Лингвострановедение на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Чкадуа Гулнази Мириановна

Использование страноведческих материалов на уроках английского языка. Усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvostranovedenie_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвострановедение на уроках

английского языка

Сегодня уже общепризнано, что овладение иноязычной речью как средством международного общения невозможно без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка.

Коммуникативно-деятельностный и лингвистрановедческий подходы к обучению иностранному языку взаимно обусловлены и неразрывно связаны.

В современной школе учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в образовательную область «Филология» и фактически является средством получения информации о других народах и странах, их культуре; инструментом межкультурного общения.

Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «иностранный язык» осуществляется в большей мере за счет правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка.

В результате осуществления лингвострановедческого подхода на уроках английского языка происходит обновление некоторых компонентов содержания обучения. Преподаватель подбирает для урока актуальные и аутентичные тексты для аудирования и чтения. Эти тесты имеют большую познавательную и лингвострановедческую ценность. Учитель использует иллюстративный материал для раскрытия содержания предлагаемых текстов (открытки, карты, меню, рекламные проспекты, расписание движения транспорта, предметы из повседневной жизни - чеки, проездные билеты, этикетки на товарах, почтовые марки, денежные единицы и т. д). такие тексты и иллюстрирующие их прагматические материалы способствуют реализации на уроках важных принципов обучения неродному языку (коммуникативность, наглядность, новизна и функциональность).

Целенаправленная работа по реализации лингвострановедческого аспекта на уроках английского языка способствует, с одной стороны, повышению интереса к предмету, а с другой - создает положительную мотивацию при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью и на основе этих средств. Это ведет к развитию и совершенствованию у обучаемых лингвострановедческой мотивации.

В ходе работы над лингвострановедческим материалом уточняется и совершенствуется система приемов работы над тем или иным аспектом речи, одновременно меняются приемы работы с лингвострановедческой наглядностью, приобретаются и совершенствуются на основе использования на уроках английского языка лингвострановедческого справочника, путеводителя, рекламных материалов, детской энциклопедии на языке.

Целенаправленная и постоянная работа по реализации лингвострановедческого подхода на уроках английского языка позволяет систематизировать виды упражнений, с помощью которых учитель обучает учащихся извлекать из разных источников нужную информацию.

Лингвострановедческий подход обеспечивает, кроме того, устойчивый полезно планируемый результат в области практических навыков и умений на английском языке (И.Л. Бим). Данный результат носит двусторонний характер. С одной стороны, создается прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого и межкультурного общения. С другой стороны - в качестве полезного результата такой учебной работы следует рассмотреть приобретаемые школьником обширные культуроведческие знания. В некоторых случаях они остаются у него на всю жизнь. Они становятся составной частью его «информационного тезауруса» (А. А. Залевская). тогда как речевые навыки и умения на английском языке могут через какое-то время утратиться.

Лингвострановедческий подход вносит свой определенный вклад в формирование разных видов компетенции учащихся - языковую, речевую, лингвострановедческую, компенсаторную и др.

Работа по реализации лингвострановедческого подхода на уроках английского языка в средней школе не должна быть, как мы уже отмечали, стихийной. Она должна быть управляемой. Управляемость - это «наиболее важное и ценное свойство» такой работы.

Для управления данным видом учебной деятельности можно использовать самые разнообразнее средства. Остановимся на трех из них. Это учебные лингвострановедческие карточки (УЛК), система специальных лингвострановедческих текстов и лингвострановедческие тексты.

Учебная лингвострановедческая карточка определяется нами как способ представления лексических единиц с национально-культурным компонентом, работа над которыми ведется на протяжении всего обучения английскому языку (V - XI классы) в рамках определенной лексической темы школьных учебников.

Учебная лингвострановедческая карточка выполняет функцию средства управления. Кроме того, УЛК имеет другие важные функции, а именно: а) предписывающую функцию в содержательных наполнении учебных материалов; б) контрольно-координирующую; в) функцию подведения итогов работы по усвоению ЛЕ с национально-культурным компонентов по теме на разных ступенях обучения языку.

УЛК обеспечивает равную подачу лингвострановедческой и социокультурной информации от класса к классу. В начале обучения информация подается в минимальной количестве, затем она увеличивается и усложняется как по объему, так и по содержанию. Распределение культурологических и социокультурных сведений по этапам обучения диктуется не только познавательными, но и языковыми возможностями обучаемого. Поскольку лексические единицы с национально-культурным компонентом по теме представлены в систематизированном виде, учитель имеет возможность определить мелу трудности каждой из них, предложить наиболее эффективные приемы работы с ними. УЛК позволяет, кроме того, вести работу над словообразованием и заботиться о потенциального пополнении словарного запаса.

УЛК имеет определенную структуру. В ней указывается класс, лексические единицы с национально-культурным компонентом, дидактическое обеспечение. Дидактическое обеспечение - это, с одной стороны, микротексты, тексты, стихи, песни, где представлены данные лексические единицы. С другой стороны ми имеем дело с набором прагматических материалов, которые обеспечивают и делают более наглядным процесс функционирования единиц лексического уровня.

При составлении учебной лексической карточки она исходит из того, что сведения о культуре английского народа лучше всего предъявлять поэтапно. Это не загружает учебный процесс излишней лингвострановедческой, культуроведческой и социокультурной информацией. Корме того, здесь учитываются познавательные и языковые возможности школьников.

В целях управления процессом реализации лингвострановедческого подхода на уроках английского языка особое внимание придается подбору специальных текстов. Это не только материалы книжно-письменного характера, но и литературные тексты в виде стихов и песен.

Подобранные тексты, с одной стороны дополняют содержание школьных учебников английского языка. С другой - система дополнительных текстов призвана расширить и углубить лингвострановедческую информацию, получаемую школьниками на уроках английского языка.

Список лингвострановедческих тем:

  1. History of Great Britain.
  2. Government in Great Britain.
  3. Parts of Great Britain.
  4. Flags and Emblems of Great Britain
  5. Traditions and customs.
  6. Holidays.
  7. Festivals in Great Britain.
  8. British meals.
  9. British character.

10. Sport in Great Britain.

11. British Climate.

  1. Museums and theatres in Great Britain.
  2. Famous English writers.
  3. Famous people in Great Britain. etc.

Основные виды речевой деятельности:

  1. выражение мысли в устной форме (говорение);
  2. выражение мысли в письменной форме (письмо);
  3. восприятие и понимание на слух - аудирование;
  4. восприятие и понимание письменной речи, текстов - чтение.

Элементы содержания иноязычной культуры:

  1. совокупность знаний о языке, о функциях языка в обществе;
  2. совокупность знаний о культуре страны изучаемого языка;
  3. способы наиболее эффективного овладения языком как средством общения;
  4. возможность влияния обучения на личность учащихся;
  5. умение осуществлять все речевые функции, необходимые для удовлетворения своих потребностей и потребностей общества;
  6. опыт эмоционального отношения к процессу овладения иноязычной культурой;
  7. роль языка в жизни общества.

Использование страноведческой информации

в процессе обучения:

  1. обеспечивает повышение познавательной активности;
  2. рассматривает коммуникативные возможности учащихся;
  3. благоприятствует положительной мотивации к обучению;
  4. даёт стимул к самостоятельной работе над языком;

5)  способствует решению воспитательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Описание системы работы по формированию лингвострановедческих знаний у детей младшего школьного возраста....

Цикл уроков английского языка по лингвострановедению в 8-9 классах.

Разработки уроков по английскому языку в 8-9 классах составлены на основе УМК "Across Cultures". Занятия имеют четкую структуру и цели, используются различные методы обучения:- обучающие структуры Син...

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...

Статья "Лингвострановедение на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации"

Большую роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка играет введение на уроках элементов страноведения. Тексты страноведческого характера занимают сегодня все большее место в процессе обуч...