Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе
статья по английскому языку по теме
Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1tseli_obucheniya_na_nach_etape.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели обучения на начальной ступени языкового образования и пути их достижения.
Теория раннего обучения иностранным языкам в России разрабатывалась еще в 70-е годы прошлого столетия, в Европе данная теория получила широкое распространение несколько позже, в 80-е годы. Целью раннего обучения иностранным языкам согласно различным программам являлось не только формирование речевых (коммуникативных) умений, но и знакомство ребенка с культурой носителей изучаемого языка, воспитание понимания своей принадлежности к международному сообществу, толерантного отношения к представителям другого этноса, а также развитие интеллектуальных способностей ребенка.
В настоящее время согласно Стандарту начального общего образования по иностранному языку1 изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- обеспечение коммуникативно–психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также и общеучебных умений.
В качестве основной цели обучения иностранным языкам на современном этапе рассматривается «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения». (М.З. Биболетова)
На начальной ступени закладываются «основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне»2.
Составляющими коммуникативной компетенции наиболее развернуто представлены в одной из работ Джо Шейлза. Ими являются: 1) лингвистическая, 2) социолингвистическая, 3) дискурсивная, 4) стратегическая, 5) социокультурная и 6) социальная компетенция3.
Достижение целей обучения иностранным языкам на начальном этапе реализуется посредством различных способов обучения. Например, существуют курсы, построенные на интеграции различных предметов: «Английский язык и окружающий мир» (Н.Н. Трубанева), «Интегральное обучение иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста» (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения)(Л.В. Гаделия) и др. Созданы курсы обучения иностранным языкам на сюжетной основе (К.К. Остапенко), с использованием произведений детской англоязычной литературы (О.А. Денисенко, С.В. Снегова) и т. д.
В целом же можно утверждать, что «существующие подходы к обучению иностранным языкам делятся на преимущественно когнитивные и преимущественно коммуникативные. То есть на те, в которых происходит последовательная опора на сознание, на опыт учащихся в родном языке и те, которые стремятся повторить путь овладения родным языком, основанный на методе проб и ошибок. Подходы варьируются в зависимости от условий обучения, таких как наличие языковой среды, возраст учащихся, мотивация, сходство и различия в родном и изучаемом языках» (М.З. Биболетова).
О коммуникативном подходе в обучении А.А. Леонтьев писал: «… в определенный момент в методике преподавания иностранных языков … утвердился коммуникативный подход, в наибольшей степени соответствующий как ведущим в настоящее время целям обучения, так и психолого-педагогическим идеям сегодняшнего дня, лежащим в основе методических положений»4.
В то же время, внедряя данный подход, многие теоретики и практики впадают в крайности. В процессе обучения иностранному языку они используют методические приемы, присущие в основном преимущественно когнитивному (сознательному) подходу в обучении, т.е. обращают больше внимания языковому анализу, либо используют в большей степени приемы, присущие коммуникативному (интуитивному) подходу в обучении, т.е. формированию коммуникативных умений без сознательной систематизации языкового материала. Так, многие педагоги продолжают использовать методические приемы в русле преимущественно интуитивного подхода в обучении иностранным языкам младших школьников, которые они использовали при обучении детей дошкольного возраста.
Между тем, данные психологии свидетельствуют о том, что у детей уже в дошкольном возрасте начинают формироваться способности к овладению иноязычной речью на сознательной основе (Е.И. Негневицкая). А в связи с переходом в начальную школу ребенок получает новую социальную роль «ученик» и к игровой деятельности, которая до прихода в школу являлась его основным способом познания мира, подключается учебная деятельность, которая выступать в роли ведущей в последующие годы (Ш.А. Амонашвили, А.А. Венгер и др.).
Изменение характера деятельности детей при переходе в начальную школу, а также изменения их возрастных особенностей: развитие психических процессов, повышение уровня осведомленности и понятийности, соответствующего физическому возрасту (6-7 лет), способность не только к механическому, но и логическому запоминанию и воспроизведению, способность к направленной концентрации внимания, умение выделить основные признаки и связи между явлениями, способность действовать по образцу, правилу, способность к овладению на слух разговорной речи на родном языке и речевыми правилами, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы заставляет по-новому взглянуть на цели, содержание и методы обучения.
Таким образом, на основании анализа психофизиологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно выделить две стратегии обучения иностранному языку, которые позволяют реализовать намеченные цели обучения иностранному языку в условиях непрерывного языкового образования в системе «детский сад – начальная школа»:
Стратегию, построенную на преимущественно интуитивных способах овладения материалом, которая приемлема для обучения дошкольников в силу их психофизиологического уровня и ведущего вида деятельности.
Стратегию, построенную на преимущественно сознательных способах овладения материалом, она становиться ближе детям, у которых развивается учебная деятельность, то есть 6-7 летним детям.
В этом случае необходимо определить, какие приемы интуитивного и сознательного характера можно использовать, чтобы обеспечить гибкий переход от обучения иностранному языку дошкольников к обучению младших школьников, и каково должно быть их взаимодействие при обучении иноязычному общению детей данного возраста.
Для занятий в группе детей дошкольного возраста, как было отмечено ранее, можно применять методические приемы в русле преимущественно интуитивного подхода в обучении. Это такие приемы как:
- приемы, способствующие лучшему запоминанию учебного материала: жесты, - мимизация, ассоциация, ритмизация, пропевки и т.д.);
- построение канвы из взаимосвязанных сюжетов уроков;
- распределение ролей-масок;
- блочная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм взаимодействия (пары, триады, группы, «шпалеры» и т.д.);
- использование тренировочных упражнений;
- создание учебно-речевых ситуаций, приближенных к реальным;
- использование игр, драматизации, стихов, песен, рифмовок и т.д.
В обучении младших школьников наряду с методическими приемами в русле интуитивного подхода в обучении целесообразнее использовать методические приемы, опирающиеся на сознательные механизмы, такие как:
- учет родного языка или использование опоры на родной язык (Г.В. Рогова, И.А Верещагина):
- в качестве фонового при введении нового полилога, введении обучаемых в учебно-речевую ситуацию и постановке коммуникативных задач (Г.А. Китайгородская);
- при переводе абстрактных существительных;
- при словообразовании;
- при объяснении грамматических правил;
- проведение звукобуквенного анализа;
- использование моделирования для формирования утвердительных, отрицательных, вопросительных предложений и структуры высказывания на английском языке (М.З. Биболетова).
Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием методических приемов обучения в русле преимущественно сознательного подхода позволяет не только сформировать коммуникативные умения учащихся на хорошем для детей данного возраста уровне, но и развивает личностные качества детей, их интеллектуальные, познавательные и речевые способности, повышает мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком.
Итак, в заключении можно сказать, что реализация целей обучения на начальной ступени языкового образования оптимальна при обучении, которое носит не только обучающий, но и развивающий характер. Такую возможность дает подход в обучении на основе разумно сбалансированного взаимодействия интуитивных и сознательных приемов обучения.
Данный подход к обучению иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста позволяет развивать психические процессы детей и в то же время делает достижение целей обучения иностранному языку более эффективным.
Литература
1 Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ, 2004. – 380, [4] с. – (Образование в документах и комментариях)». (с. 65 - 66)
2 Программы обучения иностранным языкам в начальной школе. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с. (с. 5)
3 Шейлз, Д. Коммуникативность в обучении иностранным языкам. Совет по культурному сотрудничеству. Проект №12. Совет Европы Пресс, 1995. – 712с. (с. 2)
4 Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 536 с. - (Серия «Психологи России»). (с. 348)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...
Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе
В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...
«Определение цели обучения иностранным языкам на современном этапе»
Проблема определения целей обучения иностранным языкам. Исходным пунктом стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению....
Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе
Цели обучения иностранным языкам на начальном этапе...
Цели обучения иностранным языкам на современном этапе.
Цели обучения иностранным языкам на современном этапе....
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы его вн...