Внедрение проектной деятельности для формирования компетенций
статья по алгебре по теме
Внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличит объем самостоятельной работы учащихся. Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в микрорайоне и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_proektnoy_deyatelnotsi_dlya_formirovaniya_kompetenciy.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы.
Обучение должно быть целенаправленным, т.е. педагогические технологии должны обеспечить стимулирование внутренней активности ученика, развивать его личность, давать возможность усвоения каждым школьником стандарта и большего объема материала в соответствии с его интересами и способностями.
Внедрение новых технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличит объем самостоятельной работы учащихся.
Следовательно, моя задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
Формирование ключевых компетентностей, к коим относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убежденности в том, что он делает важное, нужное дело.
«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся»
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Под компетенцией мы мыслим результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:
- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка:
«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности на уроке.
Главные цели введения метода проектов на уроке математики:
Показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
Реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
Продемонстрировать уровень обученности;
Совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
Подняться на более высокую степень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом важно соблюдать несколько условий:
Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых, подходов и решений тех или иных проблем.
Проблема, предлагаемая ученику, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом его математической подготовки.
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») – 1) технические документы – чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.; 2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.; 3) план, замысел» . Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту – проект предполагает определение цели. Следующая статья в том же словаре: «Проектировать – 1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать план» . Если следовать логике этих определений, проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей…
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Как показывает опыт, метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Математика - это наука, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения. Математика описывает все закономерности в природе, жизни, гармонию чувств и красоту красок и звуков, а информатика позволяет оформить это в интересной и доступной форме. Здесь огромное поле для активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Например, исследовать пропорции человеческого тела, создать проект исследования застройки микрорайона, в котором ты живешь, сделать определенные выводы и с конкретными предложениями по благоустройству микрорайона выйти на руководителей района о благоустройстве прилегающей территории. Данные исследования не только формируют знания школьников по математике, но и работают на профориентацию обучающихся.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в микрорайоне и т.д.).
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования проектной деятельности учащихся для формирования ключевых компетенций обучающихся в образовательной системе, можно отметить следующие моменты.
Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Практичность проектной деятельности выражается, на мой взгляд, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.
Школьный предмет перестает быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни. На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп 3-5 человек, выбирают проблему, над которой будут работать. Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Кроме краткосрочных проектов (постановка, проведение и обсуждение эксперимента, лабораторной работы, анализ, решения нестандартной задачи, погружения в историческую проблему и поиск выхода из нее), дети выбирают и долгосрочные – на несколько недель, полугодие или год.
При использовании в образовательном процессе метода проектов как средства развития ключевых компетенций школьников существуют, по крайней мере два результата. Первый (скрытый) – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получили качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Этот результат фиксируется нами через систему диагностик, включающих оценку:
развития коммуникативных навыков учащихся (проведение психологической диагностики),
уровня сформированности навыков работы с новыми информационными технологиями (тестирование по информационным технологиям по проверке навыков составления презентаций),
практического использования полученных знаний и формирования устойчивых межпредметных связей (проведение лабораторного эксперимента).
Второй результат – это собственно та видимая часть айсберга, которая и является выполненным проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а применение этого массива в деятельности (как и что применено) для достижения поставленной цели.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащихся чаще обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
Возможные темы проектов:
Класс | Тема | Исследования |
5 | Натуральные числа | Когда возникли, первые обозначения, разряды, классы. |
5 | Отрезок. Длина отрезка | Мера длины в разных странах, сравнение с мерой длины в России |
5 | Площади и объемы (вся тема) | Единицы измерения площадей, когда возникла метрическая система мер |
5 | Обыкновенные дроби | Почему возникла необходимость введения |
5 | Десятичные дроби | История возникновения, кто впервые ввел |
5 | Микрокалькулятор | Когда возникли первые вычислительные устройства |
5 | Проценты | Где, когда, зачем ввели, какова необходимость |
7 алгебра | Уравнения с одной переменной | История возникновения, решения каких уравнений дошли до наших дней |
7 алгебра | Функции | Самые оригинальные названия функций и их графики |
7 алгебра | Формулы сокращенного умножения | Когда возникли, какие формулы дошли и применяются в школьном курсе, а какие не применяются |
7 алгебра | Решение систем линейных уравнений | Способы, применяемые в школьном курсе и способы рассматриваемые в инженерии |
7 алгебра | Исторические сведения об ученых математиках | Какие открытия и решения применяются в курсе 7 класса, какие открытия и способы решения будут применяться в старшем звене. |
7 геометрия | Начальные геометрические сведения | История возникновения планиметрии, основные фигуры, аксиоматика, терминология |
7 геометрия | Взаимосвязь признаков равенства произвольного и прямоугольного треугольников | Что такое признаки, кто ввел, как использовались прямоугольные треугольники в древности, связь признаков |
7 геометрия | Сумма углов треугольника | Кто открыл, какие версии существовали в планиметрии |
8 геометрия | Мир животных геометрическими фигурами | Коллекция рисунков |
Использование компьютерных технологий в проектной деятельности
-Слайд – фильмы
(PowerPoint)
-Видеофрагменты
-Звуковое сопровождение
-Анимационные рисунки
-Таблицы
Метод проектов во внеурочной деятельности
-Праздники мастерства
-Ярмарки
-Аукцион проектов
-Творческие мастерские по изготовлению изделий
-Выставки изделий
-Конкурс творческих проектов
Заключение.
Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Оценивая качество образования, можно руководствоваться разными критериями, но ясно, что нужно учитывать не только внутренние школьные результаты, но и внешние, показанные учениками (или выпускниками) в условиях независимой экспертизы.
Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.) нашли отражение в новой программе PISA.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assesment, PISA), инициированная Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economis Cooperation and Development, OECD) , определяет уровень знаний, получаемых учащимися различных стран в средних школах, и степень их подготовленности к активному включению в жизнь общества. Эта программа является примером научно-педагогического исследования, основная задача которого – анализ реальных результатов и, по- возможности, извлечение из них точных выводов, помогающих скорректировать систему образования в соответствии с насущными потребностями. Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.
По итогам этих исследованиях выявлено, что «российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации…
Результаты нашей молодежи в этом исследовании вызывают тревогу, свидетельствуя о том, что российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным международным требованиям» . Россия заняла 28 место (точнее, 27-29 место, так как нужно учитывать возможное высшее и низшее положение страны с вероятностью 95%) из 32 стран-участниц, разделив эту сомнительную честь с Польшей, Грецией, Португалией и Латвией.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. «В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образованию и используется в представленных подходах к оценке его качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы посредством внедрения проектной деятельности
Условия возникновения проблемы исследования,становление опыта:противоречия между требованиями к новому содержанию образования и устаревшими методами преподавания литературы.Технология опыта: осуществл...
Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.
Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....
Доклад на тему: «Внедрение проектной деятельности как путь повышения знаний учащихся по иностранным языкам»
Основная цель проектной методики - формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод уч...
Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и компетенций. Использование метода проекта на уроках марийского языка в 8-9-ых классах.
Проектную методику на уроках марийского языка использую в 8-9-ых классах. В учебниках по марийскому языку каждая тема представляет огромные возможности для проекта, каждый проект соотносится с определ...
Статья Соботковской Н.Н.по теме « Проектная деятельность и формирование метапредметных компетенций».
Данная проектная работа относиться к разделу "Экология" и является групповым исследовательским проектомучащихся 10 класса на базе УМК "Звёздный английский"(Eco-fashion in modern life) С не...
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс...
Внедрение проектной деятельности
Проектная деятельность...