«Метапредметный подход в исследовательской деятельности по физике»
учебно-методическое пособие по физике на тему
«Учитель – тот, кто делает себя все менее и менее востребованным и необходимым»
Т.Кэрразерс
Введение
На сегодняшний день я считаю что, школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков детей. Она должна ставить три основополагающие задачи и проблемы перед собой:
- Успешность каждого учащегося в обучении;
- Сохранение и укрепление здоровья ребенка при организации его учебной деятельности;
- Обеспечение не механического усвоения суммы знаний, а прежде всего приобретения каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.
Цели работы:
- Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
- Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
- Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Теоретическая часть
В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения необходимо в учебный процесс по физике включить метапредметность.
Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):
Метапредметные технологии – педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся.
Метапредметное обучение
Предполагает новые формы работы с детьми:
- Антропологические, геологические экспедиции.
- Турниры способностей.
- Организационно – деятельностные игры.
- Проекты.
Основная часть
По ФГОСу я большое внимание уделяется проблеме обучения школьников естественнонаучным методам познания в процессе их исследовательской деятельности на основе межпредметных связей. Одной из форм такой организации исследовательской деятельности я считаю может быть исследовательская работы по физике, это стало составной частью моей системы научно-исследовательской деятельности учащихся. Выполнение таких видов работ ставит перед нами ряд целей как образовательного, так и развивающего характера.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать проблему, цели и задачи исследования;
- использовать разнообразные источники информации, а именно – научную, научно-популярную и учебную литературу, компьютерные обучающие программы, телекоммуникационную систему Интернет;
- систематизировать и обобщать полученную информацию;
- применять законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- различать причину и следствие;
- планировать эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы;
- оценивать правдоподобность и значимость полученных данных;
- оценивать соответствие теоретических выводов имеющимся данным.
Учащиеся должны научиться:
- логично и доступно представлять свою работу в виде письменного теста;
- оформлять работу согласно выдвинутым требованиям;
- грамотно выражать свои суждения в словесной форме, отстаивать свою точку зрения, корректировать свои взгляды в свете убедительных аргументов;
- составлять краткий, но выразительный доклад по результатам своей работы, включая в него иллюстративный материал.
Виды исследовательских работ.
Виды работы | Содержание | Примеры тем |
Реферативная | Аналитический обзор литературы; | Плазма четвертое состояние вещества. |
поиск информации, её систематизация и обобщение. | Мельницы в Хангаласском улусе. | |
Экспериментальная | Решение экспериментальной задачи; | Исследование волн воды. |
Экспериментальная проверка теоретических закономерностей. | Исследование температурных эффектов соли и снега. | |
Разработка экспериментальных установок для наблюдения интересных явлений. | Применение метода прямого тока при приготовлении пищи. | |
Апробация новых экспериментальных установок и разработка методики постановки и проведения опыта с его помощью. | Проверка законов сохранения энергии и импульса при упругом и неупругом ударе. | |
Теоретическая | Решение теоретической задачи, исследование различных вариантов решения. | Исследование колебаний пружинных моделей методом компьютерного моделирования. |
Межпредметная | Реализация межпредметных связей «физика-химия», «физика – астрономия», «физика – математика», «физика-биология». | Смена сезонов года на планетах Солнечной системы. Загадка ледников «Ypгүөр» |
Защиту исследовательских работ я рекомендую проводить в виде небольшого доклада, который обсуждается в присутствии учащихся: на недели физики, неделе проектов, на конференциях, на специальных уроках, посвящённых защите работ.
Исследовательский проект я рекомендую выполнять учащимися 7- 11 классов. Мы совместно с ребятами разрабатываем методологический аппарат исследования – формулируем цели и гипотезы исследования, выбираем методы и определяем этапы работы. Это оформляется в виде программы исследования. Далее начинается индивидуальная исследовательская работа или работ небольшой группы учащихся над одной темой.
Ведущими принципами в организации этой деятельности я считаю принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях.
Наблюдение даёт возможность накапливать первоначальные данные об объекте исследования при минимальном воздействии на него исследователя. В результате регулярных наблюдений накапливается материал, который необходимо систематизировать, применяя метод классификации. Во время работы над проектом при проведении наблюдений обучающим я рекомендую:
1) заносить результаты в таблицу
2) обобщать знания о методе наблюдения и записывать в общую схему организации наблюдений природных явлений;
3) отрабатывать навыки наблюдения за природными объектами самостоятельно и оформлять в виде отчётов (протоколы наблюдений, дневники наблюдений, исследовательские проекты и т. п.)
Для объективной проверки гипотезы рекомендуется применять эксперимент в работе над проектом.
Пример проекта:
Загадка природных ледников «Ypгүөр»
Объект исследования: Природные подвалы - ледники села Кытыл – Дюра, которые расположены на склоне и подножье горы за речкой «Негюрчэй» (Дьаам γрэ5э), где местные жители круглый год хранят продукты питания.
Цель работы: исследование устройства естественных ледников – γргγѳр и выявление механизма возникновения холодных потоков воздуха в пещерах – морозильниках села Кытыл – Дюра с точки зрения физических законов и обосновать, что пик холодного воздуха в осыпях образуется именно в летний период.
Гипотеза: В глубине горы находится большая пещера с ответвлениями, в которой из–за высокой теплопроводимости скального грунта в зимний период происходит аккумуляция холодного воздуха. В летний период по осыпям рыхлых камнеобразований образуются нисходящие потоки воздуха, образуя пик низкой температуры именно в летний период. Эти нисходящие потоки воздуха местные жители называют «Υргγѳр». При столкновении холодного потока с высокой температурой происходит конденсация воздуха, и при их выходе на поверхность склона скальных осыпей образуется оледенение.
Методика проведения исследований:
- Измерить перепады температуры в зимний и летний период
- Измерить температуру на разных уровнях
- Изучить направление и скорость потока воздуха зимой и летом
- Сфотографировать снаружи (вид подвалов)изнутри (полость, дизайн, продукты…)
Выводы: В полостях с несколькими входами на разных высотных уровнях возникает движение воздуха за счет разницы веса столба воздуха у входов. При этом зимой происходит движение воздуха от нижних входов к верхним, а летом — от верхних к нижним.
- Летом при высоких температурах, разница между температурой снаружи и внутри ледников достигает до 40-45 градусов.
- Вводится понятие теплового конденсатора в данной работе. (Вбирает холод зимой, отдает холод летом)
- Искомая пещера не найдена, но ее существование не исключается.
По итогам проектно-исследовательской деятельности мы проводим научную конференцию учащихся, уроки семинары, в рамках которой заслушиваются все отчёты.
В процессе исследовательской деятельности на основе межпредметных связей учащиеся овладевают методами естественнонаучного познания, которые располагаются на трёх ступенях познания:
- эмпирическое исследование конкретного предмета;
- восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному (познание сущности предмета);
- возращение к предмету исследования на основе знания о его сущности, т.е. восхождение от абстрактного к теоретически конкретному понятию предмета.
Выводы:
- Продолжить работу:
- по организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе межпредметных связей;
- по созданию банка электронных образовательных ресурсов, применяемых на уроках физики.
- Применять в учебном процессе современные технологии развивающего обучения.
- Обратить особое внимание на применение исследовательского метода при выполнении лабораторных работ и эксперимента учащимися.
- При конструировании уроков использовать:
- знания учащихся из смежных предметов;
- групповые, коллективные и индивидуальные формы обучения;
- на уроках опору делать на самостоятельную деятельность учащихся;
- проводить интегрированные уроки естественнонаучного цикла;
- проводить разноуровневые дифференцированные работы на уроках и в домашних условиях, включать задания на основе межпредметных связей.
Литература
- Демидова М.И. Что нового в стандартах второго поколения по естественнонаучным дисциплинам/М.Ю. Демидова// Народное образование – 2010.-№5.-с.154-160.
- Демидова М.И. Курс физики основной школы в стандартах второго поколения/М.Ю. Демидова// Физика - ПС.- 2010.- №16.-с.35-38.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.pptx | 683.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метапредметность Метапредметный подход - предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Метапредметный подход в физике Физика Исследовательские проекты учащихся Решение олимпиадных задач по физике, астрономии, политехнической направленности Проектная деятельность на уроке физики Игровая деятельность « Физматбои », «Интернет конкурсы» Виртуальные эксперименты, моделирование Интеграция с предметами : химия астрономия геология география информатика биология и т.д. ЕФКМ
Исследовательская деятельность в физике В ФГОС большое внимание уделяется проблеме обучения школьников естественнонаучным методам познания в процессе их исследовательской деятельности на основе межпредметных связей. Одной из форм организации исследовательской деятельности может быть исследовательские работы. Исследовательская работаы по физике может стать составной частью системы научно-исследовательской деятельности учащихся (например, в 8-9 классе). Выполнение курсовой работы ставит перед учениками ряд целей как образовательного, так и развивающего характера. Учащиеся должны уметь: формулировать проблему, цели и задачи исследования; использовать разнообразные источники информации, а именно – научную, научно-популярную и учебную литературу, компьютерные обучающие программы, телекоммуникационную систему Интернет; систематизировать и обобщать полученную информацию; применять законы, теории в конкретных практических ситуациях; различать причину и следствие; планировать эксперимент для проверки выдвинутой гипотезы; оценивать правдоподобность и значимость полученных данных; оценивать соответствие теоретических выводов имеющимся данным.
Учащиеся должны научиться: логично и доступно представлять свою работу в виде письменного теста; оформлять работу согласно выдвинутым требованиям; грамотно выражать свои суждения в словесной форме, отстаивать свою точку зрения, корректировать свои взгляды в свете убедительных аргументов; составлять краткий, но выразительный доклад по результатам своей работы, включая в него иллюстративный материал. Исследовательская работа Реферативная Межпредметная Теоретическая Экспериментальная
Исследовательский проект рекомендуется выполняться учащимися 7- 11 классов. Учителю рекомендуется совместно с ребятами разрабатывать методологический аппарат исследования – формулировать цели и гипотезы исследования, выбирать методы и определять этапы работы. Это оформляется в виде программы исследования. Далее начинается индивидуальная исследовательская работа или работ небольшой группы учащихся над одной темой. Ведущими принципами в организации этой деятельности выступают принципы единства научности и доступности, добровольности и положительной мотивации, обеспечения познавательной самостоятельности и свободы в творческих проявлениях. Наблюдение даёт возможность накапливать первоначальные данные об объекте исследования при минимальном воздействии на него исследователя. В результате регулярных наблюдений накапливается материал, который необходимо систематизировать, применяя метод классификации. Во время работы над проектом при проведении наблюдений обучающим рекомендуется:
Пример исследовательской работы: Загадка природных ледников « Yp г ү өр» Объект исследования: Природные подвалы - ледники села Кытыл – Дюра , которые расположены на склоне и подножье горы за речкой « Негюрчэй » ( Дьаам γ рэ5э), где местные жители круглый год хранят продукты питания. Цель работы: исследование устройства естественных ледников – γ рг γ ѳр и выявление механизма возникновения холодных потоков воздуха в пещерах – морозильниках села Кытыл – Дюра с точки зрения физических законов и обосновать, что пик холодного воздуха в осыпях образуется именно в летний период. Гипотеза: В глубине горы находится большая пещера с ответвлениями, в которой из–за высокой теплопроводимости скального грунта в зимний период происходит аккумуляция холодного воздуха. В летний период по осыпям рыхлых камнеобразований образуются нисходящие потоки воздуха, образуя пик низкой температуры именно в летний период. Эти нисходящие потоки воздуха местные жители называют « Υ рг γ ѳр». При столкновении холодного потока с высокой температурой происходит конденсация воздуха, и при их выходе на поверхность склона скальных осыпей образуется оледенение. Методика проведения исследований: Измерить перепады температуры в зимний и летний период Измерить температуру на разных уровнях Изучить направление и скорость потока воздуха зимой и летом Сфотографировать снаружи (вид подвалов) Сфотографировать изнутри (полость, дизайн, продукты…)
Результаты исследований Перепад температуры в ледниках в разные периоды года Выводы: В полостях с несколькими входами на разных высотных уровнях возникает движение воздуха за счет разницы веса столба воздуха у входов. При этом зимой происходит движение воздуха от нижних входов к верхним, а летом — от верхних к нижним. Летом при высоких температурах, разница между температурой снаружи и внутри ледников достигает до 40-45 градусов. Вводится понятие теплового конденсатора в данной работе. (Вбирает холод зимой, отдает холод летом) Искомая пещера не найдена, но ее существование не исключается.
Фото ледников Метапредметность данной работы: Физика, геология, мерзлотоведение, климатология, информатика, краеведение, история.
Сфера реализации исследовательской деятельности по физике Решение качественных задач Астрономические наблюдения, Задачи по астрономии Решение экспериментальных задач, виртуальные эксперименты Экспедиции, экскурсии Проектная деятельность, конструирование Проблемный эксперимент, опыты
Выводы Рекомендации для учителей физики: : Продолжить работу: по организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе межпредметных связей; по созданию банка электронных образовательных ресурсов, применяемых на уроках физики. Применять в учебном процессе современные технологии развивающего обучения. Обратить особое внимание на применение исследовательского метода при выполнении лабораторных работ и эксперимента учащимися. При конструировании уроков использовать: знания учащихся из смежных предметов; групповые , коллективные и индивидуальные формы обучения; на уроках опору делать на самостоятельную деятельность учащихся; проводить интегрированные уроки естественнонаучного цикла; проводить разноуровневые дифференцированные работы на уроках и в домашних условиях, включать задания на основе межпредметных связей.
Сведения о повышении квалификации за 5 лет 1.Образовательный семинар «Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике» ИПКРО 2010 г. 2.Проблемный курс «Использование интерактивной доски в учебном процессе» ИПКРО 2010 г. 3.Проблемный курс «Установка и администрирование ПСПО Linux » ИПКРО 2010 г. 4.Проблемный курс « Решение задач ЕГЭ по физике» СВФУ ИПК 2011 г. 5.Проблемный курс «Физические задачи сложного уровня» СВФУ ИПК 2011 г. 6.Курсы переподготовки «Учитель информатики «Прикладная информатика в образовании»» ИПКРО 2011 г. 7.Курс «Школа кадрового резерва» ИПКРО 2011 г. Фундаментальные курсы «Технология педпроектирования в условиях ФГОС» СВФУ ИПК 2012 г. 8.Курс «Шахматы» по программе Сухина И.Г.
Распространение опыта работы: Открытый урок «Геометрическая оптика» 2010 с.Намцы Саввинские чтения Открытый урок на тему «Использование интернет ресурсов на уроках физики г.Якутск 2011 г.» «Физика в экспериментах» элективный курс для 5-6 кл. с.Улахан-Анн «Использование интернет технологий на уроках физики» 2012 г.Якутск Инновационный проект «Информационное пространство школы» Сельская школа 2012 Орто дойду Публикация в Ассамблее физиков РС(Я) «Новый взгляд на физику» на тему «Использование интернет ресурсов на примере WiKi - сайтов» 2012 г.Якутск Публикация « I -Педагогический конгресс» Хангаласского улуса «Виртуальный физический эксперимент» «Школьный технобБУМ » экспериментальный слет 2013 Хангаласский улус.
Виртуальный физический эксперимент в 10-11 кл. г.Покровск «Информационные технологии в образователном процессе ОУ» 2013 с.Бердигестях «Информационные технологии в образователном процессе ОУ» 2013 г.Покровск ИРОиПК Выставка ЦОР педагогов Хангаласского улуса, 1-Педагогический конгресс Использование технологии интерактивного тестирования Smart-Response на уроках физики и информатики 2014 г.Покровск Использование виртуальной лаборатории на уроках физики 2013 с.Бердигестях Решение задач ЕГЭ уровня «С», улусные консультации по информатике и физике 2013, 2014, 2015 г. Проведение летней многопрофильной школы ФМФ «Ленский Край» 2014 с.Чапаево Открытый урок «Электромагнитные явления» физика 9 класс 2014 г.Покровск
Научно-методическая и исследовательская деятельность: Тема самообразования «Обучение физике с использованием проектных технологий », « Метапредметный подход в обучении физики»,«Синергетика». Заведующий кабинетом физики и информатики. Руководитель научных проектов по физике, программированию, математике, краеведению, наук о земле, экспедиций, астрономии. Соискатель на ученую степень кандидат педагогических наук Руководитель школьной лаборатории ГИС ДЗЗ при ФМФ «Ленский край».
Научно-практические конференции ФИО НПК Тема Осипов С 2010-2011 ШвБ , Ксенофонтовские «Ледники Ургуер », улус лаур.;регион лаур ; респ 3 ст. Лотов А,А 2010-2011 ШвБ «Метод прямого тока» улус 1 ст.; респ . 2ст. Иванов А. Гаврильев Е. Петров В. 2011-2012 Улусные, Региональные чтения «Мельницы в Хангаласском улусе», «Якутские богатыри», «Физика национальных видов спорта РС(Я)» Дипломанты. Скрябин И 2011-2012 ШвБ «Исследование волн воды» улус 2 ст.; регион 1 ст. Барчахова А 2013 ШвБ «Структурированная вода» улус лауреат Скрябин И 2013 ШвБ «Многоуровневый паркинг» улус 3 ст. Лебедев А 2013 ШвБ «Моделирование физического эксперимента» улус 3 ст. Скрябин И 2014 ШвБ «Создание приложения на Android » улус лаур . Кириллин Н 2014 ШвБ «Исследование растворов соли и снега» улус 1 ст.
Результаты муниципальных олимпиад улусного уровня ФИО предмет место год класс Емельянов Андрей физика 5 2010 10 Гаврильева Арина физика 5 2011 9 Слепцова Уйгулаана физика 3 2011 9 Еремеев Афоня политех 5 2012 11 Еремеев Афоня физика 2 2012 11 Ефремова Яна информ 6 2012 8 Яндреев Алеша политех 2 2013 9 Яндреев Алеша физика 2 2013 9 Кононов Ньургун физика 2 2013 7 Скрябин Илья физика 3 2013 7 Новиков Артем физика 3 2013 7 Кириллин Коля физика 1 2013 9 Скрябин Дима физика 2 2013 10 Саввин Саша физика 4 2013 10 Петров Айаал физика 6 2013 10 Яковлев Никита политех 4 2014 9 Яковлев Никита астрон 2 2014 9 Скрябин Дима политех 5 2014 9
ФИО предмет место год класс Данилова Дайаана политех 6 2014 9 Скрябин Дима физика 4 2014 9 Скрябин Дима физика 4 2014 11 Скрябин Илья физика 3 2014 8 Скрябин Антон политех 6 2014 11 Скрябин Дима информ 4 2014 11 Скрябин Дима политех 4 2014 11 Петров Айаал политех 2 2014 11 Петров Айаал физика 3 2014 11 Яковлев Никита шахматы 4 2013 9 Кононов Ньургун шахматы 6 2013 8 Данилова Зина шахматы 2 2013 7 Федотов Ньургун шахматы 4 2013 6 Иванов Вова шахматы 5 2013 5
Участники республиканских и вузовских олимпиад Емельянов Андрей 2011 г. призер вузовской олимпиады университет им.Неверского Кондратьева Валерия, Протодьяконова Екатерина 2013г. Победители вузовской олимпиады СпБГУТ им.Бонча-Бруневича . Еремеев Афоня 2013 г.участник ВОШ олимпиады по физике 11 класс. Яндреев Алеша 2013 г.участник ВОШ по физике 9 класс. Кириллин Коля 2013г. участник ВОШ по физике 9 класс. Петров Айаал 2014 г. участник ВОШ в политехнической, призер олимпиады ВУЗов в 2015 г. 11 класс. Яковлев Никита 2014 г. участникВОШ по астрономии 9 класс. Скрябин Дима призер олимпиады ВУЗов по физике, информатике в Чурапче 2015 г.
Результаты педагогической деятельности: 80% - 90 % качества обучения по физике и 85-95% качества по информатике при 100% успеваемости. Участие в интернет – проектах на российском уровне по физике, информатике, астрономии, политехнической направленности. Участие и судейство по робототехнике на РобоФэст Якутск. Улусные турниры по шахматам, физматбои . Ведение спецкурсов Робототехника для 5-8 классов, Шахматы для 5-8 классов, Астрономия 10-11 класс. Далее
Мониторинг качества обучения по физике: Годы Количество учащихся Успеваемость Каче-ство Количе-ство сдающих ЕГЭ,ГИА Средний балл по ЕГЭ 2009 - 2010 35 100% 82% 4 ЕГЭ 52 ГИА 4,5 2011 - 2012 100% 50% 20 ГИА 4,2 2012-2013 101 100% 88% 6 ЕГЭ 56 ГИА 4,3 2013-2014 126 100% 90% 8 ЕГЭ 48 ГИА 3 2014-2015 124 100% 91% 14
Внеурочная деятельность и общественная работа Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах Руководитель элективных курсов Руководитель исследовательских работ учащихся Руководитель школьной лаборатории ГИС ДЗЗ при ФМФ Ленский край. Соискатель на ученую степень кандидат педагогических наук НАГРАДЫ Благодарственное письмо руководителю команды центр одаренных детей г.Ярославль 2010 – 2011 г. Диплом 1 степени в номинации «педагогический дебют» конкурса «учитель новой школы» 2010 г. Диплом лауреата конкурса учитель года 2015 г. Благодарственные письма за подготовку победителей в улусных, в региональных, в республиканских НПК, физматбоях , олимпиадах за 2009-2015 г. Грамоты СВФУ, Администрации улуса, общественных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Навыки исследовательской деятельности для создания творческих проектов обучающегося. Формирование метапредметных компетенций
Актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умен...
Программа исследовательской деятельности по физике "Физическая картина мира"
Данная программа была апробирована в 7 классе, вызвала огромный интерес у учащихся, интересующихся физикой. Как результат - любовь к предмету, хорошие результаты ГИА....
Проект " Организация учебно-исследовательской деятельности по физике"
Переход на новые государственные образовательные стандарты уже произошел, но не все школы и учителя к этому готовы. Поэтому проблема неготовности учителей к организации учебно-исслед...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».
Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...
Организация исследовательской деятельности по физике в рамках опытно экспериментальной деятельности региональной инновационной площадки «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профилизации» в МАОУ СОШ №27 г. Балаково
Выпускник современной школы должен обладать практико - ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательски...
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...