Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе
статья по английскому языку по теме

Максимова Юлия Анатольевна

Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1tseli_obucheniya_na_nach_etape.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цели обучения на начальной ступени языкового образования и пути их достижения.

Теория раннего обучения иностранным языкам в России разрабатывалась еще в 70-е годы прошлого столетия, в Европе данная теория получила широкое распространение несколько позже, в 80-е годы. Целью раннего обучения иностранным языкам согласно различным программам являлось не только формирование речевых (коммуникативных) умений, но и знакомство ребенка с культурой носителей изучаемого языка, воспитание понимания своей принадлежности к международному сообществу, толерантного отношения к представителям другого этноса, а также развитие интеллектуальных способностей ребенка.

В настоящее время согласно Стандарту начального общего образования по иностранному языку1 изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- обеспечение коммуникативно–психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также и общеучебных умений.

В качестве основной цели обучения иностранным языкам на современном этапе рассматривается «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения». (М.З. Биболетова)

На начальной ступени закладываются «основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне»2.

Составляющими коммуникативной компетенции наиболее развернуто представлены в одной из работ Джо Шейлза. Ими являются: 1) лингвистическая, 2) социолингвистическая, 3) дискурсивная, 4) стратегическая, 5) социокультурная и 6) социальная компетенция3.

Достижение целей обучения иностранным языкам на начальном этапе реализуется посредством различных способов обучения. Например, существуют курсы, построенные на интеграции различных предметов: «Английский язык и окружающий мир» (Н.Н. Трубанева), «Интегральное обучение иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста» (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения)(Л.В. Гаделия) и др. Созданы курсы обучения иностранным языкам на сюжетной основе (К.К. Остапенко), с использованием произведений детской англоязычной литературы (О.А. Денисенко, С.В. Снегова) и т. д.

В целом же можно утверждать, что «существующие подходы к обучению иностранным языкам делятся на преимущественно когнитивные и преимущественно коммуникативные. То есть на те, в которых происходит последовательная опора на сознание, на опыт учащихся в родном языке и те, которые стремятся повторить путь овладения родным языком, основанный на методе проб и ошибок. Подходы варьируются в зависимости от условий обучения, таких как наличие языковой среды, возраст учащихся, мотивация, сходство и различия в родном и изучаемом языках» (М.З. Биболетова).

О коммуникативном подходе в обучении А.А. Леонтьев писал: «… в определенный момент в методике преподавания иностранных языков … утвердился коммуникативный подход, в наибольшей степени соответствующий как ведущим в настоящее время целям обучения, так и психолого-педагогическим идеям сегодняшнего дня, лежащим в основе методических положений»4.

В то же время, внедряя данный подход, многие теоретики и практики впадают в крайности. В процессе обучения иностранному языку они используют методические приемы, присущие в основном преимущественно когнитивному (сознательному) подходу в обучении, т.е. обращают больше внимания языковому анализу, либо используют в большей степени приемы, присущие коммуникативному (интуитивному) подходу в обучении, т.е. формированию коммуникативных умений без сознательной систематизации языкового материала. Так, многие педагоги продолжают использовать методические приемы в русле преимущественно интуитивного подхода в обучении иностранным языкам младших школьников, которые они использовали при обучении детей дошкольного возраста.

Между тем, данные психологии свидетельствуют о том, что у детей уже в дошкольном возрасте начинают формироваться способности к овладению иноязычной речью на сознательной основе (Е.И. Негневицкая). А в связи с переходом в начальную школу ребенок получает новую социальную роль «ученик» и к игровой деятельности, которая до прихода в школу являлась его основным способом познания мира, подключается учебная деятельность, которая выступать в роли ведущей в последующие годы (Ш.А. Амонашвили, А.А. Венгер и др.).

Изменение характера деятельности детей при переходе в начальную школу, а также изменения их возрастных особенностей: развитие психических процессов, повышение уровня осведомленности и понятийности, соответствующего физическому возрасту (6-7 лет), способность не только к механическому, но и логическому запоминанию и воспроизведению, способность к направленной концентрации внимания, умение выделить основные признаки и связи между явлениями, способность действовать по образцу, правилу, способность к овладению на слух разговорной речи на родном языке и речевыми правилами, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы заставляет по-новому взглянуть на цели, содержание и методы обучения.

Таким образом, на основании анализа психофизиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно выделить две стратегии обучения иностранному языку, которые позволяют реализовать намеченные цели обучения иностранному языку в условиях непрерывного языкового образования в системе «детский сад – начальная школа»:

Стратегию, построенную на преимущественно интуитивных способах овладения материалом, которая приемлема для обучения дошкольников в силу их психофизиологического уровня и ведущего вида деятельности.

Стратегию, построенную на преимущественно сознательных способах овладения материалом, она становиться ближе детям, у которых развивается учебная деятельность, то есть 6-7 летним детям.

В этом случае необходимо определить, какие приемы интуитивного и сознательного характера можно использовать, чтобы обеспечить гибкий переход от обучения иностранному языку дошкольников к обучению младших школьников, и каково должно быть их взаимодействие при обучении иноязычному общению детей данного возраста.

Для занятий в группе детей дошкольного возраста, как было отмечено ранее, можно применять методические приемы в русле преимущественно интуитивного подхода в обучении. Это такие приемы как:
- приемы, способствующие лучшему запоминанию учебного материала: жесты, - мимизация, ассоциация, ритмизация, пропевки и т.д.);
- построение канвы из взаимосвязанных сюжетов уроков;
- распределение ролей-масок;
- блочная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм взаимодействия (пары, триады, группы, «шпалеры» и т.д.);
- использование тренировочных упражнений;
- создание учебно-речевых ситуаций, приближенных к реальным;
- использование игр, драматизации, стихов, песен, рифмовок и т.д.

В обучении младших школьников наряду с методическими приемами в русле интуитивного подхода в обучении целесообразнее использовать методические приемы, опирающиеся на сознательные механизмы, такие как:
- учет родного языка или использование опоры на родной язык (Г.В. Рогова, И.А Верещагина):
- в качестве фонового при введении нового полилога, введении обучаемых в учебно-речевую ситуацию и постановке коммуникативных задач (Г.А. Китайгородская);
- при переводе абстрактных существительных;
- при словообразовании;
- при объяснении грамматических правил;
- проведение звукобуквенного анализа;
- использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных, вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке (М.З. Биболетова).

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием методических приемов обучения в русле преимущественно сознательного подхода позволяет не только сформировать коммуникативные умения учащихся на хорошем для детей данного возраста уровне, но и развивает личностные качества детей, их интеллектуальные, познавательные и речевые способности, повышает мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком.

Итак, в заключении можно сказать, что реализация целей обучения на начальной ступени языкового образования оптимальна при обучении, которое носит не только обучающий, но и развивающий характер. Такую возможность дает подход в обучении на основе разумно сбалансированного взаимодействия интуитивных и сознательных приемов обучения.

Данный подход к обучению иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет развивать психические процессы детей и в то же время делает достижение целей обучения иностранному языку более эффективным.

Литература
1 Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ, 2004. – 380, [4] с. – (Образование в документах и комментариях)». (с. 65 - 66)
2 Программы обучения иностранным языкам в начальной школе. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с. (с. 5)
3 Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении иностранным языкам. Совет по культурному сотрудничеству. Проект №12. Совет Европы Пресс, 1995. – 712с. (с. 2)
4 Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 536 с. - (Серия «Психологи России»). (с. 348)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

«Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе»

  Проблема определения целей обучения  иностранным языкам. Исходным пунктом  стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению....

Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе

Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Ролевая игра- методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком....