Статья на тему: Реализация принципа профессиональной направленности при обучении студентов английскому языку
статья по английскому языку на тему
Статья из опыта работы по формированию основ профессиональной направленности у студентов СПО на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья Мельник Н.В. из опыта работы | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Преподавание английского языка в Нижневартовском политехническом колледже имеет профессиональную направленность. Начиная с 2009 года в рабочую программу дисциплины «Иностранный язык» был введён профессионально- направленный раздел. В соответствии с этим направлением была проведена следующая работа:
- определение основных профессиональных тем с учётом межпредметных связей;
- отбор специализированных текстов с учётом профессиональных тем;
- составление профессионального словаря по предложенным темам;
- разработка заданий и вопросов к специализированным текстам;
- составление тестов и контрольных работ по профессиональным темам;
-подготовка студентами докладов, рефератов, презентаций по профессиональным темам.
Следует отметить, что изучение дисциплины «Иностранный язык» рассчитано на II курса обучения. Изучение профессионально- направленного раздела студентами СПО по профессиям начинается со II полугодия II курса. Основной целью профессионально- направленного раздела является:
- формирование основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности.
Профессионально - направленный раздел способствует увеличению словарного запаса студентов с учётом профессиональных тем. Обучающиеся осуществляют: чтение и перевод со словарём специализированных текстов профессиональной направленности, устное и письменное общение на английском языке на профессиональные темы.
Основные направления моей работы – преподавание английского языка в группах по профессиям: «Автомеханик», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», «Наладчик компьютерных сетей», «Повар, кондитер», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
В соответствии с профессионально-направленным разделом, а так же учётом межпредметных связей для каждой профессии были разработаны определённые темы и выделено соответствующее количество часов на практические занятия и самостоятельную работу студентов.
Так для профессии «Автомеханик», осуществляя связь со спецдисциплиной «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», разработаны следующие темы:
- Профессии и профессиональные качества.
- Городской транспорт.
- Правила дорожного движения. Дорожные знаки.
- История создания автомобиля.
- Устройство автомобиля.
Для профессий: «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», «Наладчик компьютерных сетей», осуществляя связь со спецдисциплинами: «Аппаратное обеспечение персональных компьютеров», «Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров и серверов», разработаны следующие темы:
- Профессии и профессиональные качества.
- История создания компьютера.
- Устройство персонального компьютера. Аппаратное обеспечение.
- Программное обеспечение.
- Виды данных.
Для профессии «Повар, кондитер», осуществляя связь со спецдисциплинами: «Деловая культура», «Техническое оснащение и организация рабочего места», «Технология приготовления и оформления блюд и закусок», разработаны следующие темы:
- Профессии и профессиональные качества.
- Сервировка стола.
- Рестораны, кафе.
- Виды меню.
- Приготовление блюд.
Для профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», осуществляя связь со спецдисциплинами: «Основы материаловедения», «Оборудование, техника и технология электросварки», «Технология электродуговой сварки и резки металлов», разработаны следующие темы:
- Профессии и профессиональные качества.
- Правила безопасности во время сварочных работ.
- Виды и свойства металлов.
- Виды сварочных работ.
- Дуговая сварка.
Для профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», осуществляя связь со спецдисциплиной «Электротехника», разработаны следующие темы:
- Профессии и профессиональные качества.
- Электрическая цепь. Элементы электрической цепи.
- Измерительные приборы.
- Проводники и изоляторы.
- Трансформаторы.
- Виды тока.
Для каждой профессии изучение профессионально- направленного раздела начинается с темы «Профессии и профессиональные качества». Студенты знакомятся с разнообразием профессий, а также необходимыми профессиональными качествами современного конкурентоспособного специалиста. Знакомятся с образцами и правилами заполнения резюме, а также основными правилами поведения во время собеседования при устройстве на работу. Студенты составляют рассказы по теме «Моя будущая профессия», заполняют резюме.
Профессиональная направленность в обучении английскому языку осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. Важно, чтобы обучающиеся овладели профессиональной лексикой. Поэтому мной был проведён отбор лексического материала с учётом профессии.
В ходе изучения профессиональных тем студенты знакомятся с профессиональной лексикой по каждой теме, расширяя словарный запас на 200- 300 лексических единиц к концу изучения раздела.
Знание специальной лексики необходимо для чтения специализированных текстов по профессии. Основной из целей обучения английскому языку учащихся СПО является умение самостоятельно читать литературу по профессии с целью извлечения информации. Процесс обучения профессиональному (техническому) языку включает овладение спецификой чтения и перевода литературы профессиональной направленности, чтение специализированных текстов, обязательное выполнение упражнений, направленных на закрепление лексики, чтение с общим охватом содержания и с элементами анализа.
После чтения специализированных текстов студенты выполняют следующие задания:
- перевести предложения с английского на русский язык;
- найти эквиваленты слов в тексте;
-установить соответствие между русскими и английскими словосочетаниями;
- закончить предложения, выбрав соответствующий вариант;
- ответить на вопросы по тексту.
Предложенные задания направлены на формирование необходимых навыков работы со специализированными текстами по профессии и овладение основными видами чтения (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим), на активное усвоение лексического и грамматического минимума, на формирование базового словарного запаса по профессии, приобретение разговорных навыков, активизацию мыслительной деятельности студентов.
В группах проводится текущий контроль по основным темам в виде тестов и контрольных работ. Учащиеся так же готовят доклады, рефераты, презентации по темам: «Устройство автомобиля», «Устройство персонального компьютера», «Сервировка стола», «Виды сварочных работ», «Трансформаторы». А будущие повара составляют меню, рецепты блюд как русской так и английской кухни.
Проводя работу по реализации принципа профессиональной направленности в процессе обучения студентов английскому языку можно сделать следующий вывод: студенты проявляют устойчивый интерес к профессиональным темам, используя знания из спецдисциплин, что способствует формированию основ профессиональной направленности и потребности в практическом использовании английского языка в будущей профессиональной деятельности.
Проект по формированию основ профессиональной направленности студентов СПО ещё не закончен. В будущем я планирую расширить тематику профессионально- направленного раздела, установив тесные связи со спецдисциплинами. Так же в планы входит посещение работодателей с целью конкретизации профессионально- ориентированных тем и выпуска востребованных квалифицированных рабочих со знанием английского языка.
Список литературы
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. – М.: АРКТИ – Глосса, 2000. – 165с.
2. Игнатьева Е.Ю. Технологии профессионально- ориентированного обучения: учеб.- метод. пособие.- Великий Новгород, 2002.- 67с.
3. Кузовлева Н.Е. Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. – 1986. - №4 – с.22 – 25
4. Лушина Н.А. Профессиональная ориентация как одно из действенных средств повышения эффективности обучения английскому языку.// Иностранные языки в школе. – 2006. - №8 – с. 31 – 35
5. Поляков О.Г. Профильно – ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса.// Иностранные языки в школе. – 2004. - №2 – с.14 - 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» для СПО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» для СПОТема занятия – «Education, Research and Discovery» определена требованиями пр...
Арт-методика обучения студентов английскому языку
Данная работа была представлена автором на региональном конкурсе "Ярмарка методических идей" 2011 г....
Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку"
Данная работа представляет собой теоретические и практические рекомендации для учителя по применению принципа метапредметности при обучении иностранному языку....
Проектная работа по теме "Повышение эффективности профессиональной направленности при обучении математике с помощью решения прикладных задач"
Проектная работа по теме "Повышение эффективности профессиональной направленности при обучении математике с помощью решения прикладных задач"...
статья на тему "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках английского языка"
В статье разообраны наиболее результативные методы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроке английского языка...