педагогический опыт работы
статья по английскому языку по теме
"учатся у того, кого любят " Гете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы учителя английского языка МБОУ «Старо-Абдулоская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского районамуниципального района Сайфуллиной Гулии Бахтигараевны
С раннего обучения учащихся английскому языку я использую в работе активные методы обучения. Подвижные игры, фонозарядки, песни, сказки с элементами костюмов, маски животных, игрушки способствуют благоприятному изучению английского языка в атмосфере доброжелательности и внимания. И в средних классах у ребят еще сильны мотивы любознательности, постоянного ожидания нового, необычного, интересного. Мой опыт показывает, что на данном этапе учащиеся могут усвоить значительно большой объем языкового материала, который выходит за рамки программы. Используя здоровьесберегающую технологию, диалоговое обучение мои учащиеся уже владеют такими разговорными клише, как: I think, I am sure, as for me, in my opinion, to my mind, to begin with, to tell the truth, I can't agree with you, that's why и т.д.
Изучая темы «Спорт», «Семья», «Внешность», «Животные» учащиеся охотно составляют микродиалоги и монологические высказывания с этими клише. Сильные учащиеся говорят без опоры на текст, а слабые учащиеся с удовольствием повторяют за учителем или используют сигнальные опоры.
В старших классах систематически использую ролевые игры как один из эффективных методов обучения.
Этот метод помогает моим учащимся активизировать речемыслительную деятельность, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли.
Учащимся предлагается несколько тем для собеседования например:
( « Books», «Сinema», «Theatrе», «Sports», «Music»).
С помощью своих вопросов я могу выяснить не только правильность высказываний, но и увидеть, что волнует моих учащихся.
Любимым видом деятельности моих учащихся является проектная работа. Проекты выполняются индивидуально и в группах по желанию учащихся.
Зачем нужен метод проектов в преподавании английского языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами? Я считаю, что – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышение мотивированной активности учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом предлагаю на обычном уроке, параллельно даю базовую лексику, грамматику, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и “Повторение”, на уроках обобщения и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком.
Проект осуществляется по определенной схеме:
Подготовка к проекту.
Учителю необходимо продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов.
Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Выполнение проекта.
Совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников. Умение работать с информацией развивается через использование различных источников (книги, Интернет, другие люди), учащиеся вынуждены искать и отбирать необходимые сведения, выстраивать логику высказывания, выражать свое мнение, делать оценку, письменно оформлять информацию, выходить из положения при недостатке языковых средств.
Презентация проекта.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д. Процедура защиты проектной работы моделирует ситуацию, когда учащийся вынужден высказать свою точку зрения по определенной проблеме, аргументировать ее, затем выслушать мнение оппонентов по данному вопросу, согласиться или не согласиться с ними, объяснив свою позицию, отвечать на вопросы.
Подведение итогов проектной работы.
Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, могу использовать различные способы поощрения учащихся.
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.
В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога-координатора в этом случае особенно важна. Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Каждый учитель иностранного языка мечтает приобщить учащихся к изучению своего предмета. Мы все хорошо знаем, как нелегко воспитать у ученика потребность изучать иностранный язык и поддерживать интерес к нему. Для достижения этой цели я и обратилась к методу проектов, который позволяет создавать на уроке исследовательскую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс.
В УМК Биболетовой М.З. и Кауфман после каждого раздела отводится час на проектную работу. В большинстве случаев тему проектной работы ученики получают заранее, делятся на группы, получают задания, разрабатывают план действий. Иногда о проектной работе не сообщается, все спонтанно проходит на уроке. Такие проекты я чаще провожу в младших классах.
В качестве примера творческих проектов, предлагаемых в начальных классах, хотелось бы привести следующие:
Изготовление именных значков (Making name badges) по теме “Hello”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m …” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;
Изготовление новогодней игрушки из цветной бумаги в форме шарика. Шарик состоит из маленьких кругов. На одном кружке дети пишут свое имя, на других – какое-нибудь предложение о себе. После окончания работы ученики вешают игрушки на искусственную елку. Получается своеобразный портрет класса. ( 3 класс)
Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.
Изготовление пригласительной открытки на праздник Хэллоуин. (3-4 классы)
Что касается исследовательских проектов, то в начальной стадии обучения они могут быть следующие.
Детям дается задание проинтервьюировать друг друга по цепочке по теме “Дни рождения” (“Birthday”) с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос “When is your birthday?” и ‘What do you want for your birthday?’ дети записывают имена опрошенных и желаемые подарки в соответствующем секторе таблицы . Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года, и что они хотят получить в подарок.
Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях в еде по теме “Food”, выполняя групповой проект. В результате опроса ребята заполняют таблицу. Роль учителя — убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность произношения и интонацию вопросов. По окончании работы подводятся итоги. Графическое оформление и дизайн таблиц для внесения статистических данных должны учитывать возрастные особенности учеников.
После прохождения темы «Школа. Школьные предметы» также можно провести исследовательскую работу. Дети получают таблицу с названиями школьных предметов, вписывают туда имена одноклассников, задают друг другу вопросы, ответы фиксируют в таблице. Затем подводят итоги: какой предмет самый любимый, какой детям дается трудно и зачем.
Дети также любят составлять меню своих любимых блюд, писать письма любимому персонажу сказки, мультфильма, делать выставки о своих любимых героях.
Если для подготовки проекта дать неделю или две, работа, конечно же, получится более эффективной. Например, в 3 классе очень интересной получается проектная работа «Экскурсия в зоопарк». Тема объявляется заранее, каждый ученик получает задание подготовить информацию об определенном животном. Ученики на альбомных листах оформляют вывески от имени этого животного, описывают внешность, характер, пишут о любимых занятиях, о любимой еде. Готовят маски, костюмы, учат стихотворения или маленькие сценки с участием этих животных, готовят ребусы, кроссворды. До начала урока дети оформляют выставку своих рассказов. На уроке один ученик выполняет роль экскурсовода. Он представляет какое-нибудь животное, которое в свою очередь рассказывает о себе, показывает, что он умеет. После знакомства со всеми дети устраивают маленький концерт, рассказывают стихи, поют песни, которые знают (можно и на родном языке), решают кроссворды.
Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.
В средних классах ученики интересуются созданием электронных презентаций. Эти презентации , в основном, носят информационный характер: «Моя школа», «Мой класс», «Мой кумир», «Как я провожу каникулы», «Традиции моей семьи» и др.
5классники в прошлом учебном году подготовили информационную проектную работу, где поместили рассказы о себе, семье, школе, деревне, любимом животном. По форме, работа у всех была разная: книжки, стенгазеты, альбомы, компьютерные презентации.
В 6 классе работали над проектом «Здоровый образ жизни». Проект был создан после завершения темы «Еда», «Здоровье».Тема проекта была разделена на подтемы:
- Сцена «В кафе»
- Сказка»Красная Шапочка»
- Опрос общественного мнения
- Журнал «Здоровье»
Ученики разделились на 4 группы. Идея написания сказки возникла после того, как я прочитала ученикам сказку-проект «Колобок», который был опубликован в журнале «Магариф». Ученики сами приготовили маски костюмы, написали текст. Сказка понравилась всем.
Группа, выбравшая тему «В кафе», составила интервью с хозяином кафе, где объяснили, почему они против Фаст Фуд и просили хозяина кафе готовить и продавать только национальные блюда. Эта группа также показала антирекламу напитку Кола в музыкальной форме.
Журнал «Здоровье» включал в себя различные рисунки по теме «Здоровый образ жизни», статьи о здоровье, ученики подобрали разные кроссворды, интересные задания, составили ребусы, головоломки. После окончания проекта сюда же разместили проекты своих одноклассников.
С большим энтузиазмом ребята работали над созданием проекта «Добро пожаловать в Большую Елгу», посетили школьный и сельский музеи, пообщались с работниками сельского совета, сельской библиотеки, учителями истории, географии, навестили стариков, ветеранов, сделали снимки, приготовили презентацию и альбом. С этой презентацией выступили на районном конкурсе «Лучший экскурсовод», выиграли зональный тур.
В старших классах целесообразнее и интереснее разрабатывать проекты-ролевые игры. Можно проводить такие уроки в форме телевизионных передач, ток-шоу, дискуссий. Проведение различных праздников-Хэллоуин, День Святого Валентина, Мамин День и др.- это творческие внеклассные проекты, которые требуют огромной подготовки, терпения, старания учеников и учителя.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в школе необходимо учитывать, что:
1) Существуют возрастные и психологические особенности детей.
2) Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.
3) Задания должны усложняться в зависимости от возраста.
4) Обязательно включение межкультурного компонента.
Творческая лаборатория учителя
В своей работе я стараюсь максимально наполнить уроки интерактивными методами и приемами обучения. Каждый урок начинается с театрализованного приветсвтия, которое не оставляет равнодушным даже самых пассивных детей. В младших классах с собой беру игрушку- «гостя», от имени которого обращаюсь с ребятами. Также на своих уроках часто использую театрализованные сценки и диалоги, песни, игры. Они позволяют детям в непринужденной обстановке пользоваться новой лексикой, обыгрывать различные ситуации.
Информационно-коммуникативные технологии
Современный урок немыслим без компьютера и компьютерных технологий. Учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.
Ведущая педагогическая идея моего опыта:
- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся;
- повышение плотности урока, создание среды для реализации практических навыков;
- систематическая работа над общим развитием учащихся.
Практическая база опыта
Мы выделили основные направления использования информационных технологий:
• использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем;
• создание собственных мультимедийных обучающих программ и презентаций;
• использование ресурсов сети Интернет и электронной почты.
Использование готовых мультимедийных продуктов и обучающих систем
Компьютерные программы для изучения английского языка обычно включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала, отработку фонетической стороны речи и, как правило, сопровождаются увлекательным звуковым и графическим оформлением. С одной стороны, по своей сути мультимедийные программы – это компьютерные игры, которые так привлекают учащихся. С другой стороны, это интеллектуальные игры, которые позволяют решать ряд методических и дидактических задач.
Другие достоинства:
- предлагают интересные задания, сопровождающиеся увлекательными спецэффектами;
- разработаны специалистами и в области преподавания языка и в области программирования, а следовательно выполнены на высоком методическом и техническом уровне;
- позволяют экономить время учителя при подготовке к урокам;
- некоторые программы предусматривают возможности в составлении тестов для контроля знаний и навыков, проверки своих ответов, компьютерное подведение результатов выполнения заданий;
- могут использоваться в любых классах.
В своей работе мы используем следующие мультимедийные курсы:
Songs, Stories and Games For Children (Flash Animation – Продукт Британского Совета) (предлагает интересные игры, песни и многое другое)
Интерактивные плакаты (Образовательные компьютерные технологии)
Использование презентаций возможно на любом этапе урока.
При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки, фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод представления лексики.
При изучении грамматики возможно анимационно выделить наиболее сложную или важную информацию, выделять функциональные особенности, подавая их квантами
Для закрепления изученного материала возможно представление заранее созданных упражнений (например, с пропусками).
Использование ресурсов сети Интернет и электронной почты
Первое знакомство с ресурсами сети Интернет происходит в 5 классе на этапе речевой зарядки(беседа о погоде). Следует отметить, что для успешной работы в сети учащиеся должны обладать определенными навыками. С этой целью мы планируем разработь интегрированные уроки (английский и информатика), на которых учащиеся знакомятся с сайтами, содержащими разнообразные лексические и грамматические упражнения. Предполагается, что навыки работы с такими сайтами учащиеся смогут использовать для самостоятельной работы дома.
www.manythings.org,
www.english-to-go.com,
www.tolearnenglish.com/english-games.php.
Такую работа продолжается и в старших классах, где учащиеся знакомятся с сайтами, предлагающими пройти тест на знание языка.
Начиная с 8-9 класса, учащиеся пробуют самостоятельно работать с Интернет-ресурсами. Изучаемые в 8-9 классах темы (традиции, географическое положение, обычаи страны изучаемого языка, мода, спорт, музыка, литература, здоровый образ жизни), дают большие возможности привлекать дополнительный страноведческий материал. На данном этапе обучения учащимся уже вполне по силам подготовить небольшое сообщение, доклад или проект по предложенной теме. Самый удобный способ найти дополнительный материал – воспользоваться ресурсами сети.
Интернет в помощь учителю
1. Карты Google
Карты Google – прекрасное средство познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка. Режим просмотра улиц позволяет путешествовать по улицам больших городов повсеместно в Европе и Северной Америке, Австралии и других местах. Пользоваться данной функцией очень просто. Вот один из вариантов. В верхней части страницы в окошке «поиск» введите название объекта. Результаты поиска отобразятся в левой панели, а на самой карте искомый объект будет обозначен красным маркером с черной точкой. Если щелкнуть мышкой на темно-красном маркере, обозначающем искомый объект, то над ним появится белое окошко с пояснениями. Далее остается просто щелкнуть по ссылке «просмотр улиц». Для удобства разверните изображение на весь экран с помощью кнопки в правом верхнем углу. Вы можете вращать изображение, приближать его или удалять. Всё работает в трёхмерном режиме. Имеется возможность перемещаться вперёд – назад вдоль желтой линии, нажимая на белые стрелочки. Здесь же можно просмотреть фотографии, сделанные пользователями, причем в разных плоскостях.
2. Интернет источник видео- и аудиоинформации
Источником аудио и видеоматериалов может служить социальный сервис подкастов. В сети Интернет встречаются как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка, так и учебные, созданные для учебных целей. Наиболее популярными являются директории, расположенные по следующим адресам: аутентичные подкасты - news.bbc.co.uk/2/hi/video_and_audio/default.stm учебные подкасты - http://bobrdobr.ru, http://eslpod.com, www.learnoutloud.com/Podcast-Directory.
3. Специализированные сайты для учителей
В настоящее время в сети Интернет существует множество сайтов предназначенных специально для учителей. Например, www.mes-english.com, www.sparklebox.co.uk, www.members.iinet.net.au/~adelegc/index.html и др. предлагают широкий выбор наглядных материалов: тематические карточки по разделам школьной программы, плакаты, готовые мультимедийные презентации, образцы грамот, маски для ролевых игр, лексические и грамматические упражнения и многое другое.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, хочется подчеркнуть, что никакие новейшие информационные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка может только учитель. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку. Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке.
Главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса и на более продвинутом этапе при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством для обучения иностранному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Рабочие программы для профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ:ОП.03 Основы строительного черчения. ОП.04.Основы технологии общестроительных работ. ПМ.03 Выполнение каменных работ.
Рабочие программы предназначены для обучения по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...