Использование ролевых игр на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Ческидова Ольга Сергеевна

Современная система школьного обучения ориентирована на личность ученика и его индивидуальные возможности. Изучение английского языка вызывает некоторые трудности, такие как сложность восприятия, низкий уровень речевых навыков, отсутствие умения говорения. Их можно преодолеть при учете индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Также известно, что одним из ведущих видов деятельности учащихся является игра, как интересный и эффективный метод в организации учебной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rolevykh_igr_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время главным социальным заказом общества является воспитание, развитие и образование личности. Развитие личности как общественно-социального существа особенно активно осуществляется в среднем и старшем подростковом возрасте. И именно в этот период особенно важным является процесс социализации подростка.

Я считаю, что задачи социализации легко могут быть решены на уроках иностранного языка, который, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. Урок иностранного языка рассматривается мною как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом

Современная система школьного обучения ориентирована на личность ученика и его индивидуальные возможности. Изучение английского языка вызывает некоторые трудности, такие как сложность восприятия, низкий уровень речевых навыков, отсутствие умения говорения. Их можно преодолеть при учете индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Также известно, что одним из ведущих видов деятельности учащихся является игра, как интересный и эффективный метод в организации учебной деятельности учащихся.

На моих уроках учащиеся постигают средствами английского языка окружающую действительность и самих себя. В значительной степени этому способствуют ролевые игры.

Ролевая игра – это своеобразный учебный приём, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями.

  • Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров.
  •  Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.
  • Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему.
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства.

Для того, чтобы ролевая игра была грамотно составлена и позволила достичь поставленных целей, я придерживаюсь основных требований к ролевым играм, сформулированных Р.П. Мильрудом:

  1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание; ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения.
  2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как содержания, так и формы, четко организовывать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
  3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.
  4. Она непременно проводится в доброжелательной творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
  5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый речевой материал.
  6. Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он может добиться хороших результатов.

Рассмотрим этапы ролевой игры:

1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. На данном этапе я должна иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц;

2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются ко мне за помощью или за дополнительными разъяснениями. Я должна настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения;

3. Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли;

4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры мы вместе с учащимися проводим обобщение, то есть учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем стоит поработать.

В заключение я констатирую достигнутые результаты, отмечаю ошибки, формулирую окончательный итог урока. При анализе мною обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:

Этап подготовки:

— разработка сценария;

— составление плана;

— общее описание игры;

— характерные особенности действующих лиц

Этап объяснения:

— ориентация участников;

— определение режима работы;

— формулировка главной цели;

— постановка проблемы;

— выбор ситуации;

— работа с пакетом документов;

— психологическая подготовка участников.

Этап проведения: 

— процесс игры.

Этап анализа и обобщения:

— вывод из игры:

— анализ, рефлексия;

— оценка и самооценка работы;

 — выводы и обобщения;

— рекомендации.

Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Я выбираю наиболее подходящие для своих учеников.

1. Для неуверенных в себе учеников можно использовать “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа:

- представьте, что вы гуляете по очень глубокому снегу;

- покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлые гири; покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки.

2. Можно предложить задания в форме шарад с использованием пантомимы, мимики:

- покажите, что вы чувствуете, когда… вы видите большую собаку, бегущую к вам;

- вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего учебника.

По завершении упражнений можно попросить учащихся подготовить небольшой рассказ, отражающий их чувства и реакцию в подобных ситуациях.

После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Например: твой друг пригласил тебя кататься на коньках, но мама говорит, что ты должен остаться дома. Ты не хочешь обидеть друга. Мама стоит рядом.

Далее можно приступить к ситуациям с альтернативными решениями для двух и более человек, поднимающие различные жизненные проблемы.

По завершении ролевой игры следует моя мотивированная оценка участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры. Кроме языковой правильности я комментирую выразительность ролевого поведения, а также инициативность ребят на всех этапах работы.

Примеры ролевых игр:

1. Сходное или различное. Цель: активизация совместной речевой деятельности, тренировка навыков и умений выражения в иноязычной речи сходства и различий.

Ход игры: участники образуют пары. Им вручаются карточки с картинками. Показывать карточки друг другу нельзя. Работая в парах, играющие задают вопросы друг другу, чтобы выяснить, какие картинки на их карточках являются общими, а какие различными. Обсудив по три картинки, играющие меняются местами и продолжают работу с другими партнёрами. Раздаточный материал можно варьировать, используя вместо картинок синонимичные и антонимичные слова, предложения и т.д.

2. Близнецы Цель: активизация навыков и умений порождения монологических высказываний типа описания доказательства, сравнения и включения их в диалог.

Ход игры: все играющие получают открытки, не показывая их друг другу. Описывая открытки, задавая вопросы друг другу, играющие должны найти пары одинаковых открыток. Возможен обмен открытками по кругу.

3. Какие различия? Цель: комплексная тренировка вопросно-ответного взаимодействия с включением элементов рассуждения.

Ход игры: участники игры делятся на пары. Один играющий получает картинку, второй – такую же картинку, но с некоторыми изменениями. Задавая вопросы друг другу, они должны найти различия между картинками и назвать их. Показывать друг другу картинки запрещается.

4. План города. Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.

Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.

5. Уикэнд. Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения на иностранном языке.

Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикэнда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).

6. Восстановление рассказа. Цель: формирование связного монологического или диалогического текста и активизация соответствующих навыков и умений.

Ход игры: каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

Ролевая игра используется мною для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Она дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Рассмотрим существующие виды и свойства ролевых игр.

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

  1. Контролируемая

Участники получают необходимые реплики.

  1. Умеренно контролируемая

Учащиеся получают общее описание сюжета и их ролей.

  1. Свободная

Учащиеся получают обстоятельства общения.

  1. Эпизодическая

Разыгрывается отдельный эпизод.

  1. Длительная

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например из жизни класса).

Для среднего школьного возраста подходит сюжетная ролевая игра бытового содержания, потому, как эти игры отражают разные стороны жизни школьника (учебу, досуг, труд), воспроизводят фрагменты его реального жизненного опыта.

Контролируемая ролевая игра является более простым видом и может быть построена на основе диалога или текста. В первом случае учащиеся знакомятся с базовым диалогом и отрабатывают его. Затем, совместно со мною они обсуждают содержание диалога, прорабатывают нормы речевого этикета и необходимую лексику.

После этого я предлагаю учащимся составить свой вариант диалога, опираясь на базовый и используя написанные на доске опоры (опоры можно заранее заготовить на карточках и раздать учащимся). Новый диалог может быть похож на базовый, но в нем необходимо использовать другое наполнение, другую форму вопросов и ответов, диалог этот может быть короче или длиннее базового. Кроме того, по мере необходимости, я даю инструкции по ходу ролевой игры.

Пример контролируемой ролевой игры, проводимой мною в 6а,б классах. Тема: «После прочтения книги».

Используя данную ролевую игру на уроке, я добиваюсь того, что учащиеся в непринуждённой  обстановке систематизируют знание грамматических структур в Present Simple Tense, а также с удовольствием могут обсудить любимую книгу c одноклассником. Работа осуществляется в парах. Можно разбить класс на пары, используя жеребьёвку, для того, чтобы избежать создание «дружеских коалиций».

P1.—You have read a book by …., haven’t you?

P2.—Yes, I have.

P1.—What is the book  like?

P2.—It is a nice book.

P1.—What is its name ?

P2.—It is “…”.

P1.—What is the book about ?

P2.—The book  is about …

P1.—Who is the main hero?

P2.—It/he/she is ….

P1.—What is his/her name?

P2.—Her/his name is ….

Вторым видом контролируемой игры является ролевая игра на основе текста. В этом случае после знакомства с текстом я могу предложить одному из учеников сыграть роль какого-либо персонажа из текста, а другим ученикам – взять у него интервью. Причем ученики-репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в тексте, но и любые другие их интересующие, а ученик, исполняющий роль персонажа, может проявить свою фантазию при ответе на эти вопросы. Как и в первом случае, я могу давать инструкции, помогая учащимся по ходу ролевой игры.

Более сложной является умеренно-контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Пример умеренно-контролируемой ролевой игры в 7а классе. Тема: «Путешествие по Англии».

Я, как учитель, ставлю перед собой следующие задачи:

  • Образовательная: расширение знаний учащихся об Англии;
  • Развивающая: применение изученного лексико-грамматического материала в новых ситуациях общения.
  • Воспитательная: формирование знаний о географии и политической структуре Англии и положительного отношения к культуре страны изучаемого языка, её традициям.

Семья Браунов встречает друзей своей дочери и рассказывает им об Англию Мэри представляет друзьям своих родителей.

Mary. This is Helen Brown. She is my mother. She is a teacher of English.

Helen. Glad to meet you!

Mary. And this is my father John Brown. He is an economist.

John Brown. Nice meeting you! You want to know everything about England, don't you?

Miss Bell. Yes, of course. Would you like to tell us about English industry?

John Brown: With pleasure. England is rich in coal and gas, machine-building; motor car and ship building are highly developed.

Затем идет беседа об Англии. John Brown и Helen Brown рассказывают о городах Англии, о ее столице, о политической системе Англии, о растениях страны. После этого Helen Brown более подробно рассказывает об Англии, демонстрируя рисунки и слайды.

Например:

Helen Brown: Look at this picture, please. It's a wonderful building of the Houses of Parliament. You know, there are two houses in the Parliament: the House of Commons and the House of Lords./и т.д./

После рассказа и показа слайдов ученики задают "родителям Мэри" различные вопросы:

Peter: What kind of state is the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland? Whom does the power belong in the U.K.?

Jane: What are the main agricultural products of the U.K.?

Mike: Are many of the lakes and rivers of England polluted today?

После беседы друзья Мэри благодарят ее родителей за интересный рассказ об Англии.

Peter: Thank you very much for your story. This wonderful story will help us to get only good marks.

The Browns: Don't mention it. Good-bye.

Наиболее сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор для инициативы и творчества.

Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решить, какую лексику им использовать, как будет развиваться действие. Я только называю тему ролевой игры, а затем прошу учащихся составить различные ситуации, затрагивающие различные аспекты данной темы. Я предпочитаю разделить класс на группы и предложить каждой группе выбрать тот аспект предлагаемой темы, который им наиболее близок. При этом если потребуется, помогаю учащимся в распределении ролей и в обсуждении того, что необходимо сказать по выбранной ситуации, или оказать какую-то другую помощь.

Включение ролевой игры возможно на любом этапе обучения, однако, обычно я оставляю ролевую игру на заключительные уроки или обобщающие уроки. Поскольку она требует от учащихся свободного владения материалом, а также создание оригинального продукта, схемы, проекта, коммуникативного общения.

Учитель чаще всего проводит игру на завершающем этапе при закреплении речевых навыков. Однако подготовка к ней  осуществляется  заблаговременно с самого начала изучения той или иной темы. В ходе работы по подготовке к ролевой игре проигрываются микро ситуации, небольшие сценки, разыгрываются диалог.

Пример проведения ролевой игры по теме 8а,б классах. Тема: «Россия».

Я, проводя данную ролевую игру, ставлю перед собой следующие задачи:

  • Образовательная: систематизация знаний учащихся по теме «Россия»;
  • Развивающая: применение изученного лексико-грамматического материала в новых ситуациях общения.
  • Воспитательная: формирование знаний о географии и политической структуре России и положительного отношения к культуре родной страны.

Очень часто подготовка начинается с вводной беседы.

What is the name of the country you live in?

Do you know how big is it?

What is the population of Russia?

Name the biggest rivers in of European and Asian parts of the country?

Speak of the countries it borders with? Etc

Следующий этап- введение новой лексики по теме, лексика закрепляется в ситуация и диалогах приближенных к теме: покупка билета из одного города в другой на вокзале, обсуждение лучшего места отдыха, беседа о выборах.

At the railway station

Clerk: Can I help you?

Customer: Yes, please. I need one ticket to Perm.

-Single or return?

-Single, please.

-You know that you must change a train in Ekaterinburg.

-Really? How much must I stay there between the trains?

-For two hours. The train to Perm will start at 20.40.

-Is there another train?

-I’m afraid not. There will be one to St. Petersburg, but it is fast. You’ll arrive at night.

-       No, it isn’t convenient. Give me the tickets on the first one.

-       OK 300 rubles, please.

-       Here there are.

Holiday plans

Mother: So, to day we’ll have a family council and discuss our holiday plans

Father: It’s nothing to discuss. Let’s go to the country house. There is nothing better then fishing on  fresh air. The scenery near our city is very beautiful.

Ann: Oh, no. I prefer travelling. Why not to have a trip somewhere, to see the capital of our country Moscow and our North capital St. Petersburg. The sightseeing are really wonderful!

Peter: Oh, What a crazy idea! Only sun,  and beach at the seaside. What I want is just swimming in the sea and thinking of nothing.

Mother: We haven’t got enough money for it. I suggest to visit our friends in Volgograd. The city is very beautiful and interesting. It stands on the Volga. So you may go fishing and bathing as much as you can.

Father: Great!

После этого учащиеся обращаются к тексту

Russian Federation

The official name of our homeland is Russian Federation. There are 21 Republics and 68 regions in it. The first Russian President was Boris Eltsin, and at the moment the president of our country is V.V.Putin.

   The Russian Constitution is the highest law of our country.

Russia is situated in Europe and Asia. It occupies about one- seventh part of dry land. It’s total area is over 17 million square km. It is the largest country in the world. It is washed by seas and oceans.

     There are many mountains in it; the Altai and the Caucases among them. The biggest river are in Siberia and Far East. The are: the Lena, the Ob, the Enisey. In European part the longest river is the Volga.

     The lake Baikal is the deepest lake in the world and it has the cleanest water, it is protected by the government.

     Russia is rich in  natural resources: gas, coal, oil, metal ores.

The largest cities are: St. Petersburg, Samara, Ekaterinburg, Volgograd , etc.

     The colours of Russian flag are: red, blue and white.

The symbol of our country is a two headed eagle.

Отработка монологического высказывания идет по листам опорных сигналов.

Только после того, как учащиеся смогут воспроизвести тему в монологе, я приступаю к проведению ролевой игры.

 Очень большое значение я придаю разработке ситуации, на основе которой строится ролевая игра. Например, «Заседание Пиквикского клуба», где мистер Пиквик собирается посетить Россию и по крупинкам собирает информацию о ней.  Члены клуба (а некоторые учащиеся получают имена Трейси Тапмена, Огюста Снодграсса, Натаниела Уинкла), высказывают свои мысли об этой стране, показывают карты и фотографии, и наконец, печают маршрут путешествия председателя клуба. Сообщение каждого члена, в зависимости от его характеристики и склонностей отличаются друг от друга. С этой целью составляются ролевые карточки:

М-р Тамплин очень импульсивен.

Постарайся отговорить м-ра Пиквика от путешествия используя выражения:

I am afraid that....................

Be careful

It is a wild country

New president

so cold, so big

a lot of nationalists

М-р Снодеграсс очень осторожен, мягок.

Постарайся понять желание м-ра Пиквика путешествовать по России.

Используй выражения:

I suppose....................

Many traditions and customs

So interesting

Tasty food

A lot of trade opportunities.

Участники игры строят свои сообщения на основе ролевых карточек. Затем идет диалог- обмен мнениями. Самый сильный ученик исполняет роль м-ра Пиквика. Он колеблется, задает вопросы о России другим участникам клуба.

В качестве информации о России используются газетные статьи о городах России, радио-сообщения, стихи, песни. Задача учащихся в данной ролевой игре убедить мистера Пиквика в необходимости совершения путешествия.

В конце урока обсуждаются города, места и регионы, куда следует поехать герою. При этом учащиеся используют выражения:

I’ll begin with...........

First I go to..............

then by plane I’ll travel to........

There I’ll see.......................

After that I’ll take a train........

I’d like to finish my trip.......

В завершении могу сказать, что используя ролевые игры на уроках, постепенно я отмечаю личностные изменения учащихся (они стали более коммуникабельными, легче идут на откровенный разговор, более самостоятельны в принятии решений).

Ролевая игра является очень перспективной формой обучения, так как она:

- способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке;

- усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся;

- даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Пурпе

Доклад на МО:

Межкультурное обучение: проблема целей и содержания образования.

Подготовила: учитель английского языка

                   Ческидова Ольга Сергеевна 

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ролевых игр на уроках английского языка как средство формирования учебно-познавательной деятельности

Материалы к аттестации (Аттестационный проект на I квалификационную категорию)...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Использование технологии ролевых игр на уроке английского языка.

Из опыта применения ролевой игры на уроке в 11 классе....

Польза использования ролевой игры на уроках английского языка

теория и опят применения ролевых игр на уроках...

Польза использования ролевой игры на уроках английского языка.

Методика преподавания изучает ролевые игры уже давно. Сейчас идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории, которая получила название “теория ролей”, разраб...

Использование ролевых игр на уроках английского языка для развития функциональной грамотности учащихся

Рассматривая функциональную грамотность с точки зрения английского языка, следует отметить, что, если раньше главными задачами обучения иностранному языку выступали вооружение учащихся большим л...