Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Любимова Марина Арнольдовна

На уроках английского языка учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, слушать и анализировать информацию. Учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям, чтобы не допустить перегрузки учащихсяна уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Любимова М.А.

MAOУ «Гимназия (английская)»

  Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Какие же задачи стоят перед учителем нашей школы, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся.

  • Рациональная организация образовательного процесса;
  • Просветительско – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка – задача особой важности для преподавателей английского языка. Как известно . обучение языку связано со многими предметами: историей, географией, биологией. Немало уделяется таким темам, как «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Правильное питание», « Климат и его влияние на здоровье человека, « Генетически – модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей», «Труд, здоровье. Долголетие» Наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка., т.е. осуществлять личностно- ориентированный подход при обучении и воспитании.

На уроках английского языка , прежде всего должны быть созданы условия для здорового развития детей: соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима  ( учет времени, трудоспособности, утомляемости, учебной  нагрузки, проведение  физкультминуток.)

Как вы знаете, все дети разные. Согласно теории американского ученого Ховарда Гарднера., впервые изложенной им в 1985 году, люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти, которые в значительной мере определены врожденной комбинацией следующих базовых способностей:

  • Визуально-пространственные способности проявляются в запоминании и более уверенном воспроизведении зрительных образов, формы и цвета окружающих предметов. Такие дети любят рассматривать и создавать изображения;
  • Кинестетические способности представлены у детей, хорошо владеющих своим телом, запоминающих многие явления и события через движение и прикосновение к окружающим предметам;
  • Музыкально-ритмические способности делают ребенка чутким к рифме и ритму, интонации и мелодии. Эти дети, как правило, обладают хорошим музыкальным слухом, любят петь и декламировать;
  • Логико-математические способности помогают мыслить рационально, использовать логику и аргументацию,  легко считать и запоминать цифровую информацию;
  • Натуралистические способности проявляются  в интересе к природным явлениям, миру животных и растений;
  • Лингвистические способности предполагают интерес к тому, как функционирует человеческий язык, внимание к оттенкам значений слов и стилю высказываний, а также более легкое овладение иностранным языком.

Перечисленные способности,  неодинаково представленные у каждого ребенка, могут развиваться в процессе обучения, но лишь до определенной степени. Более того,  на них накладываются два психологических типа, также данные человеку от природы- интраперсональный  и интерперсональный  ( для нас более привычны термины « интроверт» и « экстраверт») Таким образом , природа создает уникальные сочетания перечисленных признаков, определяющие развитие человека, его поведение, успешность обучения. Наиболее успешными являются те методы обучения и учебные материалы, которые учитывают указанные различия между учащимися в подаче материала, предлагаемых упражнениях и видах работы в классе и дома.

На своих уроках я преследую две цели:

а) разнообразие заданий дает возможность каждому ученику успешно справиться хотя бы с некоторыми из них и ощутить вкус победы, что имеет огромное значение для поддержания мотивации:

б) все дети выполняют задания , нацеленные на разные типы восприятия и памяти, за счет чего, каждый из них расширяет полученный от природы набор способностей.

Проиллюстрируем многосенсорный подход к обучению младших школьников на примере заданий из УМК « Звездный английский» для 2 класса (пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. [K.M. Баранова, Дж.Дули, В.В. Копылова и др.]

Визуально-пространственное восприятие поможет ребенку выполнить следующие задания ( см. рисунок 1). Цветные изображения  времен года помогают закрепить их названия в долгосрочной памяти. Описание погоды способствует закреплению прилагательных.http://prosv.ru/umk/todo/gallery7/Starlight_2_Part2_-p_64.jpg

Музыкально-ритмическая память подключается при закреплении разнообразного языкового материала: лексики, грамматики, коммуникативных формул вежливости ( приветствие, просьба, извинение). Очень часто встречаются рифмованные, ритмизованные или музыкальные задания. Их эффективность для усвоения языкового материала не вызывает сомнений. Например, песня, содержащая предложения с названиями одежды, времен года, цветов, названий животных. (см. рисунок 2)http://prosv.ru/umk/todo/gallery7/Starter_Unit_pp_4-5.jpg

                 Логико-математические способности активизируются не только при подсчете и последующем назывании количества предметов, но и в изучении названия геометрических фигур, цвета, что неразрывно связано с визуально-пространственным восприятием. (см. рисунок 3-4) 

  Тактильная память, являющаяся частью кинестетической, и визуально-пространственная используются в заданиях на аудирование и раскрашивание. Их выполнение помогает запомнить не только названия предметов и цвета в их правильном произнесении, но развивает мелкую моторику.( см. рисунок 3)http://prosv.ru/umk/todo/gallery7/Starlight_2_Part_1_p_50.jpghttp://prosv.ru/umk/todo/gallery7/Starlight_2_Part_1_pp_64-65.jpg

Кинестетические каналы памяти используются в таких заданиях, которые используют метод опоры на физические действия – суть которого состоит в том, что единицы иностранного языка усваиваются паралельно с выполнением соответствующих действий. Это относится к овладению лексикой ( например, глаголами движения) и грамматическими структурами, описывающими различные действия. ( см. рисунок 5) http://prosv.ru/umk/todo/gallery7/Starlight_2_Part_1_pp_76_77.jpg

Следующий шаг – прослушивание аудиозаписи с одновременным просмотром картинок в учебнике с целью восстановить последовательность событий или закрепления лексики. ( см. рисунок 6)

При проведении разных типов заданий нужно помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания. Поэтому хорошо бы, чтобы при выполнении задания ученики знали необходимый минимум, который нужно выполнить для получения положительной оценки, и максимум - для получения каких-то бонусов (дополнительный балл или дополнительная оценка, если разница между минимумом и максимумом значительная).
Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет.
Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
http://prosv.ru/umk/todo/gallery7/Starlight_2_Part_2_-pp_56-57.jpg

Гигиеническая оценка условий и технологий обучения ( воздушно- тепловой, световой режим и организация учебно-воспитательного процесса.) Соблюдение воздушно-теплового режима в кабинете имеет важное значение. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. Учителя используют разные методики введения, использования и закрепления материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети  с визуальной - аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили

Естественно, урок необходимо проводить не в традиционной форме, а в форме игры, так как в этом возрасте малышам легче воспринять подаваемый им материал через игру, а игра, как известно, является большим стимулятором чему-либо научиться.

В игре ребёнок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Игры вызывают у детей положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материала и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

                                             Библиография

   « Звездный английский» для 2 класса (пособие для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. [K.M. Баранова, Дж.Дули, В.В. Копылова и др.]. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2010

«Здоровьесберегающая школа» лекции 5-8. [ М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.Н. Безобразова ]Педагогический университет « первое сентября»,2006

«Подготовка к Кембриджским экзаменам по английскому языку» лекции 1-4.  [ Л. А. Городецкая, Г. В. Гуляева].– М. : Педагогический университет « Первое сентября», 2008.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...