного периода должен уметь трансформировать негативные проблемы , настроения, устремления в позитивные. Это – педагаг « умеющий» по существу это практический психолог. Эти знания и навыки лежат в основе культуры педагогической деятельности. Синтез знания и умения- вот отличительное качество ноосферного педагога, педагога нового времени.В новой парадигме биоадекватного целостного ноосферного образования педагог должен владеть методами моделирования и прогнозирования на основах биоадекватности .
Следует отметить, что в настоящее время уже предприняты попытки создания новых учебных пособий
в частности имеются и учебники по иностранному языку биоадекватного типа, где огромная роль отводмиться креативным творческим заданиям , направленным на развитие познавательной самостоятельности личности
и креативного , образного мышления.Схема ноосферного сознания педагога включает в себя следующие компоненты : нестандартное, критическое и образное мышление, биоадекватные технологии, специфические для данного предмета навыки и умения. Всё это в полной мере относится к преподавателю иностранного языка. Овладеть культурой иной страны и преподать её ученикам , применяя разнообразные методики и биоадекватные учебники –задача учителя организующего иноязычную речевую деятельность. В своей практике преподавания иностранного языка мы широко используем принцип личностно-ориентированного образования. Личность обучаемого всегда находится на первом плане. Организация занятий строится с учетом
личности ученика, его интересов и стремлений, дальнейшей профориентации. Здесь особая роль принадлежит профильному обучению и курсам по выбору: элективным курсам , творческим лабораториям. У нас создана и успешно работает лаборатория стихотворного перевода , где с интересом занимаются ученики 5-11 классов. При творческом походе учителя результативность возрастает, формируется креативное мышление учащегося , расширяется кругозор.
Необходимые условия для создания благоприятной социально-педагогической и психологической среды способствуют развитию личности современного школьника и формированию у него познавательной мотивации учебной деятельности.
Не вызывает сомнения, что познавательная мотивация лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия (Божович Л. И.) является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение потребности в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирование познавательной мотивации.
Эмоциональное благополучие в школе является одним из наиболее важных критериев отношения к школе и к учению в целом. Термином «эмоциональное благополучие» мы называем "удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие". Исследования видных отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве, зависит уровень ответственности, который будет готов взять на себя ребёнок, способность оценивать себя и регулировать свое поведение.
Эмоциональное благополучие личности напрямую связано также и с самооценкой: лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.
С целью повышения интереса к учебным дисциплинам, учитель в зависимости от содержания урока, должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов:
1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность).
- Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
- Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».
- Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
Используется чередование разных видов деятельности; материалы различной трудности; отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции - удовлетворенность и неудовлетворенность; целесообразно активизировать поисковую активность учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершения
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя. Таким образом, каждый этап урока иностранного языка учитель может наполнять психологическим содержанием, ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация.
Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что важнейшие принципы ноосферного образования : принцип системности и принцип личностно-ориентированного иноязычного образования играют существенную роль в обучении иноязычной культуре и языку.
Примечание
- Божович Л.И. Белкина, М.Ю., Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опыта работы школы)/ М.Ю. Белкина// Иностранные языки в школе. – 2006. - №5. – с. 53-54.
- Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. унив-в и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
3.Гебель, С.Ф., Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф.
Гебель//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31
4. Маслова Н.В. Теория и практика ноосферного образования.-2006.-
М.-с.78-89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципа гуманитаризации образования.
В свете новой концепции историко-культурного образования выдвигаются актуальные проблемы преподавания историко-обществоведческого и художественно-эстетического циклов. Одной из тенденций современного ...
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»
Статья «Реализация программы дополнительного образования «Мастерская «Фитодизайн и бумагопластика» в условиях инклюзивного пространства образовательной организации»...
Статья "Реализация принципов культуросообразности через самобытные формы воспитания "
Повышение эффективности воспитательной работы– залог успешной реализации Программы воспитания. Мы ищем пути дальнейшего совершенствования работы с классными ко...
Статья ``Реализация принципа преемственности при контроле речевой деятельности по английскому языку согласно требованиям ФГОС``
рекомендовано для преподавателей английского языка 2-5 классов...
Статья "Реализация принципа наглядности при обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии в 4 классе."
В статье описано использование наглядных средств в обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках технологии (швейного дела) в 4 классе на базе ГБОУ школы №613 Московского района г. Санкт-Петербург...
Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....