Проектная деятельность: ресурс формирования УУД
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Описание опыта работы по применению метода проектов для формирования УУД при обучении английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«ФГОС: достижение предметных результатов по английскому языку»

«Проектная деятельность: ресурс формирования УУД»

                                                                 

Слушателя курсов Лазаревой Ирины Борисовны, учителя английского языка

                                                                                                            МБОУ СОШ№69 г.о.Самара

___________________________________

                                                                               (подпись, дата)

Самара 2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  • 1. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

5

  1. 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ УУД

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

16


Введение

Актуальность исследования.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.

. В наше время ученику необходимо обладать умением применять универсальные учебные действия (УУД).

Что же такое УУД.? В широком значении этот термин означает умение учиться, способность человека к саморазвитию. Ребенку необходимо уметь учиться. В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни. Как показывает практика,  ученики, окончившие школу успешно ,часто не достигают в дальнейшем карьерного роста и не могут применить свои знания на практике. Приобретенные в раннем возрасте УУД помогают человеку правильно отреагировать на нестабильность современного мира, выйти с достоинством из любой критической ситуации. Человек получает возможность приобрести навыки принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации, снижается риск асоциального поведения, улучшается адаптация ребенка в обществе, школьник приобретает умение сотрудничать с другими людьми.

Задача учителя организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно. Это дает возможность каждому ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться. Применительно к изучению английского языка в школе, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов помогают расширить образовательный кругозор учащихся, развить стойкий познавательный интерес к разным отраслям познания, формировать широкий взгляд на мир как на единую культурную среду обитания с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала.

 Приступая к исследованию, мы предполагаем, что в качестве одного из средств формирования УУД в изучении английского языка может стать включение учащихся в проектную деятельность самых разных форм и видов.  

Предмет нашего исследования: проектная деятельность как средство формирования УУД .

Цель: теоретически обосновать и практически разработать средства и методы формирования УУД в процессе проектной детельности на уроках английского языка.

Задачи:

  • рассмотреть основные компоненты технологии проектной деятельности;
  •  определить  специфику формирования УУД в ходе проектой деятельности на уроках английского языка.

Способы формирования УУД на уроках английского языка.

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий,обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.

В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

Познавательные универсальные действия включают:

- общеучебные,

- логические,

- постановку и решение проблемы.

При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.


Этапы работы над проектом

Общеучебные УУД

Логические УУД

1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников

1.Cамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем

2.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, ,классификации объектов;

3.Распределение ролей

3.Определение основной и второстепенной информации;

3.Выдвижение гипотез и их обоснование.

4.Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)

4.Структурирование знаний;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств

массовой информации;

4.Подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

5.Промужуточное обсуждение, работа над структурой проекта

5.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5.Доказательство

6.Защита проекта, презентация

6.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6.Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза,оценка, прогнозирование возможных ошибок)

7.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


Проектная деятельность : процесс формирования УУД

Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в:

- включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты);

- разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

  1. Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
  2. Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
  3. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД в взаимосвязи видов РД, развитию психических и физиологических функций ученика.

Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов


Этап обучения

Вид проекта

Тема

Предметные результаты

Личностные результаты

Начальный этап обучения.

2 класс

Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием), арт-технологии.

Любая изучаемая тема устной речи

(Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои. Продукты. В магазине. и т. д.)

Сделай книгу "The ABC"

Сделай смешную закладку-загадку

Книга о друге

Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей

Развитие креативных способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей.

3-4 класс

Творческие проекты(с использованием песен, стихов, драматизации).

Исследовательско-информационные проекты

  1. Внешность.

1. Мои любимые сказочные герои.

2. Эти странные инопланетяне.

3. Как разнообразен мир людей.

4. Меню лесной школы

.Урок - ролевая игра "День рождения".

1.Изготовление открыток и подарков.

2.Пожелания на ИЯ.

3. Концертный номер: подарок на ИЯ(стихи, песни, сценки,игры-конкурсы, кроссворды и т. д.)

4. Диалоги о Дне рождения.

 Конкурсы на ИЯ.

1.Новый год и Рождество в разных странах.

2.Новогодние игрушки.

Соревнование

"Who is the best cook?".

1.Конкурс оформленных рецептов (меню).

2. Изготовление блюд с комментированием

3. Диалоги речевого этикета (угощение, приглашение, выражение мнения, благодарность).

4. Конкурс на лучшее блюдо и лучшего знатока ИЯ.

5.Награждение.

"Школа моей мечты".

1. План школы.

2. Расписание уроков.

3. Описание школы мечты.

4. Правила для учащихся и учителей.

"Визит в волшебную страну"

"Напиши свою сказку"

"В Журнале мод"

Освоение правил речевого и неречевого поведения. Освоение начальных лингвистических представлений. Расширение лингвистического кругозора. Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.

Умение инициировать учебное взаимодействие:

Вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить комромисс.

Навык интервьюирования.Развитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. . Умение уверенно держаться во время выступления.

Артистические умения.

Учебная самостоятельность


Заключение

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.

Внешний результат (предметные метредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями.

Работа в группах способствует усилению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.

Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию, добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.

Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения на ИЯ (коммуникации).

Воспитывается целеустремленность, ответственность, умение отстаивать свое мнение.

Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие).

При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.

Таким образом, метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС и формирования УУД учащихся и  является одним из важных ресурсов формирования УУД.


Библиография

  1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.
  5. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.
  6. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектной деятельности в формировании духовно развитой личности

Духовно-нравственное воспитание начинается в семье, поэтому человеку необходимо знать свои корни, родословную, жизнь своих родителей и старшего поколения. Это не только интересно, но помогает в общени...

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Внедрение проектной деятельности для формирования компетенций

Внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличит объем самостоятельной работы учащихся....

Проектная деятельность в формировании речевой культуры учащихся

В данном выступлении дается обобщение  опыта  работы по теме "Проектная деятельность в развитии творческих способностей и формировании речевой культуры учащихся"...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...