Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный выпускник школы должен быть готов к полноценной деятельности в современном информационном обществе, а это значит, он должен обладать не только определённым объёмом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную и трудовую деятельность, а также обладать современными ценностями, ориентациями и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми технологиями, быть готовым к межличностному, межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Сейчас абсолютное большинство старших школьников не видят свою будущую деятельность без иностранного языка. Английский язык имеет статус языка международного общения, поэтому и учащиеся, и их родители, и государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком. Владение иностранным языком - это то средство, с помощью которого человек получает возможность не только обогатить свой общекультурный уровень, но и возможность оценивать чужую мысль и выражать своё отношение. Вот почему из числа способов овладения иностранным языком предпочтение отдаётся тем методикам, которые способствуют развитию умения говорить на иностранном языке. В своей работе я придерживаюсь сознательно-коммуникативных методов, которые предусматривают тщательный отбор коммуникативных ситуаций и их осознание со стороны учащихся. Эффект обучения выражается не в количестве выученных слов, грамматических правил, но в развитии личности, что достигается только тогда, когда ученик в процессе речевой деятельности реализует какой-то свой жизненный опыт, приобретает для себя что-то новое, переходит на другой более высокий уровень понимания и оценки событий. Так реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, использование таких технологий способствует устранению психологических барьеров.
II В последние годы отмечаются существенные изменения в личностном развитии детей: им свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость. Динамично развивающемуся обществу требуются яркие творческие личности, сохраняющие способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.
Из вышесказанного становится ясно, почему возникла необходимость использования в практике обучения и воспитания школьников личностно ориентированный подхода, который использую и я в своей работе.
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно ориентированных уроков, особого внимания заслуживает методика станционного обучения.
Она особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, а также уроков контроля усвоения новой темы.
Станция - это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием задания, которое выполняет ученик. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает, сколько времени отводится на выполнение заданий всех станций в целом.
Предусматривается станция, на которой учащиеся проявляют свои речевые навыки (составление диалогов, рассказов и др.)
Каждый ученик (или группа учеников) получает маршрутную карту, т.е. лист с номерами и названиями станций, полями для ответов. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В конце урока ученикам выдаются ключи к заданиям, которые они выполняли. Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку. Таким образом, ребёнок проводит самооценку своего труда.
Эта методика практически универсальна в использовании, т.е. она может применяться в преподавании любого предмета. Более того, она может успешно применяться во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя.
III Сказка приходит на помощь.
В работе со школьниками младшего и среднего возраста помогает сказка. Осень… Я иду на урок. 5-ый класс. Они ещё только выучили буквы. Как объяснить им, что одна и та же гласная буква может читаться в английском языке по-разному. Но самое непонятное для них – сложный алгоритм определения типа слога (закрытый или, всё-таки, открытый). Как сделать так, чтобы это уложилось у них в головках, да ещё было интересно и увлекательно?
На помощь приходит сказка. В ней происходят чудеса, а каждое действие и правило обретают смысл.
Гласные буквы в королевстве английского языка поссорились. Решила старшая (ударная) гласная буква построить себе отдельный домик. Отделилась она высоким забором (делим слово на слоги), а вот кирпичиков (согласных букв) ей не хватило. Недостроенный домик – открытый слог. А вот если домик получился – закрытый слог.
Сначала сказки сочиняю я, а затем и сами ребята.
IV «Синквейн»
На заключительном этапе урока обратную связь можно организовать при помощи такого приёма как синквейн. Это стихотворение, при помощи которого учащиеся выражают своё мнение и отношение по теме конкретного урока. Данное стихотворение пишется по строкам:
- существительное, название темы (первая строка)
- два прилагательных (вторая строка)
- три глагола (третья строка)
- четыре наречия или предложение, выражающее отношение к теме (четвёртая строка)
- синоним к первому слову (пятая строка).
Например:
- The Press
- Informative, useful
- Read, think, discuss
- It’s very interesting!
- Mass Media
Учащиеся с большим удовольствием выполняют это задание, участвуя в практической работе до последней минуты урока.
V Большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как именно обучение через деятельность ведёт к овладению искусством коммуникации. Учащиеся рисуют, поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы. Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, учатся искусству презентации и самопрезентации.
VI Современные мультимедийные средства предоставляют уникальные возможности для обучения иностранным языкам. Мультимедийная презентация даёт возможность эмоционально и образно подать материал, передавая звук, изображение, текст. С особым интересом учащиеся выполняют не только мультимедийные, но и интерактивные проекты. Демонстрируемые слайды, сопровождающиеся краткой фактической информацией, служат хорошим стимулом к порождению собственных высказываний учащихся, если сопровождаются заданиями интерактивного характера, а не просто предъявляются как картинки.
Примером такого задания может служить построение высказываний типа: «Знаю – Хочу знать – Узнал» (Know – Want – Learnt )
VII При планировании уроков я стремлюсь создать возможности для индивидуального развития каждого ученика. Если у ребёнка не сформированы такие качества, как коммуникабельность, толерантность, умение работать в команде, готовность пойти на компромисс, то игровой метод позволяет формировать эти качества, необходимые для успешной социализации ребят в обществе. Понимая эту проблему, я пытаюсь соединять чтение, письмо и говорение в единое целое с выходом на игру, в том числе и ролевую.
Игра является средством создания ситуации общения. Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям детей и создаёт условия для их естественного общения.
Ролевая игра «Выходной день»
Ученики делятся на 2 или 3 группы. Каждая команда получает карточку с заданием, участники выбирают себе роли и формируют свои аргументы, составляя реплики, почему он хочет заняться в выходные именно этим. Смысл игры в том, чтобы убедить остальных, что именно его идея самая лучшая.
Конечно, в обучении и воспитании школьников идеальных методик не существует. Я думаю, что использование только одной, пусть даже самой хорошей методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приёмов и методов может дать необходимый результат, а именно глубокие и прочные знания, повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития и самореализации ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gushchina_m_v.ppt | 1003 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.
Обобщение опыта по теме. Из опыта работы учителя....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.
Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Данная статья посвящена формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин. В работе представлены примеры заданий с картинами, которые...
Статья "Использование технологии развития критического мышления для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка в начальной школе."
В статье представлен опыт работы по применению ТРКМ в начальной школе....