Эссе "Проектная деятельность в средней школе"
статья по английскому языку на тему
Эссе содержит краткий теоретический материал по теме:"Проектная деятельность в средней школе", а также практические рекомендации по выполнению различного типа проектов в рамках учебного процесса в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе "Проектная деятельность в средней школе"
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимают работу учащихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта.
Метод проектов разработал ученик Д. Дьюи и американский педагог В. Килпатрик. Метод проектов получил широкое распространение и популярность в США, Германии, Италии, Великобритании и России.
Хотелось бы, чтобы в результате работы над проектом вы получили удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Кроме того, подобная работа поможет вам укрепить дружеские и товарищеские отношения. Вы, надеемся, будете в работе поддерживать друг друга, подсказывать пути решения возникающих проблем, сумеете распределить обязанности, взаимодействовать друг с другом.
Очень хотелось бы, чтобы в процессе работы вы научились
· планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
· использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
· анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
· аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
· распределять обязанности внутри группы;
· представлять созданный проект перед аудиторией;
· оценивать себя и других;
· лучше овладеть умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами
II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
На вводном занятии учитель поставит проблему. На следующих занятиях указывает литературу, инструктирует учащихся и намечает сроки выполнения задания. В дальнейшем ученик сам осуществляет самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки и выполнения лабораторных работ, практических заданий и т.п. По завершении всех предполагаемых этапов (на что может уйти несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверит выполнение заданий и обобщит полученные знания.
III. ВРЕМЕННЫЕ МАСШТАБЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
Проекты бывают:
а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);
б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.
IV. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
а) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.
б) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.
Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.
в) игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.
г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Пример: различные сообщения, доклады.
д) практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.
Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.
V. ОРГАНИЗАЦЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
1. Проект-менеджер (администратор проекта): руководство разработкой проекта и деятельностью группы, связь с научным руководителем;
2. Разработчик идей: генерирование, концепция, оригинальные предложения, ноу-хау и т.п.;
3. Дизайн-менеджер: составление и оформление дизайн-проекта;
4. Технолог: оформление описательной части проекта;
5. Специалисты по решению конкретных задач: и исполнению заданий (подбор материалов по определенным разделам, компьютерный набор).
VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ.
1. Выбор темы проекта и формулирование проблемы.
Обдумывание области знаний, из которой ученик может реализовать свой проект (гуманитарный, лингвистический, естественно-научный, интегративный). На этом этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации будущих занятий: намечается разделение задач внутри группы, предварительное закрепление за каждым из них той или иной роли и амплуа, составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.
2. Исследование проблемы
Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме, ее анализ.
Поход в библиотеку. Просмотр журналов и газет. Фиксация всех интересных идей, приходящих в голову. Делаются эскизы, рисунки, пометки. Оцениваются собственные возможности, знания и умения для реализации идеи. Реально оценивается время для решения поставленной проблемы. Представляется внешний вид проекта.
Начинается самостоятельная работа с художественной литературой и периодической печатью, сбор информации по проекту и переосмысление ее, «пропуск через себя»
3. Генерирование идей
На этом этапе школьники используют различные методы поиска идей решения проблемы. Руководитель проекта обязательно проконсультирует и поддержит тебя в ходе поиска. Запомни: любая проблема может иметь много различных вариантов решения. (интернет–страница, медиа-шоу и т.д.) Выбери оптимальный вариант.
4. Отбор идей
На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно решить проблему
5. Разработка технического решения.
6. Планирование
На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта. Обязательно покажи макет проекта руководителю, который внесет коррективы. Спланировав свою деятельность, ты можешь приступать к воплощению проекта.
Итак, сейчас ты должен составить четкий план проекта. Запиши порядок своей работы.
7. Реализация проекта.
В ходе реализации проекта ученик должен обговаривать содержание с консультантами и руководителем проекта.
8. Предзащита.
Хорошо, чтобы это событие было записано на пленку с помощью видеокамеры. Так учитель и учащиеся получат возможность проанализировать свои выступления. Увидеть себя со стороны и учесть свои все недостатки.
9. Первичное подведение результатов, доработка проекта.
10. Защита проекта.
VII. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Для этого нужно стать экспертом, владеющим техникой работы с текстом.
Сначала эксперт пробегает текст глазами (предварительное знакомство с содержанием), затем повторно читает текст и делает записи наиболее важных фактов. Затем сверяет эти факты с той целью, которая перед ним стоит, и в том случае, когда возникает непонимание, обращается к справочной литературе (например, словарю). Такой процесс чтения можно представить следующим образом.
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
· Просмотрите текст перед тем, как прочесть его подробно, чтобы определить, о чем он.
· Сконцентрируйте внимание на наиболее значимых местах текста.
· Ведите краткую запись наиболее значимых фактов.
· Следите за полным пониманием читаемого. Если что-то оказывается не вполне понятым, перечитайте абзац еще раз или обратитесь к справочной литературе.
· Проверьте и обобщите то, что вы прочитали применительно к цели вашего чтения.
· Проверьте правильность понимания отдельных слов и мыслей по справочной литературе.
· Быстро возвращайтесь к работе (чтению), если вас прервали.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРОЕКТАМ.
1. Работа должна быть рассчитана на взыскательное читательское восприятие (т.е. написана хорошим, ясным языком). Проект должен быть выполнен и защищен на изучаемом иностранном языке (для лингвоисторических проектов)
2. Должны быть соблюдены единые требования к оформлению работ:
- Работа представляется в напечатанном виде, с приложениями дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы.
- Справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски) должны быть выполнены в соответствии с принятым стандартом (ФИО автора, название источника, издательство, год).
Пример: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.
- Проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, курсив, поля, унификация шрифтов, единый стиль.)
3. Каждый проект должен содержать следующие части:
1. титульный лист (название, дата, авторы и пр.)
2. краткую аннотацию, содержащую изложение основных позиций проекта;
3. оглавление;
4. эпиграф (желательно)
5. краткий экскурс в историю вопроса (по возможности с иллюстративным рядом);
6. основные проектные идеи, обоснование их выбора;
7. технологическую часть: эскизы, планы, схемы, расчеты,
8. визуальный ряд к проекту: макеты, фотографии, рисунки, компьютерный дизайн (например, макет с возможностью перемещением объектов) и др.
9. заключение
10. библиографические сведения (список использованной литературы)
11. сведения об авторах проекта;
12. для учащихся 10 и 11 кл. и желающих учащихся 7-9 кл. – summary на иностранном языке.
IX. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ.
Следует руководствоваться умениями и навыками, изложенными в учебно-тематических планах соответствующих параллелях. Так в классах 5-7 предпочтение отдается работам, выполненным в размере базовых знаний на PC Mak с использованием ПО: ClarisWorks, Логомиры
Среда выполнения проекта
1. Для текстовых файлов: файлы сохраняются в формате DOC или RTF с проверкой на макровирусы, используемый в работе размер основного шрифта 12, 14; заголовков – 14, 16; шрифты разрешается применять стандартные Times, Arial, MS San Sherif; разрешается использовать выделение курсивом, жирным, подчеркивание; документ форматируется в соответствии с его логической структурой; текст выравнивается по двум границам, заголовки – центрированы; межстрочный интервал – 1,5; текст не должен содержать грамматических и синтаксических ошибок; готовый материал должен быть связан в макет (связанные блоки, обтекание текстом); для оформления табличной информации предпочтительно использование электронной таблицы; использование формул для размещения расчетов и диаграмм для показа информации; использование редактора формул для вставки текста формул;
2. При использовании среды MS POWER POINT ее выбор определяется типом подбираемого материала (много графических изображений и мало текста). Применяются стандартные шрифты, анимация и звуковые эффекты используются в пределах разумного, а не как самоцель. Количество слайдов также в пределах разумного определяется преподавателем. Отбор материала должен быть осмысленным, необходимо избегать дословного переписывания. Проект на иностранных языках должен выполняться на иностранном языке с текстовым переводом. Не желательно использование готового материала из Интернета или лазерного диска – это не является творческой работой.
Нельзя использовать чужой материал без соответствующих ссылок.
3. При использовании среды Интернет графические файлы должны быть оптимизированы по размеру и быстродействию раскрытия (не более 100Кб), для Интернет-продукта – не более 50 Кб в формате JPG или GIF. Проект должен быть размещаем в сети и удовлетворять требованиям презентаций. Web-дизайн проекта: темный шрифт на светлом фоне, единый стиль всего проекта, форматирование текста(выравнивание, тоже, что и для текстовых документов), страница не более 1,5 – 2 страниц текста, использование удобной навигации (с оглавления на любую страницу и возврат на главную), продуманное использование графики и других нетекстовых объектов (видео, аудио, мультимедиа потоки)
X. ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
1.Тема проекта ________________________
2.Авторы проекта ________________________
3.Класс ________________________
4.Научный руководитель ________________________
5.Тип проекта (интегративный, предметный) ________________________
6.Форма проекта ________________________
7.Краткое описание проекта (возможности использования особенности проекта и т.д.) ________________________
____________________ уч. Год
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
XII. ЛИСТ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Эффективно ли ты использовал отведенное время?
______________________________________________
2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?
______________________________________________
3 .Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?
______________________________________________
4. Легко ли ты решал возникающие проблемы?
______________________________________________
5. Уложился ли ты в отведенные сроки?
______________________________________________
6. Каково твое мнение о других проектах?
______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обучение письму как виду речевой деятельности в средней школе" учитель французского языка: Федорова Т. А.
В данной работе была поставлена задача: рассмотреть обучение письму, как виду речевой деятельности. Письмо рассматривалось как важное средство в изучении языку. Процесс овладения письмом на инос...
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ.
Особенности диагностической деятельности учителя средней школы в личностно-развивающем образовании - первая часть научной работы....
Проектная деятельность в средней школе
СОДЕРЖАНИЕ Введение. ...
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
Система вокально-хоровой работы во внеурочной деятельности в средней школе.
В статье раскрывается система вокально-хоровой работы с детьми школьного возраста на базе средней школы....
Принципы организации внеклассной воспитательной деятельности в средней школе и на уроках иностранного языка.
«…замечательные, блестящие уроки есть там,где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,где имеются и применяются самые разнообразныеформы развития учащихся вне уроков".В.А.Сухомлинский...
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...