Лингвострановедение на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему
Использование страноведческих материалов на уроках английского языка. Усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvostranovedenie_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвострановедение на уроках
английского языка
Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка.
Коммуникативно-деятельностный и лингвистрановедческий подходы к обучению иностранному языку взаимно обусловлены и неразрывно связаны.
В современной школе учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в образовательную область «Филология» и фактически является средством получения информации о других народах и странах, их культуре; инструментом межкультурного общения.
Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «иностранный язык» осуществляется в большей мере за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка.
В результате осуществления лингвострановедческого подхода на уроках английского языка происходит обновление некоторых компонентов содержания обучения. Преподаватель подбирает для урока актуальные и аутентичные тексты для аудирования и чтения. Эти тесты имеют большую познавательную и лингвострановедческую ценность. Учитель использует иллюстративный материал для раскрытия содержания предлагаемых текстов (открытки, карты, меню, рекламные проспекты, расписание движения транспорта, предметы из повседневной жизни - чеки, проездные билеты, этикетки на товарах, почтовые марки, денежные единицы и т. д). такие тексты и иллюстрирующие их прагматические материалы способствуют реализации на уроках важных принципов обучения неродному языку (коммуникативность, наглядность, новизна и функциональность).
Целенаправленная работа по реализации лингвострановедческого аспекта на уроках английского языка способствует, с одной стороны, повышению интереса к предмету, а с другой - создает положительную мотивацию при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью и на основе этих средств. Это ведет к развитию и совершенствованию у обучаемых лингвострановедческой мотивации.
В ходе работы над лингвострановедческим материалом уточняется и совершенствуется система приемов работы над тем или иным аспектом речи, одновременно меняются приемы работы с лингвострановедческой наглядностью, приобретаются и совершенствуются на основе использования на уроках английского языка лингвострановедческого справочника, путеводителя, рекламных материалов, детской энциклопедии на языке.
Целенаправленная и постоянная работа по реализации лингвострановедческого подхода на уроках английского языка позволяет систематизировать виды упражнений, с помощью которых учитель обучает учащихся извлекать из разных источников нужную информацию.
Лингвострановедческий подход обеспечивает, кроме того, устойчивый полезно планируемый результат в области практических навыков и умений на английском языке (И.Л. Бим). Данный результат носит двусторонний характер. С одной стороны, создается прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения. С другой стороны - в качестве полезного результата такой учебной работы следует рассмотреть приобретаемые школьником обширные культуроведческие знания. В некоторых случаях они остаются у него на всю жизнь. Они становятся составной частью его «информационного тезауруса» (А. А. Залевская). тогда как речевые навыки и умения на английском языке могут через какое-то время утратиться.
Лингвострановедческий подход вносит свой определенный вклад в формирование разных видов компетенции учащихся - языковую, речевую, лингвострановедческую, компенсаторную и др.
Работа по реализации лингвострановедческого подхода на уроках английского языка в средней школе не должна быть, как мы уже отмечали, стихийной. Она должна быть управляемой. Управляемость - это «наиболее важное и ценное свойство» такой работы.
Для управления данным видом учебной деятельности можно использовать самые разнообразнее средства. Остановимся на трех из них. Это учебные лингвострановедческие карточки (УЛК), система специальных лингвострановедческих текстов и лингвострановедческие тексты.
Учебная лингвострановедческая карточка определяется нами как способ представления лексических единиц с национально-культурным компонентом, работа над которыми ведется на протяжении всего обучения английскому языку (V - XI классы) в рамках определенной лексической темы школьных учебников.
Учебная лингвострановедческая карточка выполняет функцию средства управления. Кроме того, УЛК имеет другие важные функции, а именно: а) предписывающую функцию в содержательных наполнении учебных материалов; б) контрольно-координирующую; в) функцию подведения итогов работы по усвоению ЛЕ с национально-культурным компонентов по теме на разных ступенях обучения языку.
УЛК обеспечивает равную подачу лингвострановедческой и социокультурной информации от класса к классу. В начале обучения информация подается в минимальной количестве, затем она увеличивается и усложняется как по объему, так и по содержанию. Распределение культурологических и социокультурных сведений по этапам обучения диктуется не только познавательными, но и языковыми возможностями обучаемого. Поскольку лексические единицы с национально-культурным компонентом по теме представлены в систематизированном виде, учитель имеет возможность определить мелу трудности каждой из них, предложить наиболее эффективные приемы работы с ними. УЛК позволяет, кроме того, вести работу над словообразованием и заботиться о потенциального пополнении словарного запаса.
УЛК имеет определенную структуру. В ней указывается класс, лексические единицы с национально-культурным компонентом, дидактическое обеспечение. Дидактическое обеспечение - это, с одной стороны, микротексты, тексты, стихи, песни, где представлены данные лексические единицы. С другой стороны ми имеем дело с набором прагматических материалов, которые обеспечивают и делают более наглядным процесс функционирования единиц лексического уровня.
При составлении учебной лексической карточки она исходит из того, что сведения о культуре английского народа лучше всего предъявлять поэтапно. Это не загружает учебный процесс излишней лингвострановедческой, культуроведческой и социокультурной информацией. Корме того, здесь учитываются познавательные и языковые возможности школьников.
В целях управления процессом реализации лингвострановедческого подхода на уроках английского языка особое внимание придается подбору специальных текстов. Это не только материалы книжно-письменного характера, но и литературные тексты в виде стихов и песен.
Подобранные тексты, с одной стороны дополняют содержание школьных учебников английского языка. С другой - система дополнительных текстов призвана расширить и углубить лингвострановедческую информацию, получаемую школьниками на уроках английского языка.
Список лингвострановедческих тем:
- History of Great Britain.
- Government in Great Britain.
- Parts of Great Britain.
- Flags and Emblems of Great Britain
- Traditions and customs.
- Holidays.
- Festivals in Great Britain.
- British meals.
- British character.
10. Sport in Great Britain.
11. British Climate.
- Museums and theatres in Great Britain.
- Famous English writers.
- Famous people in Great Britain. etc.
Основные виды речевой деятельности:
- выражение мысли в устной форме (говорение);
- выражение мысли в письменной форме (письмо);
- восприятие и понимание на слух - аудирование;
- восприятие и понимание письменной речи, текстов - чтение.
Элементы содержания иноязычной культуры:
- совокупность знаний о языке, о функциях языка в обществе;
- совокупность знаний о культуре страны изучаемого языка;
- способы наиболее эффективного овладения языком как средством общения;
- возможность влияния обучения на личность учащихся;
- умение осуществлять все речевые функции, необходимые для удовлетворения своих потребностей и потребностей общества;
- опыт эмоционального отношения к процессу овладения иноязычной культурой;
- роль языка в жизни общества.
Использование страноведческой информации
в процессе обучения:
- обеспечивает повышение познавательной активности;
- рассматривает коммуникативные возможности учащихся;
- благоприятствует положительной мотивации к обучению;
- даёт стимул к самостоятельной работе над языком;
5) способствует решению воспитательных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.
Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Описание системы работы по формированию лингвострановедческих знаний у детей младшего школьного возраста....
Цикл уроков английского языка по лингвострановедению в 8-9 классах.
Разработки уроков по английскому языку в 8-9 классах составлены на основе УМК "Across Cultures". Занятия имеют четкую структуру и цели, используются различные методы обучения:- обучающие структуры Син...
Урок английского языка в 6 классе по теме « Путешествие по Великобритании» по УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «Английский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка» , издательство « Просвещени»
Обобщающий урок по ФГОС с применением технологии синвейн и ИКТ технологии...
Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка
Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...
Статья "Лингвострановедение на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации"
Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обуч...