Английский с увлечением
материал по английскому языку (5 класс) по теме

Лаврентьева Юлия Сергеевна

Пути решения проблемы повышения мотивации изучения иностранного языка через внеклассную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16_.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ п.Васильково»

Английский с увлечением.

                                                                                Выполнила

учитель английского языка

Лаврентьева Ю.С.

                               

Оглавление

Введение

3

Глава I Общие сведения о мотивации учащихся к предмету  иностранный язык.

            1.1 Анализ научной литературы по вопросу мотивации.

4

            1.2 Влияние  внеклассной деятельности на мотивацию учащихся.

9

Глава II Пути решения проблемы повышения мотивации изучения иностранного языка через внеклассную деятельность

12

Заключение

20

Список литературы

21

Приложения

22

Введение

Исследование посвящено проблеме повышения мотивации к изучению предмета «иностранный язык» Актуальность ее определяется неблагоприятной динамикой снижения качества успеваемости у школьников среднего звена по предмету «иностранный язык», а также отмеченным в связи с этим ростом нежелания изучать предмет.

Исследование посвящено такому актуальному вопросу, как замотивировать учащихся на изучение данного предмета.

В наше время, когда пошло второе десятилетие второго тысячелетия, важность  изучения английского языка, как никогда, актуальна. Связано это с всеобщей глобализацией и востребованностью английского языка, как в повседневном, так и деловом общении с иностранными партнерами или же просто иностранцами.

Объектом исследования является мотивация школьников к изучению предмета. Предмет исследования-приёмы повышения мотивации учащихся к  изучению иностранного языка.

Цель исследования - повышение интереса учащихся к изучению иностранных языков через участие в творческих (художественных/ музыкальных) событиях.

  1. Задачи:
  2. 1.Изучить теоретический материал о  мотивации учащихся к предмету иностранный язык.
  3. 2.Провести сравнительный анализ  влияния внеклассной деятельности на мотивацию учащихся.
  4. 3. Сформулировать выводы по решению проблемы.
  5.  Гипотеза: Если учителя будут больше проводить внеклассных мероприятий на иностранном языке, мотивация к предмету повысится.

В исследовании используются следующие методы: анкетирование,наблюдение, эксперимент, обобщение, описание.

         В основе работы лежат материалы исследований различных внеклассных мероприятий на языке. Новизна исследования заключается в   новом применении известных методов через различные средства организации, подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

В целом для общества данное исследование представляет интерес в глазах родителей, которые могут видеть работу школы через газетные статьи о проведённых мероприятиях и видеть повышение или снижение интереса к предмету у ребёнка. Данный исследовательский проект повышает значимость и авторитет нашего общеобразовательного учреждения. Для меня, как для автора проекта очень важно видеть положительный результат своей работы.

Глава I

Общие сведения о мотивации учащихся к предмету  иностранный язык.

  1. Анализ научной литературы по вопросу мотивации.

Важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. В 90-ые годы данная проблема исследовалась  в рамках деятельностного подхода к обучению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др. Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов обучения, и во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а также определить ее связь с содержанием обучения иностранному языку; т. к. «учебная речевая деятельность направлена на достижение общающимися определенного положительного или отрицательного результата в конкретной ситуации общения на изучаемом языке.» [1, a]

Анализ имеющейся отечественной и западной литературы показал следующее. На данный момент нет единого мнения или однозначного решения данной проблемы, а именно, что же такое мотивация в целом и мотивация учебной деятельности в частности. Поиск путей решения вопроса о мотивации обучения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические основы мотивации. По словам И. А. Зимней, «мотив - это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.» [3]

В области обучения ИЯ психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. Взяв за основу указанные выше работы, под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение обучаемых к различным видам речевой деятельности  на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это в свою очередь зависит от стиля работы преподавателя (постоянное использование одного лишь учебника, однообразных видов упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пассивного созерцателя), от УМК, от результатов обучения и т. п. Так, эксперимент Н. М. Симоновой показал, что чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой. Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов научения речевой деятельности.  

Помимо этого для оптимальной организации речемыслительной деятельности необходимо знать и типы мотивации. «Мотивация обучения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами».[4] Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связанны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).[4] Как утверждает Г. В. Рогова и З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения по иностранному языку, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.  При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию. В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения».[5] Перед преподавателем возникает целый ряд задач, основные из которых заключаются в использовании межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в свою очередь обеспечит повышение эффективности обучения иноязычному общению.  

Поскольку мотивация - явление многогранное, то содержание обучения должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания. В системе обучения иностранному языку  как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык  коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности. В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. Познавательные мотивы в овладении иностранным языком дифференцируются следующим образом: интерес к иностранному языку как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с иностранным языком, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности. [1,б]

Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. «Внутреннее условие» (А. Н. Леонтьев), психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются потребности личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Таким образом, «мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором. Поскольку обучение иноязычному общению происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость».[6]  Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно «учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении».[6] Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств обучаемого как личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения; статус ученика в группе. Всё это побуждает учащихся к обучению. «Успешность овладения иностранным языком в его когнитивной функции способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка». [1,б]

 Ученые, исследующие мотивацию усвоения иностранного языка, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Для меня, автора настоящего исследования, представляют интерес  следующие виды:

коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

лингво-познавтельная мотивация, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языковых явлений;

страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося;

Поскольку специфика среднего этапа обучения иностранному языку определяется «целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность)» [7], то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.

Рассмотрим мотивацию в свете обращения к проблеме языка как части иноязычной культуры. Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучающихся с новой для них действительностью. «Такой подход к обучению иностранному языку  во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения».[7] При этом основной задачей является «изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих особенности культуры народа - носителя языка и среды его существования». [8] Базой для этого может стать лингвострановедение, прочно вошедшее в практику преподавания иностранного языка, благодаря исследованиям Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова. [2] Именно выход на уровень возможного расширения страноведческого материала может позволить логично и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и естественно усилению мотивационного аспекта обучения иностранному языку.

Практика преподавания иностранного языка показывает, что учащиеся с интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа, увлечениям сверстников и т. п. При этом необходимо тщательно отбирать материал, т. к. перед системой образования встает задача подготовки обучающихся к культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой.

Вывод

Таким образом, согласованность содержания обучения и способов его подачи с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность учащихся. Использование в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

1.2 Влияние  внеклассной деятельности на мотивацию учащихся.

замечательные, блестящие уроки есть там,

 где имеется ещё что-то замечательное,

 кроме уроков, где имеются и успешно

 применяются самые разнообразные

 формы развития учащихся вне урока.

В.А.Сухомлинский

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) [3] всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание.

Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Мощным рычагом мотивации учения является внеклассная работа по иностранным языкам. Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды.

Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения учащихся иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.

Внеклассная работа своими увлекательными формами вызывает определенный эмоциональный настрой, облегчает достижение целей обучения.

Участие детей в различных формах внеклассной работы помогает им преодолеть скованность и барьер страха при общении на иностранном языке.

Внеклассная работа способствует развитию самостоятельности учащихся, повышает интерес к изучению иностранного языка, дает учащимся возможность применять свои знания на практике, также пополняет багаж знаний учащихся, дает им возможность поверить  свои знания и умения, повышает уверенность в себе. Внеклассные мероприятия предполагают совместную коллективную деятельность, где большую роль играют поддержка, взаимовыручка и во всей красе раскрывается педагогика сотрудничества.

Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

  • расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении

иноязычной коммуникативной деятельностью;

  • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

  • усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
  • развитие творческих способностей учащихся, самостоятельности, эстетичных вкусов;
  • воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:

1.Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2.Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения.

Местом проведения работы может быть актовый зал, театральная рекреация, музыкальная школа, клуб и т. д.

Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах.

3.Большая самостоятельность и инициативность обучающихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе обучающиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.    

Вывод

Именно внеклассная работа способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.

Глава II Пути решения проблемы повышения мотивации изучения иностранного языка через внеклассную деятельность

Внеурочная работа по предмету это неотъемлемая часть учебно-воспитательной деятельности, которая является мощным дополнительным средством формирования  у школьников интереса к предмету, средством расширения и углубления знаний. 

С приобретением опыта проведения праздников у меня сложилась примерная схема деятельности учителя при подготовке к внеклассному мероприятию по предмету:

  1. Определить форму проведения праздника, время и место его проведения.
  2. Сформулировать цель и задачи.
  3. Составить план подготовки, назначить ответственных по классам, определить сроки окончания тех или иных видов работы.
  4. Объявить о конкурсах, предшествующих празднику. Например, при подготовке "Halloween" были следующие конкурсы:
  • конкурс рисунков и плакатов
  • конкурс пакостей
  • конкурс на лучшую тыкву
  • конкурс кроссвордов.
  1. Подобрать и проанализировать материал с учетом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально – психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
  2. Продумать сценарий праздника, его музыкальное оформление, наглядность в соответствии с целями и задачами мероприятия, оборудование.
  3. Распределить материал между учащимися с учетом их индивидуальных способностей, интересов, уровня владения языком (Например, рисовать эмблемы, выучить стихотворение, подобрать музыку, подготовить костюмы и т.д.).
  4. Провести индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
  5. Следить за тем, как готовятся дети к празднику.
  6. Провести генеральную репетицию.
  7. Пригласить жюри,зрителей.
  8. Провести награждение

Цель исследования-повышения интереса учащихся к предмету иностранный язык через творческие события. Объектом является изучение мотивации обучающихся. Предмет исследования-внеклассная деятельность по предмету. В данном исследовании выдвигается гипотеза: творческая деятельность обучающихся повышает мотивацию к предмету иностранный язык. Чем больше внеклассных мероприятий, тем выше мотивация.

План исследования

1.Проведение опроса среди обучающихся с целью выявления уровня мотивации к предмету иностранный язык.

2.Составления плана работы на год по внеклассной работе.

3.Проведения внеклассных мероприятий в течение учебного года.

а) проведение рефлексии после каждого мероприятия.

б) анализ проведённого мероприятия с целью улучшения качества его проведения на будущий год.

4.Проведение повторного опроса среди обучающихся с целью выявления результата поставленной цели в исследовании, а также сравнения качества успеваемости по предмету по учебным годам.

На этапах исследования применяются следующие методы:

  1. анкетирование (1 и 4 этапы)
  2. анализ (2 и 3б этапы)
  3. эксперимент (проведение самих мероприятий (3 этап)
  4. наблюдение (3 этап)
  5. обобщение и описание(4 этап)

Анкетирование обучающихся (вопросы анкеты повторяются в начале и конце учебного года)

 Отметьте галочкой «Почему Вы изучаете иностранный язык?» (самые значимые для вас ответы)

  • Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространённый в мире).
  • Язык знают мои родители, а я хочу быть как они.
  • Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку.
  • Не хочу быть хуже товарищей.
  • Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.         
  • Без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка.
  • Английский нравится больше, чем русский, потому что в нём больше интересного, незнакомого.
  • Предмет нравится из-за учителя.
  • Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.         
  • Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.
  • Нравится общение в классе на языке.
  • На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь.
  • Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет , современная музыка, видео).         
  • Хочу научиться писать письма на английском языке.
  • Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран.
  • Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.
  • Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.         
  • Нравится когда мы играем.
  • Мне легко запоминаются английские слова.
  • Нравится учить стихи.
  • Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.

Исходя из изученного теоретического материала,мотивация делится на 2 вида: внешнюю и внутреннюю. В целях сохранения интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.  Поэтому в анкете указаны в первой части внешние мотивы, а второй части-внутренние мотивы.

Составляя план работы на год, я учитываю следующие моменты:

  1. оставлять в плане наиболее успешные мероприятия
  2. задействовать учащихся каждой параллели
  3. проводить новые внеклассные мероприятия для саморазвития и повышения мотивации учащихся.

Мною были проведены и проанализированы следующие внеклассные мероприятия:

Название

мероприятия

уровень

Срок проведения

Форма

участники

1.Halloween

школьный

октябрь (ежегодно)

Тематический праздник

5-7 класс

2.Thanksgiving Day

школьный

ноябрь

Урок-сорвнование

4 классы

3.Valentine’s Day

школьный

февраль

Урок-игра

Старшие классы

4.Конкурс чтецов

школьный

декада ИЯ

Выступление (соревновательная)

2-9 класс

5. Brain Ring

школьный

весна

Интеллектуальная игра

8-9 классы

6.Счастливый случай

школьный

весна

Урок-соревнование

8 классы

7.Праздник английского языка

школьный

весна

Концерт (Самопрезентация своего творчества)

В конце декады ИЯ

Название

мероприятия

цель

Результат

Выборка из анализа

1.Halloween

ознакомление учащихся с обычаями и традициями празднования этого дня в англоязычных странах (на примере США и Британии).

Проведён праздник для учащихся старших классов

Воспитывается уважение к культуре других народов

2.Thanksgiving Day

способствовать повышению мотивации учащихся в обучении английскому языку, их культуры и развитию кругозора.

Проведены соревнования между учащимися 4а и 4б классов.

Использован метод исследования. Ребята каждой команды предварительно готовили газеты с информацией о Пилигримах и Индейцах.

3.Valentine’s Day

Развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге социокультур и цивилизаций современного мира.

Презентация в рамках показа спектакля в форме вечера “Праздника всех влюбленных” = “St. Valentine’s Day”.

Мероприятие вызвало большой интерес у учащихся, т.к. тема любви близка на данном этапе развития подростков.

4.Конкурс чтецов

Формирование у школьников положительной мотивации к изучению иностранных языков.

Проведён конкурс, ребята в каждой возрастной группе награждены грамотами.

Задействовать больше учащихся из начальной школы.

5. Brain Ring

Расширить кругозор учащихся.

Проведено соревнование между учащимися  9 классов, победители и участники награждены сладкими призами.

Проводить игру только для участников, зрители только мешают, несмотря на то, что были задействованы в некоторых конкурсах.

6.Игра «Счастливый случай»

Расширить кругозор учащихся по теме «Королевская семья»

Проведено соревнование между учащимися 8 классов, которое показало, какой класс лучше приготовился по информации о королевской семье (вопросы были предварительно розданы учащимся)

Игра прошла успешно, повторять опыт проведения данной игры, изменяя тему.

7.Праздник английского языка

Показать результат работы учащихся в течение года по предмету иностранный язык.

Праздник прошёл в форме концерта, где были представлены лучшие номера учащихся. Ребята награждены сертификатами и сладкими призами.

Данное мероприятие показывает роль учителя иностранного языка, выделяет работу каждого учителя во внеклассной деятельности.

После каждого внеклассного мероприятия проводится рефлексия и анализ мероприятия. Рефлексия даётся в виде анкеты (приложение №1). Так после проведения игры «Счастливый случай» в 8 классах и Брей ринга в 9 классах результат рефлексии был следующий: было опрошено 19 учащихся. 

В конце года после проведения заключительного праздника английского языка проводится повторное анкетирование учащихся.

Проведя сравнительный анализ двух анкет можно увидеть следующие результаты. Внешние и внутренние мотивы повышаются.

Сравнивая качественную успеваемость по годам можно увидеть следующую диагностику. Успеваемость колеблется от

67 % до 89%. Конечно, успеваемость зависит не только от мотивации к изучению языка, но и от умственных, возрастных, физических возможностей. Но, если учитывать, что внутренние мотивы высоки, то можно делать следующие выводы.

Выводы:

 1)внеклассная деятельность в различных формах её проведения повышает мотивацию к изучению предмета иностранный язык.

2) внеклассная деятельность повышает внутренние мотивы учащихся и, как следствие в какой-то мере улучшается качество успеваемости по предмету.

2) учителю необходимо проводить внеклассные мероприятия по предмету не только во время декады, а в течение всего учебного года и задействовать учащихся всех параллелей.

Заключение

Обращаясь к актуальности изученной темы, можно дать положительную оценку эффективности выбранного подхода повышения мотивации через внеклассную работу. Важно сказать, что данное исследование имеет перспективы в течение всего профессионального пути учителя. С опытом работы учитель может усовершенствовать свою внеклассную деятельность и проводить мероприятия, используя новые формы их проведения.

  1. Мы видим, что цель повышения интереса к предмету через творческие события  достигнута. Задачи исследования выполнены:
  2. 1.изучен теоретический материал о  мотивации учащихся к предмету иностранный язык.
  3. 2.Проведён сравнительный анализ  влияния внеклассной деятельности на мотивацию учащихся.
  4. 3. Сформулированы выводы по решению проблемы.

Работая над проблемой повышения мотивации к изучению предмета иностранный язык:

  • я изучила дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме.
  • Научилась формулировать проблему, цель  и гипотезу исследования, ожидаемый результат.
  • Научилась анализировать полученные результаты
  • Работа имеет практическое значение для нашего общеобразовательного учреждения (повышается авторитет)
  • получила удовлетворение от выполнения проведенного исследования.

Хочется наметить пути реализации выводов, проведённых в исследовании:

  1. Необходимо тщательно подбирать материал для внеклассных мероприятий, который удовлетворяет интересам, возможностям и эмоциям учащихся.
  2. Развивать творческий потенциал учащихся, находить новые таланты.
  3. Искать новые интересные формы работы во внеклассной деятельности.

Например, давно хочется создать разговорный клуб по иностранному языку, актуальность которого заключается в том, что каждый изучающий язык хочет свободно говорить на нём. Это и будет новым педагогическим проектом моей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Мотивационные аспекты профессионально - ориентированного обучения ИНСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. а) О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе. Н. А. Качалов. б) Маслыко Е. А. Пути формирования мотивации овладения учащимися иностранного языка.

2. Верещагин Е.М., Костомаров В. Г.Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. - 3-е издание переработанное и дополненное. - М.: Русский язык, 1983

3. Зимняя И. А.Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

4. Леонтьев А. А.Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971

5. Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 1987. - №6

6. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991

7.Саланович Н. А.     Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в старших классах средней школы (на материале французского языка): Автореф. дис. канд. пед. Наук. - М., 1995

8. Томахин Г. Д.         Лингвострановедение. Что это такое? // ИЯШ. - 1996. - №6

Приложение №1

1.Мне игра понравилась, потому что

А) мы победили

Б) я принёс баллы команде

В) интересная тема, вопросы

Г) узнал для себя что-то новое

2. Мне игра не понравилась, потому что

А) мы проиграли

Б) не чувствовал своей значимости

В) не узнал ничего нового

3. После участия в игре мне захотелось повысить свой уровень знания языка

А) да

Б) нет

Г) свой вариант ответа

           

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по английскому языку в 1 классе "Английский с увлечением"

Программа, тематическое планирование, содержание учебного материала и формы контроля для кружка по английскому языку в 1 классе....

Программа спецкурса «Современный английский с увлечением» для 8 класса. (2012 -2013 учебный год)

Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенн...

Программа занятий кружка по английскому языку в 7 классах «Английский с увлечением»

На среднем этапе обучения (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения  и ценностей, стремятся к восприятию нового, инт...