Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам.
статья
В статье речь идёт о применении мультимедиа технологий и ресурсов Интернет в образовательном процессе ВУЗа. Целью статьи: является рассмотрение возможности использования новых информационных технологий при организации внеурочной деятельности студентов в процессе обучения иностранным языкам (на примере работы клуба любитетей французского языка в ВУЗе. В статье рассматриваются приёмы использования информационных технологий в процессе организации и проведения проектной деятельности студентов. Статья может быть интересна как преподавателям высшей школы, так и учителям иностранных языков основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по теме "Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам" | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Исанина С.А.
Основная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Кроме того, коммуникативная компетенция связана с лингвистической, а также с культуроведческой, в частности, со страноведческой компетенцией. Система обучения ИЯ должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, необходимо научить их уважать проявление этой культуры, то есть быть способными к межкультурному взаимодействию. (3, 15)
Цель статьи
Рассмотреть возможности использования новых информационных технологий при организации внеурочной деятельности студентов в процессе обучения иностранным языкам.
Исследование проблемы
Информационные технологии открывают совсем новые возможности для студентов и преподавателей. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечается рост интереса к учёбе, а, следовательно, повышение уровня успеваемости. (5, 45)
Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно. (6)
Практически все учителя давно используют Интернет, как источник получения дополнительной, самой свежей информации как при подготовке к урокам, так и при организации и проведении внеклассных мероприятий. При этом используются материалы электронных грамматических, лексических справочников, упражнений, словарей, справочников страноведческого характера, я также материалы дистанционных курсов.
Основная деятельность с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована во внеурочное время. За последние несколько лет очень популярной стала проектная деятельность учащихся в процессе изучения ИЯ. Эта работа может стать очень эффективной только при тщательной подготовке проекта, что предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке преподавателя.
Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника, но она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку. Далее необходимо подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить временные рамки проекта, продумать какие материалы, кроме Интернета могут использовать учащиеся, найти и дать им необходимые адреса, выбрать оптимальную форму презентации результатов. Опыт работы со студентами показывает, что проекты нецелесообразно проводить на самом начальном этапе обучения иностранному языку. (2, 27)
Мы использовали метод проектов в работе французского клуба «Panorama» ВНУ им. Даля (Украина) при подготовке и проведении студенческой конференции по теме «Régions de France». Ознакомившись с информацией о регионах Франции, студенты самостоятельно, или с помощью преподавателей, выбрали темы для своих докладов, стараясь не выбирать один и тот же регион. Таким образом, нам удалось охватить большую часть территории Франции. Часть студентов объединились в небольшие группы, некоторые предпочли работать индивидуально над своей темой. Конференция проводилась в рамках «Дней Европы в Украине». Была назначена точная дата её проведения и заказано мультимедийное оборудование. Работая над своими темами, студенты подбирали интересную информацию о выбранном регионе, а также фотографии и другие средства для создания презентаций. Преподаватели координировали работу студентов, помогали им искать материал в Интернете и литературе, создавать простые компьютерные презентации, с использованием программы PowerPoint. На конференции студенты представили свои доклады в устной форме, с опорой на компьютерную презентацию, а также в форме статьи.
В процессе работы над проектом студенты получили много страноведческой информации о регионах Франции, ознакомились с большим количеством аутентичных текстов. При этом у студентов возникли положительные эмоции оттого, что они понимали тексты на французском языке, значит, они не зря занимаются его изучением. Попутно, студенты обогатили свой словарный запас. Описанный проект – небольшой и несложный. Интернет – проекты могут быть гораздо более длительными по времени, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. (2, 27)
С помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении ИЯ на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Можно побеседовать в режиме on-line со сверстниками, или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается. Следовательно, овладение языком происходит на социокультурном фоне. (4, 6 – 7)
Однако, наряду с неоспоримыми преимуществами использования Интернет – технологий некоторые специалисты говорят о более чем нежелательных последствиях воздействия Интернета на психику человека и на его здоровье в целом, тем более на психику ребёнка. Чрезмерное увлечение визуально-виртуальными средствами препятствует получению необходимого опыта оперирования реальными объектами, дезориентирует человека в окружающей действительности, создаёт разрыв между реальностью и фантазией. Это препятствует социализации человека, налаживанию социальных связей. Виртуальная реальность изменяет стереотипы поведения пользователя и создаёт новую форму культуры, при которой теряется субьектность. Таким образом, возникает эффект самопрограммирования и манипулирования сознанием. Это грозит обществу более страшными последствиями, чем использование наркотиков. (1, 93)
Выводы
Для более эффективного обучения иностранным языкам целесообразно сочетать классические средства, которым пользовались преподаватели иностранных языков на протяжении долгого периода времени и новые информационные технологии, которые так внезапно вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемого частью.
Литература и ссылки
- Бульвинская О. Перехід від писемної до електронної культури: соціологічний аспект // // Вища освіта України. – 2004. – №3 – с.91 – 96.
- Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.– 2003. – №5 – с.25 – 31.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе.– 2001. – №2 – с.14 – 18.
- Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // Иностр. языки в школе. – 2001. – №5 – с. 4 – 10.
- Ткачук В. Інформаційні технології в системі вищої освіти: етапи впровадження // Вища освіта України. – 2002. – №4 – с.43 – 47.
- Ясницкий Ю. А. Мультимедиа-технологии – новый уровень качества профессионального образования http://festival.1september.ru/articles/511345/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на уроках иностранного языка
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к сожалению, вид...
Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам
Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...
Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.
Информационные технологии, являясь традиционными моделями обучения, делают процесс овладевания иностранным языком доступным и интересным.Они позволяют ...
Использование информационных технологий на уроках иностранного языка
доклад об использовании информационных технологий на уроке иностранного языка...
Использование информационных технологий на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения э...
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье исследуются преимущества использования новых информационных технологий в обучении иностранному языку перед традиционными методами обучения, а так же предоставлены возможности исп...