Учебно-проектная деятельность на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Теоретические обостнования использования учебно-проектной деятельности на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glava_1.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        …3

Глава 1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как способ формирования познавательной активности обучающихся основной школы        5

  1. Содержание междисциплинарной программы «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»        5
  2. Формы учебно-исследовательской и проектной деятельности на

уроках английского языка        13

Глава 2. Реализация междисциплинарной программы «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» на уроке английского языка»        15

  1. Технологическая карта урока-проекта на тему: «Дом мечты» в 5 классе……………………………………………………………………………15
  2. Методическое обоснование урока-проекта.....................................27

Заключение        30

Литература……………………………………………………………….31

Приложение...............................................................................................33

Введение

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. Главное, с пользой потратить на учёбу время и усилия. Приобретённые знания должны соответствовать тем задачам, которые человек поставил перед собой.

Согласно современным Федеральным государственным образовательным стандартам среднего общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта, формирование гражданской идентичности.

Основой реализации новых стандартов является обучение на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности, предполагающее включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Учебно-исследовательская и проектная деятельность ориентированы не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности.

Цель: исследовать потенциал учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка.

Задачи:

  • изучить теоретические основы учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка;
  • рассмотреть особенности проектной деятельности обучающихся;
  • выявить и обосновать педагогические условия использования проектной деятельности на уроке английского языка.

Объектом работы является учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся основной школы.

Предмет - методика организации проектной деятельности.

Для решения поставленных задач использовались различные методы и приемы.

Практическая значимость  -  предлагаемые материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности школьников

Глава 1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как способ формирования познавательной активности обучающихся основной школы

1.1 Содержание междисциплинарной программы «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности»

Учебно—исследовательская деятельность - это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой и исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [6].

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения [8].

Проектная деятельность обучающихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при участии учителя [8].

Исследование - деятельность, направленная на получение новых

знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении.

Результат исследования заранее известен, поэтому его цель и становится

соответственно - определить, изучить, получить данные. При этом

практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения [4].

Проект направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. И проектирование, и исследование являются главными «взрослыми» средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально нее очень приспособленными к задачам образовательной практики [1].

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся основной школы должны быть взаимосвязаны.

Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность на уроках иностранного языка есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и имеют следующие важные особенности, которые отражены в данной программе:

  1. цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
  2. учебно-исследовательская и проектная деятельность организованы таким образом, что учащиеся реализуют свои потребности в общении со значимыми, группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умением переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти виды деятельности востребованы подростками с разными способностями, при этом реализуются их личные пристрастия к тому или иному виду деятельности [10].

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру учебно-исследовательской и проектной деятельности, которая включает общие компоненты:
  1. анализ актуальности проводимого исследования;
  2. целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
  3. выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
  4. планирование, определение последовательности и сроков работ;
  5. проведение проектных работ или исследований;
  6. оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  7. представление результатов в соответствующем использованию виде;
  • компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;
  • итогами учебно-исследовательской и проектной деятельности

являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное,

личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для

исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в

коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой

исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) учебно-исследовательской деятельности [10].

Специфические черты (различия) учебно-исследовательской и проектной деятельности указаны в сравнительной таблице 1 [13]:

Таблица 1.

Сравнительный анализ учебно-исследовательской и проектной

деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами, и необходимого для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

              Исходя из таблицы мы можем сделать вывод, что учебно-исследовательская и проектная деятельность направлены на поиск определенной информации. Учебно-исследовательская деятельность дает более углубленные знания по проблеме исследования, а проектная деятельность позволяет сформулировать более конкретное решение по проблеме.

Таблица 2.

Этапы учебно-исследовательской деятельности и направления

работы с учащимися

Этапы учебно- исследовательской деятельности

Ведущие умения учащихся

1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств решения проблемы.

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему.

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования.

Умение структурировать

Работа над учебно-исследовательской деятельностью предполагает наличие этапов деятельности обучающихся. На каждом этапе формируются определенные умения, которые отражены в таблице 2 [13]:

тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций.

Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании.

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные).

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Соблюдение этапов учебно-исследовательской деятельности структурирует деятельность обучающихся и дает положительные результаты на уроках иностранного языка.

           Для формирования на уроках иностранного языка проектной деятельности как совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования способности подростков к осуществлению ответственного выбора, существует три этапа проектной деятельности - подготовка, опыт и демонстрация, поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, эксперимента, так и в структуре индивидуального ответственного действия.

            Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий. Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию. Демонстрация предполагает окончательную реализацию замысла, своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного. Фактически это этап оценки состоятельности своего замысла.

В оценке результата проекта учитывается:

  1. участие в проектировании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмысливать последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
  2. выполнение проекта: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
  3. также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта [4].

Процесс проектирования и исследований на протяжении всей основной школы на уроке иностранного языка проходит несколько этапов:

На переходном этапе (конец 6 класса) в учебной деятельности используется специальный тип задач - проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.

          Итак, проектные задачи на образовательном переходе (конец 6 класса) есть шаг к проектной деятельности в подростковой школе (конец 8 класса, 9 класс).

На этапе самоопределения (конец 8 класса, 9 класс) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование.

Проектная форма учебной деятельности учащихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что учебно- исследовательская и проектная деятельность способствуют формированию познавательной активности   обучающихся, направленной на   самостоятельный поиск и решение определенных проблем и задач.

1.2 Формы учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках английского языка

Учебно-исследовательская деятельность школьников - это ключ к

развитию их творческих способностей и креативного мышления, к

стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей

учащихся в продолжении образования. Учебно-исследовательская

деятельность помогает сформировать общественно важные качества

личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые

знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути

преодоления трудностей, критически мыслить, анализировать, обобщать

полученные данные, делать выводы - в общем. Очень важно правильно

организовать руководство над учебно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником - обучающегося, в процессе проведения учебно- исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования [4].

Основным отличием учебно-исследовательской деятельности от проектной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников на уроках иностранного языка, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентированы на формирование и развитие УУД школьников.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка могут быть следующими:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени [6].

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях по иностранному языку могут быть следующими:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно- исследовательской деятельности обучающихся;

- ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий [6].

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Ещё одной особенностью учебно- исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

Таким образом, проектная деятельность четко ориентирована на реальный практический результат. Во время работы над учебно- исследовательской и проектной деятельностью на уроках иностранного языка строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Работа над учебно-исследовательской и проектной деятельностью помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.


Литература

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-159с.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
  3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов - М.: Педагогика. 2012 №4 - с. 18-22.
  4. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.:Просвещение, 2013. - 175 с.
  5. Козлов В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. Акад. наук , Российская Академия Образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.- 4-е изд., дораб.- М.:Просвещение 2014.- 79с.
  6. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы/ под ред. А.В. Леонтовича, А.С. Савичева - М.:ВАКС 2014.- 160 с.
  7. Петерсон Л.Г. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000...»/ Л.Г.Петерсон - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.- 231 с.
  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н.Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
  9. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ Е.С.Савинова - М.: Просвещение, 2014. - 342 с.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся? Практическое пособие работников общеобразовательных учреждений/ И.С. Сергеева - М.: АРКТИ, 2012.- 80 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 63с.-(Стандарты второго поколения).
  12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»- 0-13 Москва: Проспект, 2014. -160с.
  13. Фетисова С.А. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности [Электронный ресурс]: Фетисова С.А.- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/642358/.  Дата обращения: 08.12.2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Использование обучающих инновационных технологий, рифмы как основы проективно-образовательной деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности.

Статья посвящена описанию различных инновационных приемов и традиционных подходов к обучению английскому языку....

Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "

    Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....