Активизация познавательной активности при обучении чтению на уроках английского языка
статья по английскому языку (9 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной активности при обучении чтению на уроках английского языка
Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельноcти.
Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чтению.
Одной из целей работы с текстом является формирование у обучаемых навыков и умений полного понимания содержания. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовый этап.
Чтобы снять трудности в понимании содержания текста преподаватель сообщает сведения об авторе или произведении. Для снятия языковых трудностей можно предложить упражнения, в которых формируется языковая догадка, навыки словообразования. Предтекстовые вопросы стимулируют интерес учащихся.
Текстовый этап.
На этом этапе задания должны нацеливать учащихся не только на общее понимание текста, но и на его интерпретацию, в зависимости от задачи.
Таким образом, обучаемые выполняют упражнения, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения смысла текста, лексико-семантической основы объединения смысловых отрезков в единое целое. Необходимо вооружить учащихся различными приемами работы с текстом, так как можно и нужно использовать разные стратегии при выполнении разных заданий по тексту.
Послетекстовый этап.
На этом этапе осуществляется контроль понимания содержания и дается его интерпретация.
В средних и особенно старших классах основная задача учителя – вооружить учащихся приемами работы при чтении про себя, т. к. оно дает возможность учащимся сосредоточиться на смысловой стороне текста.
Использование этих приемов позволяет, с одной стороны, формировать языковую компетенцию учащихся, а с другой – способствует их интеллектуальному развитию.
Проверка понимания текста может осуществляться с помощью тестов. Нужно познакомить учащихся с форматом таких тестов и вооружить эффективными стратегиями их выполнения.
Существуют основные виды таких тестов и способы активизации познавательной деятельности учащихся при их выполнении:
1. Multiple Matching: Headings.
Проверяется способность выделять главное в тексте (заголовки или основная идея) на уровне параграфа. Развивается способность к прогнозированию, продуктивность мышления.
Может быть предложено два типа заданий:
- Сопоставить заголовки с параграфами текста.
- Сопоставить предложения, выражающие главную мысль с параграфами текста.
Заголовки или предложения напечатаны до основного текста для того, чтобы учащиеся получили общее представление о главных идеях, прежде чем начать читать текст. Некоторым удобнее сначала просмотреть текст, а потом прочитать предложения. Нужно предложить учащимся попробовать оба подхода и выбрать наиболее эффективный для них. Не нужно зацикливаться на первом сделанном выборе, т. к. могут возникнуть трудности с дальнейшими частями, лучше вернуться и пересмотреть, правильно ли был сделан выбор.
2. Multiple choice.
Это задание на полное понимание текста. Нужно внимательно прочитать текст и задания к нему, чтобы суметь отличить кажущиеся похожими ответы, причину и следствие. (Развитие концентрации внимания, логического мышления, способности к оценке). Необходимо научить учащихся сопоставлять ответы с текстом, избегать word-spotting, используя парафраз. Главное – значение!
Вопросы даются в том же порядке, что и информация в тексте. Могут быть задания на значение отдельных слов или фраз в тексте, вопросы на определение темы всего текста, на определение отношения или мнения автора.
3. Gapped text.
Эти задания направлены на проверку понимания структуры текста и логики развития событий. Учащиеся должны вставить извлеченные из текста предложения или абзацы. Возможен только один правильный ответ. (Развитие логического мышления, способности к прогнозированию).
Нужно сначала прочитать весь текст с пропусками, чтобы понять, о чем он, структуру текста и как развивается действие. Важно обратить внимание на информацию, как до пропуска, так и после него, а так же на их соответствие логике всего текста. Сначала нужно изучить пример, чтобы понять принцип.
Учащиеся должны знать стилистические средства, которые показывают, как могут быть связаны отдельные части текста: показатели времени, причины и следствия, контраста, повтора; уметь правильно употреблять местоимения, времена английского глагола. Важно избегать word-spotting.
4. Multiple Matching.
Такие задания проверяют способность выделить специальную информацию в ряде текстов В некоторых заданиях можно делать несколько выборов. Важно проанализировать, почему определенная часть текста подходит именно к этому отрывку.
Проверка понимания осуществляется с помощью следующих тестов:
Multiple Choice Cloze
Open Cloze
Error correction
Word formation
Для того чтобы подготовить учащихся к выполнению тестов, можно предложить следующие задания:
- Ответьте на вопросы (без вариантов ответа).
- Разбейте текст на параграфы.
- Подчеркните предложение(часть предложения или ключевое слово, чтобы сформулировать главную идею текста(параграфа).
- Сформулируйте главную идею текста в одном предложении.
- Определите отношение автора (одобряет – не одобряет).
- Считает ли автор, что … Найдите в тексте предложения, которые доказывают это.
- Найдите в тексте определенную информацию, представьте ее в виде таблицы, схемы.
Итак, работа с текстом стимулирует познавательную активность учащихся. Однако необходимо подбирать тексты с учетом возрастных интересов учащихся, уровня сформированости их языковых умений и навыков, ориентируясь при этом не только на зону актуального, но и на зону ближайшего развития.
Литература.
1. FCE. University of Cambridge. UCLES. 2003.
2. Virginia Evans, Jenny Dooley. Practice Test 1. Express Publishing, 2000.
3. Virginia Evans, Jenny Dooley. Practice Test 2. Express Publishing, 2000.
4. Virginia Evans, Jenny Dooley. Enterprise 4. Intermediate. Course Book. Express Publishing, 2006
5. Virginia Evans, Jenny Dooley Enterprise 4. Intermediate. Workbook. Express Publishing, 2006
6. First Certificate: First! Sophie Kingsley. Examination Practice 1. Express publishing, 2005.
7. Дроздова, Т. Ю., Ларионова, И. В. Английский для подготовки к экзаменам. – СПб.: Антология, 2006.
Маслова Ирина Владимировна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МКОУ Венгеровской СОШ №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка
Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...
Домашнее чтение на уроках английского языка как средство развития познавательных, лексико-грамматических навыков учащихся 4-5 классов
Работая по учебнику английского языка HAPPY ENGLISH З.М.Бибалетовой для 4 класса, мы пришли к следующему выводу: 1) дети с трудом понимают содержание текстов в учебнике,2) не имеют навыков работы...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...
Программа развивающего часа по английскому языку "Домашнее чтение на уроках английского языка"
Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает ана...
«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»
Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...
Формирование познавательной активности у учащихся на уроках английского языка на примере викторины по теме "Mass Media"
В статье представлен опыт формирования познавательной активности у учащихся на уроках английского языка на примере викторины по теме "Mass Media"...