Презентация по теме"Эвристический диалог".
презентация к уроку по английскому языку на тему
Презентация может быть предложена на методическом совещании по применению современных педтехнологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evrisich_dialog.ppt | 758 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Визитная карточка метода Вопросы дидактической эвристики исследуются в научной школе А. В. Хуторского . Дидактическая эвристика является педагогической теорией, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельности. В качестве теории и технологии креативного обучения дидактическая эвристика применяется как в очном, так и в дистанционном обучении с 1997 года .
Ключевые понятия и концепции эвристическое обучение , эвристический метод , образовательное целеполагание , метапредметное содержание образования , индивидуальная образовательная траектория , эвристическая ситуация, образовательный продукт, рефлексия, креативная компетенция
Концептуальные положения дидактической эвристики В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т. п.), а не готовые знания о нем. Затем с помощью учителя полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т. п.) сопоставляется с известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает , достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результаты деятельности ученика могут выступать не только личностным, но и общекультурным приращением , тогда ученик оказывается включённым в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.
Принципы дидактической эвристики Принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей . Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования : смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. Принцип метапредметных основ содержания образования. Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты , обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т. п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т. п.).
Принципы дидактической эвристики Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области. Принцип ситуативности обучения. Образовательный процесс строится на организуемых ситуациях , предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решений . Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении. Принцип образовательной рефлексии. Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности : анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.
Приоритетная значимость вопроса Рассмотрение многогранности и глубины диалога в истории культуры позволил сделать вывод о глубокой взаимосвязи вопроса и ответа, более того, выделить приоритетную значимость вопроса в диалогическом взаимодействии. Поскольку вопрос является инструментом познания, возникает необходимость научить ученика ставить вопросы в своем учебном познании . Роль диалогического взаимодействия всех участников процесса обучения трудно переоценить.
Роль эмоций в постановке вопроса Творчество учащегося неразрывно связано с эмоциональной окраской их деятельности в учебном процессе. В этой связи необходимо выделить особую роль эмоций в постановке вопроса: колыбелью вопроса. Платон считает удивленье, Аристотель называет удивление началом познания. Эта точка зрения находит также отражение в работах многих крупных психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). В них обоснованно доказывается, что постановке вопросов должна предшествовать эмоция удивления , особенно это относится к начальной школе. Возраст, с которого начинает формироваться логическое мышление ребенка - это 7 - 8 лет, поэтому особенно важно обучать ребенка правильной постановке вопросов как средству поиска и "добывания" информации с 7 - 8 лет. Это соответствует возрасту первоклассника. Необходимость повысить творческую составляющую ученической деятельности требует изменения диалогических методов обучения. При традиционном подходе к образованию вопрос учащегося не рассматривался как продукт его познавательной деятельности. Следует отметить, что как только в учебном процессе организуется вопрошающая деятельность ученика, диалог становится эвристическим. Метод обучения, в котором инициатива в задавании вопросов принадлежит ученику, является методом эвристического диалога.
Единство методов преподавания и методов учения Метод эвристического диалога представляет собой единство методов преподавания и методов у чения и является способом взаимосвязанной деятельности учителя и учеников. Преподавание направлено на активизацию процесса учебно-познавательной деятельности , стимулирует ее. С одной стороны, метод эвристического диалога, представляет собой систему целенаправленных действий учителя , организующих вопрошающую познавательную деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования. С другой стороны, метод эвристического диалога - это метод учения самого ученика, метод развития его умений самостоятельно добывать знания.
" Учебный диалог " и " эвристический диалог " Метод эвристического диалога неразрывно связано с понятием " учебный диалог ". Учебный диалог обычно осуществляется в той последовательности, какими их видит учитель. Ученик вынужден отвечать на вопросы учителя и при этом не может раскрыть перед ним свой круг интересов в изучаемой конкретной теме. Базой учебного диалога является познавательный вопрос . Благодаря вопросам учителя формируется альтернативное мышление обучаемых, их познавательные интересы, выдвигаются и формируются различные дидактические и познавательные цели, происходит осмысление учебной информации, выработка убеждений обучаемых, совершенствование организационных форм обучения. Метод эвристического диалога позволяет моделировать эвристическое обучение таким образом, что процесс добывания знаний осуществляется учеником, что является основой действий как учителя, так и ученика (в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина). Процесс обучения будет более эффективным в том случае, если учитель поможет раскрыть и расширить сферу интересов обучаемого. Для выполнения данного условия необходимо, чтобы обучаемый сам задавал вопросы своему педагогу, и таким образом, учебный диалог осуществлялся бы в обратном направлении. Вопрос ученика при применении метода эвристического диалога - продукт образовательной деятельности учащегося .
Комплексность метода Комплексность метода проявляется в том, что с его помощью: а) организуется учебно-познавательная деятельность ученика по самостоятельному приобретению знаний; б) эта деятельность стимулируется ; в) вопрошающая деятельность ученика в диалоге контролируется и оценивается . Все это говорит о многогранности метода эвристического диалога. Основные условия эффективного применения метода эвристического диалога связаны с условиями содержания, условиями организации, с условиями оценки.
Критерии оценки знаний и умений учащихся В методе эвристического диалога вопрос рассматривается как критерий оценки знаний и умений учащихся . Основными показателями являются три: 1) интенсивные вопросы ученика "вглубь" изучаемого материала, 2) экстенсивные вопросы "вширь", 3) количественная разность между вопросами ученика и встречными вопросами учителя. Вопросы "вглубь" определяются требованиями общеобразовательного стандарта, то есть тем минимумом знаний и умений, который необходим для усвоения программной темы. Вопросы "вширь" - это дополнительные вопросы.
Алгоритм вопрошающей деятельности учащегося
Оптимальное количество вопросов При подготовке урока учитель проектирует оптимальное количество вопросов учеников, которые позволят разрешить то или иное противоречие по изучаемой теме, задаваемой в начале урока учителем. Правильно заданные учениками вопросы обязательно записываются либо на доске, либо на экране компьютера, и оцениваются. Таким образом, вопрос выступает в методе эвристического диалога в качестве количественного и качественного критерия оценки умений учащегося задавать вопросы. При изучении нового материала методом эвристического диалога реализуется приоритет умений учащегося перед знаниями. Происходит наряду с познанием нового целенаправленное обучение учащихся умению самостоятельно ставить вопросы в процессе познания. Традиционная система изучения нового материала значительно изменяется, повышается интенсивность учебного труда ученика.
Приоритетное значение обратной связи Приоритетное значение обратной связи в учебном процессе при применении метода "эвристического" диалога позволяет рассмотреть вопрос учащегося как инструмент его познавательной деятельности, и от того, как будет владеть учащийся данным инструментом, зависит эффективность приобретения нового знания. Таким образом, в методе эвристического диалога реализуется принцип обратной связи : умения учащегося задавать вопросы учителю неразрывно связаны с эффективностью усвоения им знаний.
Алгоритм вопрошающей деятельности учащегося Алгоритмизация вопрошающей деятельности учащегося при изучении нового материала состоит в: а) рассмотрении объекта как единого целого; б) расчленении целого; исследовании состава объекта, исследовании связей между составляющими объект частями; в) синтезе составляющих в единое целое.
Последовательность основных этапов применения метода эвристического диалога Первый этап. В начале урока учитель подготавливает учеников к вопрошающей деятельности. Он объясняет, как и в какой последовательности лучше задавать вопросы, предлагает ученикам самим найти ответ на тот или иной вопрос, используя базисную триаду вопросов. При этом учитель предупреждает аудиторию, что если вопрос ученика будет задан с нарушением нижеприведенной последовательности вопросов, то учитель ответит вопросом на такой вопрос ученика ("встречным" вопросом). Второй этап . Перед учениками ставится главная проблема и приводятся ключевые слова, значение которых ученик должен узнать с помощью своих вопросов.
Последовательность основных этапов применения метода эвристического диалога Третий этап - вопросно-ответные ситуации при изучении предложенной темы. Учебно-познавательная активность учащихся определяется постановкой трех групп вопросов. Первая группа вопросов учащихся связана с выяснением смысла основных понятий и терминов, выраженных ключевыми словами и условно определяется вопрошающим словом - "Что?". Вторая группа вопросов связана с нахождением корреляции между ключевыми словами (вопрошающее слово "Как?", например: "Как связана скорость маятника с его энергией?". Третья группа вопросов предусматривает постановку учениками любых вопросов учителю с целью дальнейшего изучения темы "Почему?", или "Если:, то?".
Последовательность основных этапов применения метода эвристического диалога Четвертый этап . Подведения итогов и выставление оценок. Пятый этап - выдача домашнего задания, в котором требуется составить последовательность вопросов, с целью доказательства или опровержения предложенного учителем утверждения по изучаемой теме.
Спасибо за полезный диалог, Он мне действительно помог. Друг друга лучше мы узнали, Возможности эвристики познали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Диалог"
Данная презентация служит наглядным материалом к уроку русского языка в 5 классе по теме "Диалог"...
Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»
"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...
Эвристический диалог – как метод развития прогностических способностей школьников на уроке музыки.
методика...
Презентация по теме "Диалог культур".
В представленной презентации разбираются теоретические аспекты применения технологии "Диалога культур" в общеобразовательной школе и особенности построения на этой основе урока иностранного языка....
Презентация на тему:" Диалог" 5 класс
Данная презентация знакомит с понятием диалога и пунктуационным оформлением его на письме...
Мастер-класс «Метод эвристического диалога в личностно-ориентированном обучении на примере внеурочного занятия»
Представлен элемент внеурочного занятия в рамках мастер класса...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ) МЕТОД КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В настоящее время преподавателю недостаточно использовать только традиционные методы обучения, следует расширять свои компетенции и вводить попул...