Воспитательный потенциал предмета "Иностранный язык"
статья по английскому языку на тему
Процесс преподавания иностранного языка имеет воспитательныю ценность в развитии личности ученика. В процессе обучения, знакомясь с культурой страны изучаемого языка, учащиеся имеют возможность узнать других людей, осваивать другие способы мышления. Таким образом, через ознакомление с "другой жизнью",они могут осуществлять проекцию своей жизни. Приобщаясь к культуре страны изучкемого языка учащиеся лучше озознают культуру своей страны, региона и готовы представить ее средствами иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_vospitatelnogo_potentsiala_predmeta.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация воспитательного потенциала предмета «иностранный язык» как необходимое условие формирования личности
Процесс преподавания иностранного языка имеет потенциальные возможности развития личности. Иностранный язык выступает прежде всего как средство коммуникации, а главная цель его изучения – развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Изучая учебный материал, учащиеся имеют возможность узнать других людей, осваивать другие способы мышления и дополнительные средства коммуникации.
Таким образом, через ознакомление с «другой жизнью» они могут осуществлять проекцию своей жизни. Известно, что основой гуманистической воспитательной цели являются наивысшие ценности, которые выработала история человеческой жизни - человек, жизнь, счастье, общество, природа. Отношения к данным ценностям и есть те ключевые показатели в личности школьника, которые формируются в процессе обучения. Отсюда возрастание значимости содержательных аспектов обучения, что предполагает:
- учет реальных интересов и потребностей учащихся конкретного возраста;
- развитие его эмоционально-оценочного отношения к содержанию обучения;
- повышение мотивации к обучению за счет создания естественных мотивов общения.
В процессе обучения, для приобретения учащимися личного опыта общения, важно создавать ситуации практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. Именно поэтому считаю целесообразным включение элементов краеведения на каждом этапе обучения. Так как краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им говорить о тех сведениях и фактах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях родной для них языковой среды. Приобщаясь к культуре стран изучаемого языка, школьники лучше осознают культуру своей страны, региона и готовы представить ее средствами иностранного языка. Но что мы наблюдаем сегодня? Часто молодые люди знают о мировой культуре больше, чем о культуре своей родины. Учащиеся обладают достаточной информацией о странах изучаемого языка, о России. В беседах же о родном крае, городе, селе, природе, интересных местах, окружающих нас людях, выясняется, что информации (особенно на английском языке) недостаточно. Ведь очевидно, что в процессе межкультурной коммуникации востребована будет та личность, которая осознает важность и необходимость знания родного языка и культуры, своей принадлежности к определенному этносу. Работа с подобными материалами краеведческого характера проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них творческой форме. В процессе проектной работы учащиеся вовлечены в деятельность, требующую сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, коллективизма. Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей обучающихся, выявляет их индивидуальность. Наши ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов до научно-исследовательских работ.
Начата работа учащихся над долгосрочным проектом по краеведению в виде составления разговорника, фото-словаря и журнала на местном материале. В данной проектной работе акцент делается на формирование у учащихся умений представить родную культуру средствами английского языка. Используется воспитывающий потенциал иностранного языка для приобщения обучающихся к осознанию культурного наследия своего народа.
Общение ребят с носителями языка и удачно найденная форма работы оказались сильнейшим фактором мотивации в изучении английского языка. Опыт работы показывает, что использование в обучении иностранного языка информации, сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулирует не только их интерес к изучению предмета, но и самостоятельность, активность, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности. Именно через деятельность в процессе обучения происходит формирование ценностных отношений, личность приобретает способность к самопознанию, самооценке, самопроектированию и самореализации. Успешность своего «я» школьника рассматривается в контексте его личностного развития. Средствами предмета «английский язык» мы призваны помочь школьнику в формировании своего «я» в этом мире, своей высокой оценки и своего достоинства как ученика через успех в деятельности. Если человек владеет умениями самопознания, самооценки, саморегулирования и самопроецирования своего «я», он обладает потенциальной способностью создать свое счастье, и в той же мере он способен стать строителем собственного «Я».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной работы для усиления воспитательного потенциала обучения иностранному языку
Материал включает следующие разделы: Роль проектной работы при обучении иностранному языку. Признаки проектно-ориентированного обучения. Типология проектов. Рекомендации по организации проектной деяте...
Эффективное использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке.
Важным источником воспитательных ценностей молодежи могут служить особенности современного английского (американского)...
Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"
Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....
Воспитательный потенциал урока иностранного языка.
Воспитательный потенциал, как специфическая черта урока иностранного языка и его роль в развитии личностного роста учащегося....
Воспитательный потенциал русского языка
Презентация для сопровождения выступления на ШМО учителей гуманитарных предметов...
Воспитательный потенциал уроков русского языка
Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единст...