ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья по английскому языку на тему
В настоящее время в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки появляются новые методы обучения иностранным языкам, которые можно объединить общим названием – интенсивные, характеризующиеся направленностью на ускоренное обучение языку. Как следствие сформировалось новое направление исследований в лингводидактике – методика интенсивного обучения иностранным языкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_andreevoy_tatyany.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время вопросам развития творческих способностей учащихся, их познавательных потребностей и интересов уделяется много внимания. Обучение как руководство предполагает сообщение учителем определённых знаний и управление процессом их овладения всеми учащимися класса. Поэтому учитель не только преподносит информацию по своему предмету, но и планирует, организовывает и контролирует учебную деятельность ученика, развивает навыки учебного труда, мышления, способности, умения применять знания на практике.
Особое место в решении этих задач принадлежит методам обучения, которыми каждый учитель должен уметь грамотно пользоваться. Без методов обучения невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью.
Современная школа в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, то есть оптимальную интенсификацию труда.
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса, и прежде всего учителя.
В настоящее время в связи с возросшей потребностью в изучении иностранных языков в сжатые сроки появляются новые методы обучения иностранным языкам, которые можно объединить общим названием – интенсивные, характеризующиеся направленностью на ускоренное обучение языку. Как следствие сформировалось новое направление исследований в лингводидактике – методика интенсивного обучения иностранным языкам.
Остановимся подробнее на понятии интенсивных методов обучения иностранному языку. В методике интенсивные методы рассматриваются как специфическая система обучения, которая по ряду параметров отличается от традиционных методов. По целям интенсивные методы направлены на достижение максимального объема усвоения материала в минимальный срок. Содержание обучения включает овладение комплексом знаний, умений и навыков, достаточных для осуществления деятельности в определенной сфере общения [5].
Характерными чертами данных методов являются следующие особенности:
- направленность на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки;
- ежедневная концентрация учебных часов;
- создание обстановки погружения в иноязычную атмосферу;
- активизация резервных возможностей личности;
- повышенное внимание к различным формам педагогического общения;
- постоянное поддержание учебной мотивации [2].
Как отмечает А. А. Леонов, введение элементов интенсивного обучения всюду, где это только возможно, является важнейшей задачей интенсификации и оптимизации учебного процесса в целом. Основываясь на том критерии, что интенсивные методы направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов, к интенсивным методам относят:
- метод активизации резервных возможностей личности (Г. А. Китайгородская);
- эмоционально-смысловой метод (И. Ю. Шехтер);
- суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В. В. Петрусинский);
- метод погружения (А. С. Плесневич);
- курс речевого поведения (А. А. Акишина);
- ритмопедию (Г. М. Бурденюк и др.);
- гипнопедию и др. [1].
Возможности и целесообразность использования интенсивных методов при изучении иностранных языков в школе обсуждается с момента их появления и до настоящего времени. Интенсивная методика нашла свое применение на всех этапах обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе: на начальном, среднем, старшем этапах.
На практике интенсивное обучение давно уже сложилось и воспринимается большинством педагогов как специфическая система обучения, отличающаяся по ряду параметров от методов обучения иностранным языкам, используемых в настоящее время. В ее рамках разработаны новые принципы отбора и организации речевого и языкового материала, из которых ведущими являются деятельностный, личностно-ролевой, ситуативно-тематический принципы. Создана новая динамическая модель обучения и управления коммуникативно-учебной деятельностью обучаемых.
Среди большого разнообразия моделей обучения иностранным языкам в современной средней общеобразовательной школе следует выделить наиболее типичную и зарекомендовавшую себя положительно – суггестопедию.
Свое название метод получил от латинского слова «suggestion» – внушение. В основе этого метода лежит социально-психологическая модель. Как способ воздействия на человека внушение отличается рядом существенных признаков. Г. К. Лозанов выделяет такие признаки, как директность, автоматизация, быстрота, точность и экономичность. В этом случае исключается логическое обсуждение, перекодирование. Сознание лишь отмечает конечные результаты или некоторые опорные моменты. Существенной чертой является и быстрая, часто внезапная автоматизация. Она охватывает не только двигательные компоненты, но и психическую деятельность, включая запоминание большого по своему объему материала. Для суггестивных процессов характерна высокая экономичность. Этим автор объясняет факт сверхзапоминания при отсутствии утомления и даже наличии эффекта отдыха [3].
Средства суггестопедического метода можно разделить на две группы – прямые и косвенные. Средства прямого внушения представляют собой способы такого воздействия, когда один человек сообщает другому в императивной форме определенные идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. Сущность косвенного внушения состоит в том, что оно достигается намеками (шутки, совет, аналогии), одобрением, похвалой, осуждением. При косвенном внушении в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. Если педагог иронизирует, серьезность тона, иногда по принципу контрастности, вызывает именно ту реакцию, на которую учитель рассчитывает [4].
Суггестопедический метод нашел свое конкретное воплощение в учебных пособиях и своеобразной организации учебно-воспитательного процесса в школе. Российские методисты и психологи (Л. Ш. Гегечкори, А. Н. Леонтьев и др.) отмечают эффективность применения суггестопедического метода, заключающуюся, по их мнению, в следующем:
1) усвоение учениками очень большого количества речевых единиц;
2) выработка способности учащихся активно использовать языковой материал в общении на иностранном языке, в понимании иноязычной речи, в умении гибко варьировать такое общение, переносить усвоенные речевые единицы в другие ситуации;
3) создание чрезвычайно мощной мотивации изучения иностранного языка;
4) снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности), препятствующих общению средствами иностранного языка.
Применяя идеи Г. К. Лозанова как общепедагогическую и психотерапевтическую основу обучения, можно интенсифицировать, оптимизировать обучение любому предмету любого контингента обучаемых в средней общеобразовательной школе. Суггестопедическая система обучения зарекомендовала себя как эффективная, поскольку она направлена на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Также следует отметить, что суггестопедия, в отличие от других систем обучения, подразумевает отвлечение сознания и перенос умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности, в чем и заключается один из "движущих" механизмов эффективности обучения.
К использованию интенсивных методов обучения сегодня обращается всё большее количество учителей иностранного языка. Учителя пытаются использовать формы и приемы, заимствованные из интенсивной методики.
Мы проанализировали опыт применения интенсивных методов обучения иностранным языкам современными учителями. В качестве примера обратимся к профессиональной деятельности Е. А. Татаринцевой, учителя английского языка МОУ «СОШ №1» г. Белгород. Е. А. Татаринцева ставит целью своей педагогической деятельности оптимизацию обучения английскому языку посредством использования интенсивных методов работы. Основу ее работы составляет метод интенсивного обучения иностранным языкам Г. А. Китайгородской, а также теоретические разработки и практические методики ведущих отечественных и зарубежных педагогов.
Чтобы включить школьников в иноязычное общение, Е. А. Татаринцева использует речевую разминку. Учащиеся по цепочке составляют предложения с использованием лексики, необходимой на данном уроке, класс хором проговаривает эти предложения в различных режимах: с понижением, повышением тона, простукивая предложения.
Другим способом повышения мотивации обучения английскому языку учитель считает технологию современного проектного обучения. Е. А. Татаринцева объясняет это тем, что создавая проекты, ребенок учится планированию, самостоятельности в отборе материала, работе с Интернет-ресурсами, структурированию, умению творчески и компетентно представить свою работу на уроках-презентациях, уроках защиты проектов, уроках-конференциях, дебатах.
Также Е. А. Татаринцева делится опытом проведения интегрированных уроков. Она считает, что интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт. Основной акцент приходится на формирование образного мышления и развитие творческой активности учеников.
Мы считаем, что применение современными учителями интенсивных методов обучения иностранному языку доказывает эффективность данной группы методов. Однако следует отметить, что слишком частое использование интегрированной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам. Поэтому не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки, соблюдения регламента урока, тщательного продумывания форм и методов работы на таких уроках.
Анализ теории и практики интенсивного обучения показывает, что настало время подумать о включении в массовый процесс обучения в средней школе тех отдельных достижений, которые проверены длительным экспериментом. Каждый метод интенсивного обучения мог бы найти свое органическое место в системе обучения в средних общеобразовательных школах, способствуя, главным образом, активизации процесса обучения, личности обучаемого, его потенциальных творческих возможностей.
ЛИТЕРАТУРА:
- Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе / Л. Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 1995. – № 4. – С. 6-12.
- Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. – Киев : Высшая школа, 2003. – 344 с.
- Лозанов, Г. К. Суггестопедия при обучении иностранным языкам / Г. К. Лозанов / Методы интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1973. – С. 9-17.
- Лозанов Г. К. Суггестология / Г. К. Лозанов. – София, 1971.
- Щукин, А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. – М., 2010. – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"
Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...
Применение технологии модульного обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
В материале даётся описание технологии модульного обучения, модульное планирование уроков английского языка, маршрутная карта ученика, описание результатов работы по данной технологии....
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе.
теоретические и практические аспекты формирование коммуникативной компетенции...
Игровой метод в обучении английскому языку в коррекционной школе
Специфика обучения иностранному языку в школе для учащихся коррекционной школы (VII вид) предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для у...