Интернет-проекты в развитии коммуникативной компетенции учащихся
опыты и эксперименты по английскому языку на тему
Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняются подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно - ориентированный подход. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, креативным, интересным и познавательным. Для этого создаю условия практического овладения языком. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-files-docs-internet_-_proektbi_sgibneva.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интернет-проекты в развитии коммуникативной компетенции учащихся
Сгибнева Светлана Владимировна, учитель английского языка
МБОУ "Экономический лицей" Центрального района г. Новосибирска
«Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn» Benjamin Franklin
«Скажи мне, и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу»
Б.Франклин
Обучение иностранному языку в школе преследует основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Направление коммуникативного подхода к обучению английскому языку в методике преподавания возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США, Канаде в 1970-1980-х годах. Поскольку с каждым днём Россия все больше участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, английский язык становится действительно необходимым во всех сферах деятельности человека. Все это, несомненно, повышает статус английского языка как учебного предмета и заставляет продолжать традицию коммуникативно-ориентированного подхода к обучению английскому языку, т.е. готовить учащихся к использованию языка в реальной жизни.
В законе “Об образовании” написано, что учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед школой: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.
Для усиления коммуникативной направленности содержания образования в российской школе и создания серьезных предпосылок для грядущей информатизации российской школы обучение иностранным языкам, наряду с информатикой и социально-экономическими предметами, рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования.
Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию следует выделить следующие: технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пассова, игровые технологии (С.А. Шмаков, М.Ф. Стронин, Т.В. Пукина), проблемное обучение (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.В. Сафонова), информационно-коммуникационные технологии (Е.П. Велихов, Б.С. Гершунский, Е.С. Полат) и др. В последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов (Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, Е.С. Полат), который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач. Нет необходимости говорить о том, что информационные технологии все больше проникают в нашу повседневную жизнь. Интернет, как и любое средство, любой инструмент может быть использован творчески, созидательно, с пользой для человека, его личностного развития. Или, наоборот, в лучшем случае станет поводом для бесцельного времяпровождения, пассивного восприятия легкоперевариваемого, но пустого по содержанию информационного потока, состоящего из отрывочных сведений и узнаваемых образов, - так называемого информационного серфинга.
Поэтому демонстрация возможностей творческого, активного, созидательного потенциала Интернет - технологий является сегодня важной задачей воспитания молодого поколения, которое будет жить в среде, требующей осваивать нарастающий вал информации и создающей постоянную ситуацию выбора, в том числе нравственного. Одним из способов, позволяющих расширить творческую образовательную среду в Интернете, является вовлечение детей в образовательные Интернет – проекты. В случае успешной реализации они сделают Интернет средством нравственного, эстетического воспитания и развития школьников. Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) являются качественно новой формой организации образовательной деятельности учащихся. Учебный телекоммуникациооный проект- это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности. Это и проекты , которые занимают довольно большой временной отрезок времени. Тонизирующее влияние на работу школы оказали проекты, требующие максимальной концентрации сил в непродолжительное время.
Несомненно, что участниками проектов не могут стать сразу все школьники, более того первоначально их участие останавливается на этапе регистрации. Порой это вызывает уныние и страх за судьбу проекта у его организаторов. Но приобщение к новой, необычной атмосфере интерактивного общения, свойственной интернет-среде не может пройти бесследно. Дети и взрослые, разместив свои материалы в сети, с нетерпением ждут отзыва своих партнёров, растёт их стремление расширить познания в области информационных технологий. Порой ребёнок, который с большой неохотой (если не сказать резче) берётся за сочинение «Письмо другу», увидев отклик на своё небольшое сообщение в блоге , начинает «мучить» педагога вопросами, как лучше выразить свою мысль при ответном послании. Поэтому предпринимаю попытки выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью технологий ресурсов Интернет. Актуальность данной проблемы вижу в том, что именно использование ИКТ приводит к созданию реальных жизненных ситуаций (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.
Современное образование ставит определенные цели и задачи, при решении которых меняются подходы к организации трудовой деятельности: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности. Происходит переориентация на личностно - ориентированный подход. В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, креативным, интересным и познавательным. Для этого создаю условия практического овладения языком. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Развивая иноязычную компетенцию, я изменяю подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Активизируя познавательную деятельность учащегося, применяю современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использую новые информационно - коммуникативные технологии, Интернет – ресурсы. Новые взгляды на результат обучения способствуют появлению новых технологий с использованием Интернет-ресурсов, которые противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам.
Техническая база нашего лицея помогает мне разрабатывать новые формы учебных занятий с применением информационных технологий. Огромные возможности представляет всемирная компьютерная сеть для изучения иностранного языка. Общаясь в истинной языковой среде с помощью Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Реальным общением служат форумы, чаты, видеоконференции и электронная почта, где учащиеся общаются с носителями языка. Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как виртуальная экскурсия, что очень важно при изучении страноведческого аспекта урока. Ребята обращаются к материалам таких сайтов как http:/its-online.com, http:/www.lonelyplanet.com для того, чтобы подобрать дополнительные сведения. Они узнают больше о жизни, ценностях и культуре людей. Это особенно ценно для России, где существуют мало возможностей для живой коммуникации с носителями языка.
Использование информационных технологий в сочетании с методом проекта позволяет ученикам практически применять свои знания, умения и навыки. Ребята самостоятельно собирают материалы по той или иной теме на различных веб - сайтах в Интернете. Дети учатся проводить исследования, систематически и четко излагать мысли. Они отсылают и получают большое количество текстовой информации, анализируют поступающую к ним и представляют новые идеи. Они планируют и осуществляют мониторинг, дают оценку своей деятельности. По завершению поиска учащиеся представляют творческие работы в электронной, печатной или устной форме. Такая форма работы является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой в центре внимания стоит ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Задания на основе ресурсов Интернет и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формируют навыки взаимопомощи и умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах, а также развитию толерантности – терпимости к разнообразию, к чужой точке зрения. Учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения.
Прежде чем приступить к разработкам заданий на основе Интернет ресурсов, анализирую недостатки заданий, которые хочу улучшить при помощи Интернета. Затем нахожу область или сайт, который будет использован, например чат, рассылка или веб-сайт. Разрабатываю определенные критерии для оценки и выбора сайта. Полезными критериями являются содержательная понятность, доступность и ценность для достижения целей, такие как дизайн, скорость и гибкость, согласованность и удобность для пользователя. После выбора области или сайта перехожу к этапу проектирования задания. Помню о том, что упражнения должны тренировать различные стили учения, давать реальную возможность для коммуникации и способствовать взаимодействию и сотрудничеству, как местному, так и международному. С помощью материалов Интернета решаю целый ряд дидактических задач по формированию навыков и умений чтения, совершенствованию умения письменной речи; пополнению словарного запаса учащихся; формированию у школьников устойчивой мотивации к изучению английского языка (о чем свидетельствуют результаты анализа мотивации школьников к изучению иностранного языка).
Для развития навыков и умений чтения, устной речи, письма и аудирования организация Интернет проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет. Не забываю о парной или групповой работе, создаю группы по интересам, где каждый выбирает задания - это способствует развитию навыков коммуникации, обучению в сотрудничестве и предотвращает эффект, когда компьютер становится препятствием для общения в классе. Именно поэтому работа в группах представляется мне более продуктивной. В этом – то и состоит, на мой взгляд, сущность идеи изменений.
На основе информационно- коммуникативных технологий создана система работы с сайтами в обучении аудированию помогает (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html). Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Работа с газетами является прекрасным образцом для чтения. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая используется для установления дружеской переписки. Соответственно, все виды речевой деятельности охватываются Интернет-ресурсами. Описанная форма учебных занятий направлена на достижение реальных результатов. Анализ деятельности показывает, что задания на основе Интернет - ресурсов и проектная деятельность способствуют обучению в сотрудничестве, формированию навыков взаимопомощи, умения осуществлять совместную деятельность, умения работать в группах и чувствовать личную ответственность. Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина… не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно». Хочется отметить тот факт, что информационные технологии не признаны заменить учителя, а скорее наоборот: помочь ему, освободив от рутинной работы и долгих объяснений. Применяя компьютерные технологии в своей школе, я всегда помню одну замечательную мысль, высказанную однажды Крейгом Барретом «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!».
Владение коммуникативной методикой преподавания, приемами активизации устной речи учащихся, разработка заданий на основе Интернет - ресурсов, направленное на повышение коммуникативности,посещение авторских семинаров по проектной методики, использование зарубежных учебников (издательства Oxford, Longman) - все это позволяет говорить об условиях, способствующих реализации изменений. Все эти изменения ведут к эффективности обучения, так как коммуникативность прослеживается во всех видах речевой деятельности, ребята проявляют большую изобретательность, появился рост мотивации к изучению предмета, увеличилось количество творческих работ учащихся. Ребята активно принимают участие в Интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах, международной проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.
Методические рекомендации по развитию связной речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....
Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»
Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....
Методические аспекты развития коммуникативных компетенций учащихся (из опыта работы по учебному комплексу С.И.Львовой).
Из опыта оработы по учебному комплексу Львовых....
Обобщение опыта работы по теме:"Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе сотрудничества"
Мы живем в то время, когда качественное владение иностранными языками необходим...
Проблемный подход в обучении русскому языку как средство развития коммуникативной компетенции учащихся.
Современный ученик, к сожалению, не может не только грамотно оформить свои мысли, но и зачастую затрудняется и в самом процессе мышления. В процессе модернизации общего образования вполне ...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.
ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...