Мастер-класс "Технология "Учебная ситуация"
статья по английскому языку по теме

Саляхутдинова Диляра Рафаильевна

 

Цель мастер - класса: познакомить педагогов с технологией «Учебная ситуация» как одним из основных способов  реализации деятельностного подхода  при внедрении ФГОС нового поколения.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии технологии «Учебная ситуация», а так же возможные варианты применения  учебных ситуации на уроке.
  • Показать практическую значимость учебных ситуаций как способа реализации  деятельностного  подхода.
  • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом технологию «Учебная ситуация»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc67.5 КБ
Файл master-klass_prezentatsiya.pptx262.12 КБ

Предварительный просмотр:

   

Цель мастер - класса: познакомить педагогов с технологией «Учебная ситуация» как одним из основных способов  реализации деятельностного подхода  при внедрении ФГОС нового поколения.

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии технологии «Учебная ситуация», а так же возможные варианты применения  учебных ситуации на уроке.
  • Показать практическую значимость учебных ситуаций как способа реализации  деятельностного  подхода.
  • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом технологию «Учебная ситуация»

            1. Презентация педагогического опыта учителем

    Уважаемые коллеги, цель моего выступления -  познакомить вас с технологией «Учебная ситуация». Наша творческая группа работает над изучением  и применением образовательных технологий деятельностного типа. Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация, которая  является  одним из основных способов  реализации деятельностного подхода  при внедрении ФГОС нового поколения.

       В соответствии со стандартамиучебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его (например, дают иную формулировку) или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают.

           Цель учебной ситуации на уроке состоит в создании такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.

             Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

     Результаты, полученные при использовании методов наблюдения, помогают установить, что реализация деятельностного подхода через решение учебных ситуаций:

- способствует формированию метапредметных и личностных результатов;

- позволяет поставить ученика в новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания.

- делает процесс учения поисковым и творческим;

- предоставляет учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия.

Создание учебной ситуации предполагает:


- наличие у детей познавательного мотива  (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Классификация учебных ситуаций:

(авторский коллектив преподавателей РУДН (Богданов И. В.,  Лазарев С. В. и

др.)  в рамках курса «Педагогика и психология»)

 ситуации стимулирования;

 ситуации успеха;

 проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных

задач;

 ситуации выбора;

 ситуации критики и самокритики;

 ситуации помощи и взаимопомощи;

 ситуации самооценки;

 ситуации общения;

 ситуации быстрого переключения в работе и общении;

    ситуации соревнования и соперничества;

 ситуации сопереживания;

 игровые ситуации;

 ситуации освоения новых способов деятельности и т.д.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики  находят ответ на загадку,  задавая учителю вопросы о цвете,  размере,  месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель  отвечает  только  «да» или «нет».

Для создания учебных ситуаций используются:

  • реальные ситуации общения в классе;
  • различные средства наглядности;
  • презентации;
  • вербальные средства;
  • ролевые игры и т.д.

         Учебная ситуация может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками. При этом роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.

    Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению. С помощью учебной ситуации учитель может искусно превратить обычный урок в увлекательное занятие.

             Представление отдельных фрагментов урока

Эмоциональный настрой.

 The motto of our lesson:

we see - вижу (прикасаюсь к глазам),

hear  - слышу (прикасаюсь к ушам),

speak  - говорю (прикоснуться к губам),

do  - делаю (стукнуть кулачек о кулачок),

and all will be OK получится (большой палей вверх)!

   

Постановка учебной проблемы.

Пример 1  Организационный момент. Мотивация.  Тема праздники.  ____класс

Название учебной ситуации

Приѐм педагогической техники

Описание ситуации

              Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация

стимули-

рования

«Подводящий диалог»

На данном этапе ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

 T:  Dear children, today I have gone to you with some things. How do you think, why? What have I brought?

 ( Ребята, сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками. Как вы думаете, почему? Какие предметы я принесла?)  (ответы учащихся о приближении Нового года и Рождества).

T: Yes, you are right.  We celebrate Christmas soon. (Действительно, приближается Рождество и Новый год.

 T:  But why have I brought this thing? (Но почему я принесла вам именно этот предмет (указывает на ель)).  Учащиеся отвечают, что существует традиция на Рождество и Новый год украшать ель.

Пример 2   Актуализация и подготовка мышления учащихся.  

                         Тема: «East or West, home is best».   10 класс

Название учебной ситуации

Приѐм педагогической техники

Описание ситуации

              Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

 Ситуация решение проблем-

ных ситуаций

«Мозговой штурм»

        

                  factors

   Учащимся предлагается     ответить на вопрос «Какие факторы влияют на выбор     места жительства»

What kind of factors  influence  for choosing a  living place?

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

Пример 3   Контроль навыков говорения на основе применения технологии «Дебаты».

                              Тема: «East or West, home is best».   10 класс

 

Название учебной ситуации

Приѐм педагогической техники

Описание ситуации

              Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация общения

«Рассказ-эстафета»

Учащимся в формате технологии «Дебаты» представляется возможность обсудить проблему проживания в городе или в деревне. (Is it better to live in the city or in the village?)

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

Пример 4 Самооценка.  При изучении любой темы.

Название учебной ситуации

Приѐм педагогической техники

Описание ситуации

              Формируемые УУД

метапредметные результаты

личностные результаты

Ситуация

самооценки

«Только мои плюсы»

Ученики называют только то, что у них получилось лучше всего.

I have done (learnt)   ……… best of all.

регулятивные, коммуникативные

смысло

образование

      Таким образом, можно ли обойтись на уроке без создания учебной  ситуации? Конечно, можно прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о единственном и множественном числе имен существительных или об образовании какого-то времени,  но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать ребенка, включить в познавательный поиск?

Я считаю, что нужно создавать такую  ситуацию,  чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения, а побуждения.

                      Рефлексия

      Продолжите фразы:

 -----Мастер-класс был……

-----На мастер-классе я научился….

-----Деятельностный подход через построение процесса обучения на основе учебных ситуаций можно …

 -----Я оцениваю мастер-класс…

----Свою работу на мастер- классе я оцениваю…         

        

Рефлексия деятельности.

Какое чувство вы испытали сегодня на уроке?

 Белый цвет – равнодушие к происходящему. Скучно! Неинтересно!

 Красный цвет – страх, боязнь, стеснение, неуверенность.

 Зелёный цвет – плодородие, рост. Мыслил! Научился! Узнал новое!

 Синий цвет – цвет неба, свободы. Атмосфера лёгкости и комфорта!

 Жёлтый/Золотой – цвет Солнца. Оптимизм, позитивные эмоции.

 

            

             Синквейн         

      Тема-предмет

    Признак, признак

Действие, действие, действие

Фраза- отношение к теме  (4 слова)

Вывод- суть темы (существительное)

       Например

 

        Подход

Деятельностный, современный Развивать, сотрудничать, воспитывать Хочу уметь применять на уроках Новаторство!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Технология «Учебная ситуация» Саляхутдинова Д.Р учитель английского языка МБОУ « Дубъязская СОШ» Высокогорского Муниципального района РТ

Слайд 2

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с технологией «Учебная ситуация» как одним из основных способов реализации деятельностного подхода при внедрении ФГОС нового поколения. Задачи мастер-класса: Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии технологии «Учебная ситуация», а так же возможные варианты применения учебных ситуации на уроке. Показать практическую значимость учебных ситуаций как способа реализации деятельностного подхода. Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока, используя при этом технологию «Учебная ситуация»

Слайд 3

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика учиться .

Слайд 4

Стандарты второго поколения вводят новое понятие – учебная ситуация , которая является одним из основных способов реализации деятельностного подхода при внедрении ФГОС нового поколения .

Слайд 5

У чебная ситуация — это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его (например, дают иную формулировку) или предлагают свое описание и т. д., частично — запоминают.

Слайд 6

Цель учебной ситуации на уроке состоит в создании такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • меры сформированности УУД учащихся.

Слайд 7

Классификация учебных ситуаций :  ситуации стимулирования;  ситуации успеха;  проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;  ситуации выбора;  ситуации критики и самокритики;  ситуации помощи и взаимопомощи;  ситуации самооценки;  ситуации общения;  ситуации быстрого переключения в работе и общении;  ситуации соревнования и соперничества;  ситуации сопереживания;  игровые ситуации;  ситуации освоения новых способов деятельности и т.д.

Слайд 8

Для создания учебных ситуаций используются: реальные ситуации общения в классе; различные средства наглядности; презентации; вербальные средства; ролевые игры и т.д.

Слайд 9

Эмоциональный настрой. The motto of our lesson: we see - вижу (прикасаюсь к глазам), hear - слышу (прикасаюсь к ушам), speak - говорю (прикоснуться к губам), do - делаю (стукнуть кулачек о кулачок), and all will be OK получится (большой палей вверх)!

Слайд 10

Название учебной ситуации Приѐм педагогической техники Описание ситуации Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Ситуация стимули- рования «Подводящий диалог» На данном этапе ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. регулятивные, коммуникативные смысло образование Пример 1 Организационный момент. Мотивация . Тема «Праздники». ____класс

Слайд 11

Название учебной ситуации Приѐм педагогической техники Описание ситуации Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Ситуация решение проблем- ных ситуаций «Мозговой штурм» factors What kind of factors influence for choosing a living place ? регулятивные, коммуникативные смысло образование Пример 2 Актуализация и подготовка мышления учащихся. Тема : «East or West, home is best». 10 класс

Слайд 12

Название учебной ситуации Приѐм педагогической техники Описание ситуации Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Ситуация общения «Рассказ-эстафета» Учащимся в формате технологии «Дебаты» представляется возможность обсудить проблему проживания в городе или в деревне. (Is it better to live in the city or in the village?) регулятивные, коммуникативные смысло образование Пример 3 Контроль навыков говорения на основе применения технологии «Дебаты». Тема : «East or West, home is best». 10 класс

Слайд 13

Название учебной ситуации Приѐм педагогической техники Описание ситуации Формируемые УУД метапредметные результаты личностные результаты Ситуация самооценки «Только мои плюсы» Ученики называют только то, что у них получилось лучше всего. I have done (learnt) ……… best of all. регулятивные, коммуникативные смысло образование Пример 4 Самооценка. При изучении любой темы.

Слайд 14

Нужно создавать такую ситуацию, чтобы она толкала, провоцировала детей на активное действие, создавала мотивацию учения, причем не вынуждения , а побуждения.

Слайд 15

Рефлексия Продолжите фразы: -----Мастер-класс был…… -----На мастер-классе я научился…. -----Деятельностный подход через построение процесса обучения на основе учебных ситуаций можно … -----Я оцениваю мастер-класс… ----Свою работу на мастер- классе я оцениваю…

Слайд 16

Рефлексия деятельности. Белый цвет – равнодушие к происходящему. Скучно! Неинтересно! Красный цвет – страх, боязнь, стеснение, неуверенность. Зелёный цвет – плодородие, рост. Мыслил! Научился! Узнал новое! Синий цвет – цвет неба, свободы. Атмосфера лёгкости и комфорта! Жёлтый/Золотой – цвет Солнца. Оптимизм, позитивные эмоции.

Слайд 17

Синквейн Тема-предмет Признак, признак Действие, действие, действие Фраза- отношение к теме (4 слова) Вывод- суть темы (существительное)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Создание проблемной ситуации на уроках математики"

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке....

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент»....

Мастер-класс "Создание проблемной ситуации в технологии ПО"

Как пробудить у ребенка желание учиться? Какие средства помогают формировать личностный смысл учения? На эти актуальные вопросы, волнующие современных педагогов, можно найти ответ, погрузившись в осво...

Мастер-класс «Использование игровых ситуаций на уроках геометрии при подготовке к ГИА»

В работе приведены примеры использования игровых ситуаций, которыми может воспользоваться учитель на уроках геометрии при подговке к ГИА. Предоставлена памятка для учителей по использованию игровых те...

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках математики». Цель: показать развитие творческой активности учащихся  через создание проблемных ситуаций на уроке....

Мастер - класс " Моделирование медиативной ситуации"

проведение медиатором школьной службы примирения урегулирование конфликтной ситуации....

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся»....