Обучение диалогической речи
презентация к уроку по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д ля учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей , чем монологическая . Основные характеристики диалога : - реактивность (непредсказуемая реакция, отсутствие реакции; зависимость от партнера, умения аудировать ; владение необходимыми компенсаторными технологиями); - ситуативность - ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи .
при обучении диалогу обычно выделяются две его разновидности : * свободные ( роль достаточно жестко регламентирована типичной ситуацией общения ) и * стандартные/типовые ( беседы, дискуссии, интервью, где содержательные границы общения партнеров и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями .) Г раница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна
Пути обучении диалогу: « сверху вниз» - оптимальный для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: - сами тексты диалогов-моделей; - содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов; - описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога; - картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Учитель Ученики 1) Определяет наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т. д.). 2) Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся. 3) Отбирает или составляет диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т. д. 4) Определяет последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы. 5) Знакомит учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога. 6) В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации. 7) Читает диалог или проигрывает запись диалога. 8) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвисти-ческих средств. 9) Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей. 10) Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги. 11 ) Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся. 12) Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме. 13) Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников. 14) Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса. 1) Знакомятся: — с новыми словами, речевыми моделями и клише; — с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации. 2) Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога. 3) Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т. д. 4) Учатся быстро реагировать на определенные реплики. 5) Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть. 6) Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя.
О бучение диалогу путем «снизу вверх» (у учащихся нет исходного диалога-образца): - учащиеся не умеют читать и не могут воспользоваться приведенным образцом; - уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен; - предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.
Совершенствование диалогических навыков и умений включает: 1 ) умение задавать вопросы разных типов; 2) логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы; 3) использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре; 4) употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения; 5) пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения диалогической речи
Данная разработка может быть полезна для учителей в обучении учащихся диалогической речи, одним из самых трудных видов речевой деятельности....
Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи.
Это практические рекомендации при обучении диалогической речи....
Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка
Ведущая цель изучения английского языка – коммуникативная. Мы знаем, что основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является ком...
Обучение диалогической речи по теме "Evironmental Problems", 8 класс, УМК О.В.Афанасьевой
Данный материал - открытый урок с анализом, приложениями и презентацией. В своей деятельности я больший акцент делаю на обучении устно-речевому общению.Формирование навыка и умения ведения диалога осу...
Системно - деятельностный подход в обучении диалогической речи на уроках английского языка
Некоторые приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в контексте ФГОС. (доклад и презентация)...
Обучение диалогической речи на уроках английского языка.
Основные аспекты обучения диалогической речи на уроках иностранного языка....
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...