Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.
статья по биологии на тему
Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_proektnaya.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.
С.Х.Салямова
С.Серебряково, Тисульский район, Кемеровская обл.
Для того чтобы разбудить у школьников стремление к познавательной активности, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно - технологической цепочке от идеи до ее реализации в модели, изделии ( продукте труда). Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский , творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума.
Обучение на основе проектного подхода сегодня находит все более широкое применение в школах. Исследователи давно утверждают давно известную учителем истину: учащиеся в большей степени проявляют интерес к предмету, когда им самим предоставлена возможность решать сложные, а иногда и трудноразрешимые задачи, напоминающие те, что встречаются в реальной жизни.
Проект - замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского « проект» означает « брошенный вперед».
Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого обучающийся использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результаты, но в безопасных условиях. Метод проектов- способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Данный метод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой- либо интересующей его проблемы.
Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений; конструирование новых объектов, процессов.
Проектная деятельность для реализации педагогического потенциала должна строиться на принципах индивидуализации, доступности, проблемности, самостоятельности и сотрудничества.
Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории профессионального развития каждого школьника, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности, раскрытие личностного потенциала, предоставление возможности каждому для самореализации и сотрудничества.
Основной смысл принципа проблемности состоит в том, чтобы активизировать мыслительные функции, стимулировать работу познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, способствовать развитию творческих способностей.
Принцип доступности предполагает учет в воспитательном процессе реальных умственных и физических возможностей школьников, уровня их подготовленности и развития.
Принцип самодеятельности отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе, позволяет активизировать процесс самоопределения старшеклассника, помочь на основе использования информационных средств принять самостоятельное решение о профессиональном выборе, что оказывает решающее влияние на формирование внутреннего фактора свободоспособности.
Принцип сотрудничества предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. Он отражает ориентацию в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самообразования, самореализации и самодвижения в развитии; на преобладание эмпатии в межличностных отношениях. Этот принцип является системообразующим, так как определяет суммирование факторов, их структурно - интегративные свойства.
Можно выделить несколько отличительных черт проектного метода, например, такие как:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии.
Опыт использования метода проектного обучения при изучении биологии.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- Развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое , осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Учителю необходимо продумать задачи проекта, которые должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающегося. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех ученика. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию, которая будет давать энергию для самостоятельной деятельности и творческой активности .
Важным и основным критерием является выбор темы проекта- тематику можно предложить учащимся в начале учебного года, чтобы они смогли осмыслить и принять обдуманное решение. Я предлагаю такие темы проектов: «Есть ли чувства у растений?», «Лечат ли растения?» (6кл), «Почему люди не любят червей?» ( 7 кл), « Охота на хищников- это хорошо или плохо?», « Заповедные территории, зачем они нужны?» (8 кл « Чипсы: польза или вред» ( 9кл).
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить учащемуся самому себе ограничить его самостоятельность.
Педагогическая тонкость заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов.
Проект - мощный образовательный инструмент, позволяющий ученику не только осваивать важные компетенции, которые требует ФГОС и не просто средство, позволяющее ученику освоить методы поиска, анализа и синтеза информации, но и ключ к присвоению знаний и формированию собственного жизненного опыта. А еще проект - поле, где он может утвердить себя. Тут и фантазия, и тяга к самостоятельности, и опыт иного взаимодействия с педагогом.
Литература
1.Брагин В. Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся ТЕКСТ/ В.Я.Брагин// школа и производство.-2000.-№7.-С21-23.
2. Гилева Е.А. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования / Е.А.Гилева, Ю.С. Егоров // Школа.-М.: « Школа».- 2001.-№2.-С.69-74.
3.Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении/ Л.И.Лебедева, Е.В.Иванова // Школьные технологии.- 2002.- №5.-С.116-120.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М., 2003.
5.Ступницкая В.С. Творческий потенциал проектной деятельности школьников // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений.- М.: Центр « Школьная книга», 2006.
Ожерелье рек – краса земная,
Томь, Иня, Чулым, Чумыш и Кия.
И Мрассу и крошка наша Яя,
Все это – красавица Россия.
Есть возможность, уголки красивей, есть богаче, скажем без прикрас,
Но из всей моей большой России
Ближе к сердцу наш родной Кузбасс! ( А.А. Гусев)
распечатать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Эксперимент - одно из условий развития познавательной активности учащихся на уроках физики»
Физика — это наука понимать природу.Э.Роджерс.На протяжении нескольких десятков лет составители программ ставили перед собой лишь один вопрос: какую часть из физической науки включить в школьную...
Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников
Обобщение опыта работы по методической теме "Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников": цели, задачи, виды исследовательской деятельности школьников и резу...
Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.
Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...
Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся.
Статья по теме самообразования....
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
«Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся»
Сегодня в условиях перехода образования в нашей стране на ФГОС остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельно приобрет...
Использование активных методов обучения на уроках биологии в условиях «ФГОС ООО»
В статье указаны активные методы обучения, повышающие мотивацию изучения предмета биологии....