Cпецифика обучения ИЯ в начальной школе
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Проблемы преподавания английского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_obucheniya_iya_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика обучения английскому языку в начальной школе
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в системе образования. Российское начальное образование приобретает развивающий характер.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Выделяют следующие цели обучения английскому языку в начальной школе:
• формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
• развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
• обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
• приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
• формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников.
Как видно из вышеперечисленных целей, обучение должно носить развивающий характер и реализовывать основные принципы развивающего, компетентностного подходов.
Обучение детей аудированию и чтению – процесс достаточно трудоемкий. Аудирование, требуя напряженной мыслительной деятельности, обычно вызывает быстрое утомление и отключение внимания учащихся, что в свою очередь требует от учителя четкого понимания момента утомляемости, быстрой смены упражнений, привлечения наглядности.
Необходимо учитывать основные механизмы аудирования: речевой слух, память, артикулирование.Важна так же система работы с аудиотекстами.
Что же касается чтения, то обучение чтению на английском языке (особенно во 2 классе, в начале пути) тесно связано с обучением чтению на русском языке. Трудности возникают при работе над формированием самого навыка чтения (не у всех ребят в равной степени развит фонематический слух, плохо сформирован навык интонирования, выделения главного, определения места паузы). Не у всех учащихся к началу обучения чтению на английском языке сформирован навык чтения с целью извлечения из прочитанного информации для дальнейшего его использования, т.е. приходится уделять огромное внимание формированию основных общеучебных умений, формированию коммуникативно-информационной компетенции. Практика показывает, что на начальном этапе обучения чтение вслух явно предпочтительнее. Чтение вслух обеспечивает не только последовательное формирование данного навыка, но и достаточную степень само- и взаимоконтроля.
Аудирование остается наиболее трудным и наименее любимым у учащихся аспектом обучения английскому языку. Понимание зачастую оказывается сложнее, чем говорение. Работа над аудированием вызывает у ребенка огромные психические и душевные затраты. Для учащихся восприятие английской речи на слух, даже если она содержит большинство слов, которые им знакомы из текстов по чтению, устного вводного курса, практического курса устной речи, представляется для них своего рода барьером, поскольку, как правило, любое аудирование требует выполнения каких либо заданий, а это повышает ответственность и ведет к перенапряжению.
Существуют следующие объективные трудности при аудировании:
1.трудности, обусловленные условиями аудирования,
2.трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи
3. трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.
Овладение чтением также вызывает ряд трудностей, т.к. для всех наших учащихся родным языком является русский язык. Есть существенные различия между алфавитами русского и английского языков, отсутствие тех или иных звуков и буквосочетаний в родном языке. Трудности возникают при произношении читаемых слов, соблюдении норм ударения, мелодики и т.д.
Безусловно, является важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Обучение письму тесно взаимодействует с обучением чтению. Путь к письменной речи довольно длителен и непрост. Успех формирования письменной речи зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма. Обучение письму тесно взаимодействует с обучением чтению, так как эти процессы основаны на единой графической системе. Поэтому очень важны такие приемы как списывание, словарные диктанты для развития орфографической памяти и орфографических навыков.
Формирование межкультурной компетенции младших школьников является необходимым. Межкультурная компетенция является той точкой отсчета, когда мы можем говорить о сформированности языковой личности ученика готового принимать участие в диалоге культур. Формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность учащегося начальной школы. Ученик в процессе формирования межкультурной компетенции учиться различать свое и чужое, уважать чужое и гордиться своим, преодолевать чувство страха при встрече с чужим, учиться общаться с носителями языка. Межкультурная компетенция является инструментом воспитания личности, осознающей взаимосвязь и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества.
Самая главная методическая проблема состоит в том, что любой иностранный язык как учебный предмет характеризуется многоуровневостью. Очень трудно научить детей в равной степени овладению лексическими, грамматическими и фонетическими навыками.
Список литературы:
- Материалы лекций курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»;
- Книга для учителя к учебнику «Английский с удовольствием» для 2, 3, 4 классов, изд. Титул, 2013;
- М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева «Программа курса английского языка «Английский с удовольствием» для 2-11 классов общеобразовательных учреждений», издательство «Титул», 2013;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение информатике в начальной школе
Рассматривается проблема раннего обучения информатике в школе....
Обучение аудированию в начальной школе.
урок с использованием интерактивной доски в 4 классе "Мы любим театр" дает возможность прослушивания и просмотра сказки "Бременские музыканты в доступной для младших школьников форме....
Обучение письму в начальной школе
Начальный этап в средней школе - период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершен...
Обучение чтению в начальной школе
Многие считают, что работать учителем английского языка в начальной школе легко, просто и интересно. Но никто не задумывается над тем, что на плечи учителя младших классов ложится огромная ответ...
Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом
Пути успешного решения проблем преемственности в 5 классе, диагностическая контрольная работа....
Обучение аудированию в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Обучение аудированию с учётом требований ФГОС на примере УМК С.Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой «Английский язык» 2 класс (изд-во Москва Академкнига 2012г.)...
Доклад "Приемственность в обучении математике между начальной школой и 5-6 классами основной школы"
В докладе рассматриваются проблемы приемственности между начальной и средней школы в предверии ФГОС...