Игры и игровая ситуация как прием активизации устно-речевого общения на коммуникативно-ориентированном уроке английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Гудкова Елена Петровна

Даннаая статья представляет преимущества использования игр на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovaya_situatsiya_kak_priem_aktivizatsii_ustno.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровая ситуация как прием активизации устно-речевого общения на коммуникативно-ориентированном уроке английского языка

It’s more than a game. It’s an institution.

Thomas Hughes

 

Обучать иностранному языку очень сложно. Но возникает вопрос, почему так сложно преподавать иностранный язык? Исследователи утверждают,  что в значительной степени это происходит потому, что мы пытаемся в классе научить тому, что следует делать вне класса. Безусловно, что в классе есть все условия для передачи знаний и развития многих образовательных навыков, но первостепенная задача учителя иностранного языка не только сообщать учащимся сведения о языке, а развивать их способности для использования языка в различных коммуникативных целях. А  основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке  и реализация этой цели связана с формированием к учащихся коммуникативных умений  и потребности говорить на изучаемом языке.                                                                                                                                                   История  обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения менялась много раз, делал ставку на чтение, то на перевод, то на аудирование, то на комбинацию этих процессов.  Обучение сводилось чаще всего к запоминанию и воспроизведению приемов и действий,  типовых способов выполнения заданий, к элементарной зубрежке.  При таком подходе к обучению иностранному языку дети лишаются радости открытия и постепенно утрачивают стремление творить и действовать самостоятельно.  Я всячески стараюсь поддерживать это стремление, выбирая задания,  дающие стимул говорению, интересные, как бы приносящие частичку реального мира в класс. По-моему мнению, учитель, в первую очередь, должен играть роль вдохновителя. Если перефразировать слова Анатоля Франса - : “… to create an environment which stimulates a curiosity in the student so as to satisfy that curiosity later” т.е. «… создать такую ситуацию, которая не только стимулировала бы любопытство учащихся,  но и удовлетворяла его». Одной из его ситуаций, которая и стимулирует и удовлетворяет  любопытство  является использование игр и игровых ситуаций на уроках английского языка. Ведь не зря игру, наряду с трудом и ученьем называют одним из основных видов деятельности человека.

В современной школе  игра тоже находит широкое применение как средство активизации и интенсификации учебного процесса. Учителя английского языка давно используют игровые приёмы как средство поддержания интереса к предмету. Но игра и сама по себе может служить основой для речевой деятельности и является не вспомогательным, а одним из главных упражнений для развития коммуникативной компетенции.

Игру можно определить как форму работы, которая регулируется определёнными правилами, это деятельность с правилами, целью и элементом развлечения. Игра, как  одна из форм обучению языку, полностью реализует его. Игры дают учащимся возможность практиковать язык в условиях приближённых к реальной жизни, а не просто манипулировать определёнными структурами. В этой связи могут быть выделены следующие преимущества игр:

1.игры используют в диагностических целях как после презентаций нового материала, так и для повторения на любой стадии обучения языку. Они более эффективны при закреплении материала, так как игры логически завершают предложенную последовательность: правило – тренировка – практика.

2.игры полезно использовать при отработке всех языковых навыков: чтения, аудирования, произношения, изучения лексики, навыков письма, не говоря уже об активизации навыков говорения. Игры предлагают разнообразие видов деятельности и, в деятельности, являются хорошим средством (boredom killers) от скуки.

3.в процессе игры ученики отходят от механических повторений к свободному выражению своих мыслей и знаний. Игры поддерживают желание учащихся принять участие в общении на английском языке и устраняют ситуации и неловкость более слабых учащихся.

4.игры создают особую атмосферу отдыха и работы одновременно. Когда учащиеся работают без надзора учителя, они преодолевают нервозность и наслаждаются своей причастностью, что способствует лучшему повторению языкового материала и делает языковою ситуацию максимально естественной. Мы, учителя, часто упускаем из виду очень важный момент, что учащихся должны получать не только знания, но и удовольствие от наших уроков.

5.игры являются хорошим средством самоанализа. В процессе игры ученик сам видит свои проблемы, а это гораздо лучше, нежели об этом говорит ему учитель. Наши исправления иногда обескураживают учащихся, они начинают нервничать и часто теряют интерес к предмету. Игры позволяют выявить все слабые стороны владения языком.

6.испльзовния наглядного материала даёт дополнительный эффект – увеличивается интерес, делая акцент на зрительную память, которая способствуют лучшему запоминанию.

7.во время игры можно использовать все виды работы, как коллективную, индивидуальную так и работу в группах и парах. При этом можно выбирать учащихся по уровню знаний (сильный – сильный, сильный – слабый, слабый - слабый), что даёт определённые преимущества.

Игру следует рассматривать как неотъемлемую часть языковой программы, а не развлечение в конце недели или четверти. В большинстве случаев она обеспечивает более сосредоточенную практику, чем традиционные тренировочные упражнения, т.к. игровой приём,  как правило, вызывает интерес у учащихся, и они концентрируют своё внимание на самой игре, а не  на языковом материале,  предлагаемом в её ходе, и что ещё более важно, игра даёт возможность для реального общения, являясь своеобразным «ластиком» между классом и реальном миром, где учащимся и предстоит использовать изучаемый язык.

По типу проведения исследователи выделяют два вида игры: «communicative games» - игры, которые имеют коммуникативную направленность и призваны активизировать устно – речевое общение, и лингвистические игры (linguistic games), ориентированные на совершенствование знания языкового материала.

Как уже отмечалось выше, использование игр обеспечивает возможность использовать язык, нежели просто манипулировать заученными  фразами, так  как  они сосредоточены  больше  на беглость, чем  правильность речи. В этой связи необходимо отметить два приема,  используемых при проведении игровых  уроков английского  языка с целью активизации устно-речевого  общения. Первый прием  основывается на принципе «information  gap» , ориентированный на получение или сообщение информации (заполнение информационного пространства). Некто А обладает  информацией , неизвестной В, который, в свою очередь, пытается заполучить  эту информацию. Второй прием  основывается на принципе «opinion  game» где более важным является выразить  или  отстоять свою точку зрения. Опять некто  А  имеет свое мнение  и желает  доказать В что он прав. Задача  А – отстоять свою позицию. Оба эти приема чрезвычайно просты, но каждый из них  выполняет свою функцию в процессе обучения английскому языку.  Первый прием,  ориентированный на правильность речи, используется преимущественно на тренировочном этапе, обеспечивая более быструю и приятную практику на должном этапе. Второй прием  ориентирован на беглость речи и его рекомендуют использовать на этапе практического использования языка.

Существует огромное количество вариантов игр, основанных и по первому  и по второму принципу, но я хочу остановиться на ролевых играх, которые получили большую популярность в последние годы. Ролевые игры могут эффективно использоваться на уроках с учащимися разного возраста, главное чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся. В отличии от диалога или пьесы, которые  обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы, а школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Несмотря на то, что практически всё время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен не только понять и запомнить реплику партнера, но соотнести ее с ситуацией и правильно отреагировать на эту реплику. В процессе игры каждый ее участник совершает речевые действия, обусловленные ситуацией общения, но за каждым из них остается определенная свобода действий, речевых поступков.

В процессе ролевых игр достигаются не только в форме простого диалогического общения: обмена информацией, мнениями, постановке вопросов, дискуссий но и в форме имитации  в классе целой ситуации, когда класс превращается в отель, офис, магазин, улицу, или парикмахерскую (simulations). Ценность этих игр в том, что в процессе имитационных игр происходит взаимодействие человека и теми службами, с которыми мы регулярно встречаемся в повседневной жизни, что  действительно приближает общение к реальному.Отсюда можно предположить, что сама психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры, т.к. в искусственно созданных ситуациях решаются реальные проблемы.

Кто-то может сказать, что реальное место игры только на начальном и продвинутом этапе обучения, а использование подобных приемов в старших классах - пустая трата времени. В данной ситуации следует опровергнуть подобное высказывание, т.к. желание насладиться игрой не ограничено возрастом. Игры и игровые ситуации следует использовать на всех уровнях обучения английскому языку. При этом важно учитывать возрастные особенности психологии учащихся.

Детей младшего школьного возраста, как известно, отличает общительность и эмоциональность. Все их психологические процессы еще не совершенны и характеризуются непроизвольностью и неустойчивостью. Они воспринимают и запоминают только то, что вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Игра на занятиях английского языка на данном этапе не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения всех задач обучения от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор. На данном этапе обучения можно использовать различные виды игр и игровых ситуаций: и игры на предположение, и сюжетные игры с элементом ролевой игры и игры с различными карточками и рисунками. Необходимо, чтобы учитель использовал как можно больше зрительных опор, игрушек, раздаточного материала для увеличения эффективности обучения.

В подростковом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, наблюдается потребность создания собственного мира, стремление к взрослости, развитие самооценки. Основная психологическая потребность учащихся в этом возрасте - общение. В этом возрасте возникают благоприятные условия для использования таких приемов и форм работы, которые бы удовлетворили потребности школьников в общении со сверстниками и взрослыми. Этому могут способствовать ролевые игры, проблемные игровые ситуации.

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту, значение игровых ситуаций повышается. Старшеклассники, в психологическом плане, относятся к юношескому возрасту, который представляет собой своеобразный «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является тяга к обобщениям, нацеленность на самоутверждение, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. На этом этапе обучения использования ролевых, деловых, имитационных игр, игр с элементами ролевой игры, игр на разрешение проблемной загадки, игровых дискуссий рассматриваются как важное средство подготовки школьников к творческому  и самостоятельному обсуждению проблемы и к активному общению на английском языке. Игры и игровые ситуации на любом этапе обучения - это своеобразные шлюзы, через которые находят свой выход потребности ученика в общении.
Как уже отмечалось выше, игры можно использовать на любом этапе обучения - от презентации до практического использования пройденного материала. Место игр и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока, и, конечно,  от количества учащихся в группе. Если игра используется при первичном закреплении, то ей можно отводить 20-25 минут, а в дальнейшем так же игра может проводиться в течении 3-5 минут и следует своеобразным повторением уже пройденного материала, а так же зарядкой на уроке.  В среднем, играм можно отводить 20-30 минут, однако, данные рекомендации весьма расплывчаты, ибо зависят от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр, необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. И еще одно обязательное условие следует соблюдать учителю- стараться не исправлять ошибки. Их лучше выписать и обсудить с учащимися, либо сразу после игры, либо на одном из последующих уроков. Безусловно, урок английского языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учеником, возникающие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам и обсуждению любых реальных ситуаций.
В заключении следует сказать, что игры способствуют коммуникации гораздо больше, чем другие виды деятельности. Присутствующие при этом  познавательная активность, вера в успех, вдохновение – рождают интерес, что в свою очередь влияет на эффективность обучения.
Игра дает возможность запоминать и укреплять коммуникативные навыки, что обеспечивает более быструю и адекватную реакцию в подобной реальной ситуации жизни. И еще, одна из самых важных причин для использования игр и игровых ситуаций просто потому, что они чрезвычайно приятны как для учителя, так и для учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры коммуникативно-ориентированных заданий по английскому языку

Материал содержит примеры коммуникативно-ориентированных заданий по английскому языку по основным компетенциям: регулятивная, коммуникативная и информационная компетенция...

Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка

В работе описывается  опыт  работы по  использованию информационно-коммуникационных  технологий  на  уроках  английского  языка...

Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса на уроках английского языка в 5 классе

Кластер – один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер является отражением нели...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Активизация познавательной активности при обучении чтению на уроках английского языка

Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельноcти. Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чте...