Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка как форма организации учебного процесса в условиях модернизации регионального образования.
учебно-методический материал (английский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление дополнительного профессионального образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
курсов повышения квалификации по Именному образовательному чеку
по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка как форма организации учебного процесса в условиях модернизации регионального образования.
Выполнил(а): Копанёва Е.И., МБУ №31____________
(подпись)
Проверила: Гущина О.М.,
Тольяттинский государственный университет ____________
(подпись)
Тольятти, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение. Актуальность темы. | 3 |
2.Виды здоровьесберегающих технологий. | 5 |
3.Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов | 10 |
4. Приложение 1. Сценарий урока здоровья по теме «Food and health» | 12 |
- Введение. Актуальность темы.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Одной из разновидностей педагогических технологий являются Здоровьесберегающие технологии.
При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.
Работая в разных классах и учитывая индивидуальные особенности учащихся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых, в течение нескольких лет я использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.
Задачи.
- Определить цели и задачи уроков по здоровьесберегающей тематике
- Отобрать педагогические средства, методы и приемы, формирующие УУД детей в содержательной области здоровьесбережения.
- Выделить интегративные качества ребенка, формируемые на уроках по здоровьесберегающей тематике, организованных в соответствии с требованиями ФГОС.
- Виды здоровьесберегающих технологий
Из здоровьесберегающих технологий я применяю следующие:
- технологию дифференцированного обучения;
- игровые технологии;
- проектные технологии;
Технология дифференцированного обучения - это форма организации учебного процесса, при которой я работаю с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов, дифференциации является индивидуальное обучение, Т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.
Индивидуально-дифференцированная технология дают возможность работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным. Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с индивидуальными заданиями при работе с текстом, различными разговорными ситуациями при обучении диалогической и монологической речи, выполнение разно-уровневых грамматических упражнений, - дает возможность сильным ученикам углубить и расширить знания по языку, повышает уровень их мотивации. У слабоуспевающих учеников снимается чувство дискомфорта на уроке, страха перед плохой оценкой, они испытывают, пусть незначительный, успех.
При повторении, обобщении и контроле я применяю работу по группам (рядам, командам, работа в режиме диалога с постоянными или сменными парами), консультации с сильными учениками (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам по языку) и зачетную систему в старших классах.
Как сделать каждый урок эффективным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся? Принцип активности ребенка в процессе обучения, действительно был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащегося, в некоторых же технологиях она составляет главную идею и основу эффективности результатов.
Игровые технологии.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
По мнению психологов (А.А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет 4 важнейших для человека функции: средства развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.
Игра всегда предполагает принятия решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра это:
- Деятельность.
- Мотивированность.
- Индивидуальная деятельность, личная.
- Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив.
- Развитие психических функций и способностей.
- «Учение с увлечением» (С.Л. Соловейчик).
В разных классах я применяю разные игры и игровые приемы. Так во вторых классах начинаю урок с игровой завязки. В гости к детям приходят животные, герои сказок, Незнайка, Буратино, актёры театра кукол, Винни-Пух, Микки-Маус, Мэри-Поппинс и другие. Часто доверяю детям начать урок. В игровой завязке дети включаются в игру и затем активно работают на протяжении всего урока.
Учитывая особенности младшего школьного возраста, стараюсь менять виды работ, так как ребенок не может долго слушать и слышать учителя. Но зато потребность двигаться, действовать, общаться, велика и существует у ребенка постоянно. Значит, на уроке обязательно как минутка отдыха или как прием перехода от одного вида деятельности к другому присутствуют подвижные игры.
Хотелось бы сказать несколько слов и о других приемах работы. Работая над темой «Времена года», рисую картину или делаю аппликацию, в которой все наоборот: небо красное, деревья розовые, снеговик может быть черным. Показывая картину, прошу детей исправить все, что неправильно нарисовано. Этот прием сначала вызывает смех, а потом «бурю» эмоций, желание говорить, исправлять «художника».
Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку считаю ролевые игры. Они являются неотъемлемой частью урока. Ролевые игры в группе детей дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них). В процессе работы используются драматизации песенок, стихов, считалок. В системе стараюсь проводить на уроках Физкультминутки, паузы - релаксации. Или предлагаю ребятам выполнять команды. Новое рождается иногда на уроке, часто дети подают идею, подсказывают темы игр. Они ждут с нетерпением слов «Давайте играть» или «А теперь игра!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служат показателем их заинтересованности, увлеченности. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностью игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В средних и старших классах ребятам нравятся игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Международная конференция», различные викторины. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов. Детям такие уроки особенно нравятся.
В старшем звене обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.
Проектные технологии.
Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности учащихся. Проектная работа - это самостоятельная индивидуальная или групповая творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей.
Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения, совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность.
3.УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия
Учитель – предметник, классный руководитель, педагог - психолог
2. Научно-методические условия
- Сериков С.Г. Подготовка педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образования: теоретические предпосылки и реализация в практике общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие / С.Г. Сериков, О.А. Клестова, - Челябинск ; ИЦ «Уральская академия», 2005.
3. Материально-технические ресурсы
- компьютер;
- принтер для распечатки раздаточного материала;
- медиаоборудование для показа слайдов и видеороликов;
- иллюстрированный альбом «Продукты питания»;
- костюмы для ролевых игр.
4. Нормативно-правовые ресурсы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373»
4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296).
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).
5. Информационные
1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Самара, 2004г.
3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» М., ВАКО, 2004г.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008г.
- Организационные
- разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности;
- разработать содержание тематических бесед, проблемных дискуссий игр с детьми;
- разработать форму таблиц по планированию проектной деятельности;
- оформить иллюстрированный альбом «Продукты питания»
- привлечь родителей к подготовке костюмов для ролевых игр.
Урок по теме “Food and Health”
Характеристики урока.
Уровень образования: основное общее
Класс: 6 Б
Предмет: английский язык
Тема урока: “Food and Health”
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Еда и здоровье»
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме “Food and Health”; отработка произносительных навыков.
Развивающие: развитие мотивации к изучению иностранного языка, навыка языковой догадки, интеллекта, памяти, совершенствование внимания.
Воспитательные: создание условий для формирования ясных представлений школьника о здоровом питании; воспитание умений работать в группах и самостоятельно.
Тип урока: комбинированный
Учащихся в группе: 13
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран
Используемые ЦОР (цифровые образовательные ресурсы): мультимедийные презентации
Краткое описание урока:
Урок построен по комбинированному типу: фонетика, лексика, чтение текста, восприятие речи на слух, творческое задание. Все этапы урока направлены на воспитание культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Выполняя увлекательные задания, учащиеся одновременно расширяют свои понятия о «полезной» и «неполезной» пище, анализируют продукты, которые они употребляют каждый день и выводят общую формулу здорового питания.
Ход урока
I. Организационный момент. (Беседа о дате, дне недели, погоде)
II. Постановка цели урока.
Teacher: Today we’ll have a lesson according to our topic “Food and health” and we’ll speak about tasty, healthy, unhealthy/useless/junk food.
You’ll work in groups. At the end of our lesson we’ll need to make menus for breakfast, lunch and dinner.
Well, we start our work!
III. Фонетическая разминка.
Let’s train our tongues and practice the English sounds. Look at the blackboard carefully and read the words with sounds:
[u:] – food, fruit
[θ] – healthy
[ju:] – useless
[ei] – tasty
[e] – breakfast
[^] – lunch
[i] – dinner
[ʤ] – vegetables
IV. Речевая разминка.
1.Now let’s play “the brain storm”. Remember the words to the topic “food”. What comes to your mind when you hear the word “food”?
2. Let’s continue warming up our vocabulary. Listen to me and try to complete some sentences using necessary words.
Вкуснотища – very good! Пищу называют – food.
Это вовсе не каприз, сыр мы называем –cheese.
Мясо жарится, шкварчит, мясо по-английски –meat.
Арбуз предпочитаю сливам, арбуз иначе – water-melon.
Узнали все впервые, что груша это – pear.
Масло нужно всем ребятам. Масло по-английски – butter.
Без соли борщ не лезет в рот. Соль по-английски – просто salt.
Ведро воды не принесете? Вода, водичка будет – water.
Слива тут и слива там. Слива по-английски – plum.
Виноград мы съели весь. Виноград иначе –grape.
V. Активизация навыков устной речи по теме “Food and health”.
1. Фронтальный опрос.
Dear boys and girls! Answer my questions!
- Do you like to eat cakes, sweets, ice-cream and chocolate?
- Do you like to eat fruit and vegetables?
- What about porridge and soup?
- What is your favourite fruit?
- What is your favourite vegetable?
- What is your favourite food?
2. Open your exercise-books, please. Make a list of six things you like to eat.
3. Now we start to work in groups. Let’s make the working groups as usual. Now you’ll get the cards with instructions and tasks for every group. Try to do them together with your groupmates. At the end of the lesson every pupil will give marks to his or her groupmates and him- or herself.
The first task is to decide and to write the words on your list in two columns: healthy and unhealthy food. (шаблоны таблицы – каждой группе по шаблону).
Представители групп должны ответить, используя РО “We think…. is healthy, but … is unhealthy “
(Слова для распределения в колонки: porridge, cheese, cola, chips, vegetables, fruit, meat, sugar, sweets, hamburger, eggs, fish).
VI. Физпауза.
VII. Совершенствование навыков чтения вслух.
1. And now each group will get a text of the dialogue; you must read it and check your guesses: what food is healthy and what food is useless.
2. Look at the screen and correct your answers if they were wrong.
3. Compare the table on the screen and your personal list of six favourite things.
Answer my questions:
Is your favourite food healthy?
Were you right?
Were your partners right?
VIII. Творческое задание
And now I have a special task for you. You need to make healthy menus for breakfast, dinner and supper. (работа в группах по составлению меню).
IX. Рефлексия
Now, do you know what food is healthy and unhealthy for you?
Let’s try to value your impressions after our lesson (ученики оценивают себя и своих одногруппников).
X.Подведение итогов урока.
Dear children! You have worked hard today! And now I’d like you to give mark to yourself and your groupmates.
The lesson is over. Thank you! Good-bye!
Самоанализ урока.
Реализация принципов обучения.
На уроке были реализованы следующие принципы:
- принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
- принцип доступности обучения;
На уроке использовались презентации и речевые опоры для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания.
- принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
Был осуществлен переход от простых заданий к сложным.
- принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся. Этот принцип достигался с помощью наводящих вопросов; руководство учением школьников осуществлялось по следующим схемам: учитель – ученик, ученик – ученик.
Развитие учащихся на уроке осуществлялось в полной мере; были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие.
Преобладающий характер познавательной деятельности – творческий.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, т. к. моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения ранее изученного материала по теме «Еда». На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с тетрадью и выполнение творческих заданий способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший.
На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности школьников.
Особую роль на уроке имел здоровьесберегающий аспект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок может сделать зарядку; творческие группы были сформированы уже давно в этом классе с учетом индивидуальных особенностей детей; учащиеся имели возможность оценить себя и своих одногруппников.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».
Организационный момент урока начался с проведения речевой разминки, фонетической разминки, включающей в себя отработку тех звуков и слов, которые являлись необходимыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке
Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...
Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....
Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению.
Урок, как основная форма организации учебного процесса в условиях дифференцированного подхода к обучению....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны ...
Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях школы-интерната»
Обучение английскому языку является особым видом учебной деятельности в системе школьного образования. Процесс овладения новой языковой (знаковой) системой включает в себя ...
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения....
Комментарии
Хорошо разработанный урок -
Хорошо разработанный урок - беру себе на заметку! ;)
да, урок не раз реализован на
да, урок не раз реализован на практике-проходит на ура! Особенно учащимся нравятся отгадывать загадки и , конечно же, тема "food" актуальна для всех!