Фонетические средства языкового кодирования
материал для подготовки к егэ (гиа) по английскому языку на тему
Исследования показывают, что успешность изучения иностранного языка во многом определяется тем, насколько успешно учащиеся осваивают фонетические, синтаксические и семантические средства языкового кодирования, остановимся на фонетических подробнее. Усвоение фонетических средств необходимо не только для адекватной артикуляции, но также для распознавания речи на слух, правильного чтения и орфографии. Синтаксические средства важны для смыслового структурирования речевого потока. Семантические средства позволяют формировать и формулировать речевой замысел лексическими средствами. Фонетика и синтаксис являются базовыми условиями овладения иностранным языком. Это означает, что тестирование фонетики особенно важна на начальном этапе обучения, когда необходимо определить общую готовность учащихся к овладению иностранным языком и успешность этого процесса.
Основы произношения и техники чтения закладываются еще в самом начале и развиваются на протяжении 10 лет параллельно с формированием других коммуникативных умений. Учителя мало обращают внимания на транскрипцию, интонацию и произношение. Бытует мнение, что читать необходимо очень быстро, т.к. темп, например, английской речи, тоже быстрый. Для этого используются скороговорки или пословицы. Внимание же хотелось бы уделить на фонетику, в особенности на стилистические модификации звуков в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fonetika.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетические средства языкового кодирования
В 2013 году специалисты ФИПИ разработали новую концепцию устной части ЕГЭ на иностранном языке без участия экзаменатора-собеседника на основе информационно-коммуникативных технологий с использованием визуальных опор. Ученик одевает наушники, прослушивает задания самостоятельно, читает текст, описывает или сравнивает картинки, т.е. показывает «свою устную речь». У него всего лишь минута во время экзамена, чтобы ознакомиться с заданием и собраться с мыслями
Таким образом, устная часть ЕГЭ состоит из 4 частей, первые три – имеющие базовый уровень сложности, последнее - высокий:
1. чтение фрагмента текста,
2. диалог-расспрос с опорой на фотографию,
3. монолог с опорой на фотографию,
4. тематический монолог с элементами сопоставления и сравнения с опорой на две фотографии.
В основу создания устной части экзамена легли следующие положения:
1. задания должны быть разных уровней сложности,
2. задания должны проверять коммуникативные умения,
3. задания должны соответствовать требованиям действующего в настоящее время ФГОС по иностранному языку,
4. задания должны иметь современные лингводидактические принципы, например, наглядность, посильность, адекватность, надежность, объективность, репрезентативность и т.д.
5. задания должны быть построены на вербальных и визуальных опорах.
Считается, что введение устной части ЕГЭ должно привлечь большее внимание к овладению умениями устной речи и стимулировать их формирование. Подготовка предполагает планомерную работу на протяжении всех лет изучения иностранного языка в школе.
Исследования показывают, что успешность изучения иностранного языка во многом определяется тем, насколько успешно учащиеся осваивают фонетические, синтаксические и семантические средства языкового кодирования, остановимся на фонетических подробнее. Усвоение фонетических средств необходимо не только для адекватной артикуляции, но также для распознавания речи на слух, правильного чтения и орфографии. Синтаксические средства важны для смыслового структурирования речевого потока. Семантические средства позволяют формировать и формулировать речевой замысел лексическими средствами. Фонетика и синтаксис являются базовыми условиями овладения иностранным языком. Это означает, что тестирование фонетики особенно важна на начальном этапе обучения, когда необходимо определить общую готовность учащихся к овладению иностранным языком и успешность этого процесса.
Основы произношения и техники чтения закладываются еще в самом начале и развиваются на протяжении 10 лет параллельно с формированием других коммуникативных умений. Учителя мало обращают внимания на транскрипцию, интонацию и произношение. Бытует мнение, что читать необходимо очень быстро, т.к. темп, например, английской речи, тоже быстрый. Для этого используются скороговорки или пословицы. Внимание же хотелось бы уделить на фонетику, в особенности на стилистические модификации звуков в речи.
В рекомендациях к выполнению заданий С3 написано, что необходимо обращать особое внимание на интонацию:
1. повествовательные предложения произносятся с нисходящей интонацией.
2. однородные члены предложения при перечислении читаются с повышением интонации, а в конце предложения тон понижается,
3. общие вопросы произносятся с восходящей интонацией в конце вопроса,
4. альтернативные вопросы произносятся с повышением тона в первой части до союза или и падением во второй,
5. фразовое ударение обычно падает на смысловые слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т.д.),
6. служебные слова (глаголы-связки, артикли, предлоги или союзы) являются безударными.
Формальная речь характеризуется нейтральностью, проговариванием всех звуков и медленным темпом, неформальная – наоборот. Поэтому предлагается следующая авторская программа, рассчитанная на 10 лет обучения. Известно, что урок английского языка начинается с речевой зарядки, длительностью примерно 3-5 минут. Данная система упражнений позволит урок за уроком повторять и проговаривать фонетические особенности иностранного языка.
В первую очередь необходимо объяснить работу органов речи (пусть на примитивном уровне в начальных классах), ввести транскрипцию (это запись звучания буквы или слова в виде последовательности специальных фонетических символов) и дать характеристику каждому звуку, во-вторых - словесное ударение, в-третьих – интонацию.
Для осознанной имитации Г.В.Рогова рекомендует регулярно проводить фонетические зарядки, для которых следует использовать ценный в содержательном отношении материал: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана.
Традиционно фонетическая зарядка проводится на первом этапе урока и занимает примерно 7 – 10 минут учебного времени. Учащимся предъявляется образец звука изолированно в слоге, в слове и во фразе, а затем в обратном порядке. Учитель сопровождает демонстрацию звука комментариями: он напоминает учащимся особенности артикуляции того или иного звука, обращает их внимание на сопутствующие произнесению фонетические процессы. Звуки и образцы обычно предъявляются в записи или с голоса учителя.
Материал для фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями коммуникации. Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения английскому языку, используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки и т.д. В зависимости от того, на что они направлены, существует несколько видов фонетических зарядок:
1. Фонематическая - это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе.
Например, звук [r].
2. Лексико-фонетическая - направлена на фонетическую отработку лексики по определенной теме. Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется.
Например, at the Institute, но at home, at school, at work
3. Грамматико-фонетическая - позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.
Например, I keep six honest serving-men
(They taught me all I knew);
Their names are What and Why and When
And How and Where and Who.
4. Ритм, мелодика и ударение:
- в программе средней школы предусмотрено овладение пятью видами английской интонации: высоко-восходящий тон, высоко-нисходящий тон, низко-восходящий тон, низко-нисходящий тон и нисходяще-восходящий тон.
Например, The town is ‘far from ↓Moscow.
How ‘far is it from ↓Moscow?
Is it ↑far from Moscow?
It is ↓far from Moscow, ↑isn’t it?
Is it ↑far from Moscow or ↓near it?
- виды ударения: фразовое, которое выделяет одни слова в предложении среди других, и логическое ударение, которое выделяет логический центр высказывания, подчеркивает элементы противопоставления в высказывании.
Например, ‘Peter ‘took ‘part in the ↓concert.
↓Peter took part in the concert.
‘Peter ↓took part in the concert.
‘Peter ‘took ↓part in the concert.
‘Peter ‘took ‘part in the ↓concert.
- для английского языка характерно чередование ударных слогов через равные промежутки времени в определенной мелодической последовательности. Хорошими примерами английского ритма являются рифмовки или небольшие стихотворения классиков английской литературы. При предъявлении стихов рекомендуется отбивать ритм. Желательно, чтобы учащиеся заучивали стихи с голоса учителя или с записи и тоже сопровождали их воспроизведение отбиванием ритма.
Например, A moth is not a moth in mother, nor both in bother, broth in brother.
And here is not a match for there, nor dear and fear, for bear and pear.
And then there's dose and rose and lose - just look them up - and goose and choose
And cork and work and card and ward and font and front and word and sword
And do and go, then thwart and cart, come, come! I've hardly made a start.
Таким образом, использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:
1. Регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;
2. Ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;
3. Учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;
4. Фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.
Список литературы
1. М.В. Вербицкая, К.С.Махмурян, В.Н Симкин. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка. стр.13 // ИЯШ №2, 2015
2. Зарубежный опыт языкового тестирования и оценки качества обучения иностранным языкам. Р.П. Мильруд, А.В. Матвиенко, И.Р.Максимова стр.34 // ИЯШ, №7, 2005
3. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М. 1991.- 460с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домино "Средства языковой выразительности"
Данный игровой материал можно проводить в любом классе, но больше подходит для учащихся 6 класса. Является дидактическим материалом подготовки к ГИА....
Презентация "Средства языковой выразительности"
Данная презентация может помочь при подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Подготовка к ГИА по русскому языку. Задание А3. Средства языковой художественной выразительности
Данный тест состоит из 20 вопросов, собранных из сборников для подготовки к ГИА....
Презентация к уроку русского языка для 7 класса "Фонетические средства выразительности"
Презентация помогает провести урок русского языка в 7 классе по УМК Львовых. Актуальность темы обозначена новыми стандартами изучения русского языка в школе....
Средства языковой выразительности
Материал полезен учащимся средней и старшей школы на уроках литературы...
Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования
Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...
Фонетика. Фонетические средства выразительности
Тестовые задания. Два варианта...