Статья "Проблемы использования метапредметного подхода в педагогической деятельности"
статья по английскому языку на тему
В образовании метапредметный подход, регламентируемый новыми образовательными стандартами, является основным подходом к организации образовательной деятельности. В рамках современной школы существует много рисков и неопределенностей в способах его реализации, а также в самом использовании такого рода способа обучения. Поиском решений этих проблем и является данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы исп-я метапредметного подхода | 13.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход в моей педагогической деятельности
Значение метапредметного подхода в образовании трудно переоценить. Школьное образование в России имеет тенденцию к «наученности», эрудированности по определенным предметам, а не к осознанию и осмыслению изучаемых вещей, как этого требует истинная образованность. Предметная обученность важна, но формировать общеучебные навыки для всецелостного развития личности еще более необходимо. Поможет в этом метапредметный подход, так как он предполагает интегрирование полученных знаний для применения их в решении всевозможных проблем и развивает продуктивное мышление (умение учиться). Ученик приобретает универсальные действия на уровне личности, проходящие через все учебные предметы: способность самостоятельно решать проблемы, взаимодействовать с людьми, работать с информацией, умение планировать деятельность, ставить цели и достигать их. Эти компетенции не привязаны к отдельным предметам – в этом и заключается, по моему мнению, метапредметность.
Достоинства применения метапредметного подхода, несомненно, скажутся в постепенном переходе ребенка к саморазвитию, в его личностном росте, сформированности его учебных компетентностей и пересмотре его отношения к процессу обучения. Но стоит принять во внимание некоторые риски и неопределенности в использовании такого рода способа обучения. Мне кажется, что не все современные школьники готовы к подобному виду учебной деятельности. Следует внедрять новые методы постепенно и взвешенно: в России нет опыта такого примера целостного образования, нужен пересмотр учебников, программ многих учебных предметов. У учителей нет общего (единого) видения метапредметов как в отдельности (в качестве отдельных курсов), так и уроков, решающих метапредметные задачи. Есть риск, что развивая базовые способности, мы упустим конкретный учебный материал. Для меня не вполне ясны критерии оценки метапредметных результатов, и должны ли они быть едины, или разработаны каждым учителем в отдельности в зависимости от планируемого результата. Как понять определенно, что некий метапредметный результат достигнут? Это еще одна из многих неопределенностей, которые позволяют предположить, что в применении метапредметного обучения нужен системный подход.
В первую очередь, внедрение метапредметного подхода в мою педагогическую деятельность осуществляется с помощью непрерывной творческой работы. Я провожу тематические параллели, ввожу на уроках надпредметные понятия, проектирую новые виды заданий на формирование системного мышления, навыков рефлексии и решения проблем, объединяю знания, полученные учеником на разных предметах. Мне помогает в этом специфика моего предмета – я преподаю английский язык в старших классах английской школы. Что мне может помочь в работе? Важно определиться с диагностикой метапредметных результатов, и формирующее оценивание будет играть в этом не последнюю роль. В помощь учителю в школах необходимо организовать творческие лаборатории (группы) для согласования вопросов оценивания, поиска общих точек взаимодействия в различных учебных областях (предметах). Постепенное внедрение интегрированных уроков и обмен опытом на уровне других педагогических сообществ поможет учителям освоиться в инновационной учебной среде, а ученикам – осмыслить новые учебные требования. В идеале нужно создать метапредметные модули или целые курсы, которые будут соответствовать требованиям ФГОС. Все это должно опираться на методическую поддержку со стороны государственных образовательных институтов, сопровождаться обменом опытом с другими образовательными учреждениями и изучением лучших мировых практик в этом вопросе (таких как финской или британской образовательных систем). В этом заключается мое видение использования метапредметного подхода в деятельности российских образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, спос...
«Метапредметный подход в исследовательской деятельности по физике»
«Учитель – тот, кто делает себя все менее и менее востребованным и необходимым»Т.КэрразерсВведение На сегодняшний день я считаю что, школа должна в первую оче...
Использование метапредметного подхода при изучении ряда тем курса «Информатика и ИКТ»
В представленном материале даны фрагменты трех метапредметных уроков кутса информатики : "Символы и знаки", "Схемы", "Задача"....
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист
Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...
Статья «Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»
Метапредметный результат обучения является универсальным, применимым в разных областях для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, упра...
Использование метапредметного подхода в преподавании курса «Технология»
Жизнь предъявляет новые требования к профессиональной успешности личности. Сформированность образного восприятия целостной картины мира в сознании учащихся позволит им применять способы деят...
Опыт использования метапредметного подхода при проведении дистанционных учебных занятий по декоративной лепке.
Данная статья описывает опыт использования метапредметного подхода в условиях дистанционного обучения. Статья адресована педагогам дополнительного образования....